Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению Ю.И.Ермолаев "Проговорился" ( 3 класс)

Конспект по литературному чтению Ю.И.Ермолаев "Проговорился" ( 3 класс)

Конспект урока по литературному чтению в классе










Тема урока: Ю.И.Ермолаев «Проговорился».















Гончарова Галина Ивановна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"»
р.п.Первомайский, г.Щёкино, Тульской области

























Урок по литературному чтению

3 класс

"Школа России"

авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: Ю.И.Ермолаев «Проговорился»



Цели урока:

Предметные :

  • формировать умения работать с текстом;

  • создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;

  • формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

  • создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  • формировать умение создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

  • формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;

  • формировать умение определять тему и главную мысль текста;

  • создавать условия для формирования умения вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;



Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения;

  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

  • находить сходство и различия используемых художественных средств;

  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



Личностные:

  • обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;

  • работать над осознанием ответственности за общее дело.

  • прививать любовь к чтению;

  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу;









Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организация класса

Древнекитайская мудрость гласит :

«Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный». (Древний китайский афоризм).

Повернитесь друг к другу,

возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу

удачи на урок





2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Прочитайте этот рассказ.



Ермолаев Юрий Иванович «Страшный мостик»

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась.
«Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.
Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
- Вот противный мостик! – рассердились мальчики.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали:
- Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что сказали.
А можно было еще лучше сделать.

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

-Определите главную мысль этого рассказа. (Лучше не говорить, а делать)

-Кто автор этого произведения?

- Кто знаком с творчеством этого писателя?

- Сегодня на уроке мы познакомимся

  • с жизнью и творчеством Юрия Ивановича Ермолаева.

Будем учиться:

  • анализировать текст,

  • читать выразительно по ролям, передавая характер героев произведения.



3.Работа с дополнительными источниками.

- Как же можно познакомить с биографией писателя? (энциклопедия, Интернет, дополнительная литература)





4. Работа в парах с дополнительными источниками.

- используя информацию из детской энциклопедии расскажите о жизни и творчестве Ю.Ермолаева.





6.Актуализация знаний. Прогнозирование содержания рассказа.

Работа с пословицей и поговоркой.

-Объясните смысл этих высказываний.

Слово- не воробей , вылетит- не поймаешь.

Правда, что шило в мешке - не утаишь.

- Как вы думаете о чём пойдёт речь в новом произведении.

- Прочитайте название рассказа.

Кроссворд -"Проговорился"

-Как вы думаете кто и о чём может проговориться ?

Откройте стр.180 вашего учебника и рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу.

- Что вы можете сказать по этой иллюстрации о рассказе?









7.Первичное чтение .Проверка восприятия. Анализ содержания произведения.

Рассказ читает хорошо подготовленный ученик.

- Понравился ли вам этот рассказ?





8. Чтение по цепочке







9. Физминутка





10.Первичная проверка понимания. Анализ содержания произведения.

Вопросы после чтения.

1. О чем проговорился попугай?

2.Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем?

3.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

2. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

Можно ли соотнести поговорки с содержанием рассказа? Докажите.

Слово- не воробей , вылетит- не поймаешь.

Правда, что шило в мешке - не утаишь.

- Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная



11.Подготовка к чтению по ролям.

- Чему Ирочка учила своего питомца. Прочитайте.

- Как Ирочка общалась с бабушкой?

- Как это надо прочитать?

-Найдите и прочитайте , какая была погода?

-Можно ли по описанию погоды сказать какое было настроение у девочки?

- Как вы понимаете выражение "предчувствуя восторженные похвалы"

-Как девочка общалась с попугаем в классе? Как это прочитать?

- Как вел себя попугай?

Передайте это поведение интонацией при чтении.



- Поменялось ли настроение Ирочки?

- Найдите в тексте, как менялось настроение Ирочки.

Попробуйте передать это настроение при чтении интонацией голоса.

Распределение ролей.



12. Чтение по ролям.

- Удалось ли ребятам передать характер героев рассказа?

- Как вы относитесь к Ирочке?

- Чему учит вас это произведение?





13. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению











14. Рефлексия.



Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.



Фамилия, имя

Критерии

Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).

Формулировал ответы, выводы.

Выступал от группы.

Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).

Оформлял (запись, рисунок, график, кроссворд)

































Организация направленного внимания на начало учебного занятия

Создать условия для положительного эмоционального настроя на урок.







формулирование проблемы; создание условий для нахождения

самостоятельных способов решения проблем поискового характера.





























































Создает условия для работы с дополнительными источниками



























Создает условия для решения проблемной задачи, прогнозирования содержания рассказа













Создание условий для работы в парах направленных на процесс сотрудничества; партнерства; умение слушать и слышать собеседника; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности.











Создает условия для первичного чтения произведения









Создает условия для чтения по цепочке

















Проводит анализ текста































Создает условия направленные на умение слушать и слышать собеседника;

умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной.







Создает условия для формирования выразительного чтения

















































































Создает условия для формирования личной ответственности за результаты своей

деятельности























Принимают и сохраняют учебную задачу урока.













Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.



















осуществляют

последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей







































Находят нужную информацию в дополнительных источниках









Работают в парах; учиться договариваться, принимать точку зрения других учеников, учиться аргументировать свою точку зрения













Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.









работают в группах; учиться договариваться, принимать точку зрения других учеников, учиться аргументировать свою точку зрения

Решают аудиокроссворд, выясняют название рассказа, высказывают свое мнение по содержанию рассказа.











Слушают содержание рассказа, высказывают свое мнение









Читают по цепочке





















Работают с текстом: отвечают на вопросы, определяют тему и главную мысль.

























принимают точку зрения других учеников, учиться аргументировать свою точку зрения





















Отвечают на вопросы, принимают поставленную задачу























































Читают по ролям, передают характер и настроение героев рассказа





































Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.





























Список использованной литературы


Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 часть. 3 класс. Москва «Просвещение», 2012.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Москва «Просвещение», 2012.

Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.3 класс. Москва «Просвещение», 2021.

Большой энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия. 1991.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.П. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Вариант. 1994.

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Детские писатели. Справочник. М: С-Инфо. Баллас. 1997.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь М: Русский язык 1990.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: 2008.

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 1,2 часть. 3 класс. Москва «Просвещение», 2012.

Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.3 класс. Москва «Просвещение», 2012.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы, "Вако", Москва 2003.

Мозаика Детского Отдыха Внеклассные мероприятия 3 класс. "Вако", Москва 2005.

Сухих И.Г. Занимательные материалы для начальной школы. М.: ВАКО 2004

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М: 1997.

Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова. Москва. Новая школа.1994



http://n-shkola.ru/subscription.html

http://www.nachalka.com/

http://1september.ru



Конспект по литературному чтению Ю.И.Ермолаев "Проговорился" ( 3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний

Тема:  Ю.И.Ермолаев «Проговорился»

 Цели  урока:

Предметные :

·         формировать  умения работать с текстом;

·         создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;

·         формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

·         создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

·         формировать умение создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

·         формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;

·         формировать умение определять тему и главную мысль текста;

·         создавать условия для формирования умения вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

 

Метапредметные:

·         создавать условия для аргументированного мнения;

·         умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

·         находить сходство и различия используемых художественных средств;

·         способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

·         понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы

·         ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

 

Личностные:

·         обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

·         формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;

·         работать над осознанием ответственности за общее дело.

·         прививать любовь к чтению;

·         воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем    окружающим людям.

·         способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как:          умение дружить, беречь дружбу;

 

 

 

 

Автор Гончарова Галина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5384
Номер материала 17164
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓