«В гостях у десятка» (с. 90—91)
Цели урока:
1) закрепить знания учащихся о
нумерации чисел первого десятка, состав чисел в пределах 10, навыки счета;
2) развивать наблюдательность,
смекалку и фантазию.
Материалы и оборудование:
1. Бумажные модели ракет (3 штуки) с
отверстием в виде иллюминатора.
2. Кроссворд.
3. Изображения Белочки, Деда Мороза,
Золушки, Карлсона, Мышки, Паровоза.
4. 2 набора цифр от 1 до 9 с буквами
на оборотной стороне.
5. Касса цифр.
6. Круговой пример с прорезями для
карточек с ответами.
ХОД УРОКА
1. Организационный
момент. Подготовка к
путешествию на сказочную, веселую планету Математика.
2. Игра-эстафета «Запуск ракеты».
— Итак, в путь! Начнем наше необычное
путешествие на планету Математика. (Учитель показывает на красочно оформленную
доску.)
Весело живут на той планете
Взрослые и дети.
Управляют там мальчишки,
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
|
— Кто же главный на планете Математика? К кому мы
полетим? (Числа.)
— Планета эта находится очень далеко
от Земли. И лететь нам придется на ракете. Сколько ракет приготовлено к старту?
(3.)
— Правильно! Каждый ряд полетит на
своей ракете.
3. Выполнение логических упражнений
на нумерацию.
— Наконец мы поднялись в небо. Летим
день, летим другой, третий... И вот в иллюминаторе показалась планета.
Учитель вставляет в иллюминаторы ракет по
одному кругу с заданием и поясняет, что задания разные, так как каждая ракета
видит планету со своей стороны.
— Найдите на картинке все цифры от 0
до 9. (На каждом из трех рисунков вразброс даны цифры от 0 до 9 разного цвета,
размера, начертания.)
— Мы
выполнили все задания и спустились на планету Математика. Вокруг нас цифры. Они
приветствуют нас, дарят нам свои фотографии. Не верите, загляните в свои
тетради.
Учащиеся находят в учебнике или тетради
открытки с цифрами от 1 до 9.
— А у меня, ребята, две фотографии
цифр. (Учитель читает стихи и демонстрирует две карточки из кассы цифр.)
Цифра вроде буквы О —
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
(С. Маршак)
|
— Это число
нам хорошо знакомо. Вы знаете, как оно записывается, как читается. Умеете
считать до 10, решать примеры и задачи, знаете состав 10 и умеете дополнять
любое однозначное число до 10.
Десяток будет вашим экскурсоводом на
планете Математика. Он вместе с учебником поможет вам выбрать наиболее
интересный маршрут. От имени Десятка учитель обращается к детям со словами:
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
(Ю. Яковлев)
|
Затем
учитель просит учащихся выставить по порядку карточки-фотографии цифр сначала с
красными цифрами, а потом с синими. На
доске появляются два набора карточек.
По команде учителя
один ученик переворачивает оборотной стороной красные карточки, а другой —
синие, и учащиеся узнают следующий вид заданий, который задал Десяток:
ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД.
4. Отгадывание кроссворда. Выполнение
упражнений учебника (с. 90, № 1—7).
1) Десяток задает ученикам
загадку, ответ на которую есть первое слово кроссворда:
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух.
Только слышно: стук да стук!
(Счеты.)
|
Далее учитель предлагает детям показать
Десятку, как они знают состав числа 9, и выполнить задание № 1 на
с. 90.
2) Второе слово кроссворда —
ответ к загадке:
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз.)
|
Учитель вспоминает с учащимися о предстоящем
празднике Нового года, о Деде Морозе и, показывая на картинку к упражнению
№ 2 учебника, говорит:
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же всякие предметы.
Стали мы пакет вскрывать,
Содержимое считать:
Два квадрата очень синих...
|
(Далее
дети вместе с учителем продолжают перечислять: два синих маленьких
треугольника, пять желтых маленьких треугольников, один большой желтый
треугольник.)
Все лежит в пакетах этих!
Сколько ж в них фигурок, дети?
|
Затем
дети определяют, по какому признаку Дед Мороз разделил эти фигуры на два
пакета, и дают пояснения к соответствующим примерам.
3) Чтобы узнать третье слово
кроссворда, ученики разгадывают загадку Деда Мороза:
Зимой и летом одним цветом.
(Ель.)
|
Дети
отыскивают на страницах учебника задание Ели. Это № 3, где требуется
вставить вместо кружков знаки «+» или «—» так, чтобы записи стали верными.
4) Четвертое слово — ответ к
загадке:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
|
Выполнение
задания № 4, с. 90.
5) Пятое слово кроссворда — ответ
к загадке Книги:
Большой, полосатый и сладкий
Под солнцем на грядке.
(Арбуз.)
|
Выполнение
задания № 5, с. 90.
5. Физкультминутка «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
|
6. Продолжение отгадывания кроссворда.
1) Шестое слово — ответ к загадке
Арбуза:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за столом ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук.)
|
Решение
задач № 6, с. 91.
2) Седьмое слово — ответ к
загадке Лука:
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Десять, не одну достали!
Как ее названье, дети?
(Картошка.)
|
Выполнение
задания № 7, с. 91.
3) Восьмое слово — ответ к
загадке Картошки:
Четвертый месяц так шагает,
Что с треском лопается лед.
(Апрель.)
|
Учитель:
«Разгадав кроссворд, вы узнали ключевое слово — СМЕКАЛКА. Именно смекалка помогала нам сегодня выполнять
трудные задания».
7. Итог урока.
— На какой планете мы сегодня
побывали?
— Что мы там делали? Кого встретили?
— Кто нам подарил свои фотографии?
Сколько их у нас?
— Вам понравилось это путешествие?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.