Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению на тему "Мы не хотим войны"(по произведениям А.Твардовского «Рассказ танкиста» и Ю.Коринец «Волшебное письмо»)(3 класс)

Конспект по литературному чтению на тему "Мы не хотим войны"(по произведениям А.Твардовского «Рассказ танкиста» и Ю.Коринец «Волшебное письмо»)(3 класс)

Начальные классы, 3 класс.

Предмет: литературное чтение

Учитель: Лощёнова Ирина Викторовна

Место работы: ГУ Шалдайская средняя общеобразовательная школа




Тема: «Мы не хотим войны» (по произведениям А.Твардовского «Рассказ танкиста» и Ю.Коринец «Волшебное письмо»)

Цели: 1. Познакомить с произведениями А.Твардовского «Рассказ танкиста» - о войне и Ю. Коринец «Волшебное письмо» - о мире. Сравнение темы войны и мира.

2. совершенствовать скорость и выразительность чтения, расширять литературоведческий словарь

3. воспитывать нравственность, чувство патриотизма.


Оборудование: портреты юных героевВеликой Отечественной войны: Алия Молдагулова, Маншук Маметова, Ульяна Громова.ю Олег Кошевой и др., белые голуби, ИД


Ход урока:

  1. Оргмомент.

  1. Психологический настрой на урок.

(слайд с изображением яркого солнышка, цветущей ветви дерева и словами настроя)

Посмотрите вокруг:

Солнце светит в окно,

Небо, птицы поют,

Это так хорошо!

Это словом одним

Можно смело назвать

Мир у нас, мир для всех

И нельзя воевать!


(слайд с монументом славы и словом ПАМЯТЬ)

Эпиграф к уроку – зашифрованное слово «ПАМЯТЬ» (дети должны расшифровать сами)

  1. Беседа: что такое память? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Почему мы должны помнить героев войны?


Сегодня мы будем работать по центрам активности: центр литературы, центр математики, центр мужества, центр санитарный.

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя новыми произве6дениями противоположных тематик:

- о войне, героическом поступке мальчика – юного героя

- о мире, о том как важно его сохранять.

(слайд с изображением вечного огня, сверху надпись «Мы не хотим войны»

Справа от вечного огня надпись «А.Твардовский. Рассказ танкиста», слева от вечного огня надпись «Ю.Коринец «Волшебное письмо»)


Автор произведения о войне – А.Твардовский, о мире – Ю.Коринец.

  1. Актуализация знаний

  1. Проверка выполнения домашнего задания

«Красная ромашка» - выразительное чтение.

Обсуждение:

- можно ли соотнести высказывания наших одноклассников и стихотворение «Красная ромашка» с эпиграфом урока?

Прочтите последние 8 строк этого стихотворения еще раз.

Почему мы должны помнить о войне?

  1. Работа в центре математики: (на слайде)

136 207 320

х х х

5 3 2

(680, 621, 640)

Найдите сумму этих произведений (1941)

О чем нам может рассказать это число (год начала Великой Отечественной войны)

Эта война была очень долгой. Она длилась 1417 дней и ночей и унесла более 20 миллионов жизней.

(слайд с плакатом «Родина мать зовёт!» и числом 1941

  1. Беседа:

Произнесите медленно с чувством слово В_О_Й_Н_А (дети произносят)

Какие ассоциации у вас возникли (Ответы детей: смерть, разруха, страх, горе, плач, слёзы)

(слайд разрухи во время войны)

Подберите к слову война эпитеты – какая она? (дети: жестокая, бессердечная, кровавая, страшная, зверская)

Какое чувство у вас вызывает война? (дети: тревога, беспокойство, страх, горе, беда)

И тогда, в 1941 году у всех людей война вызывала такие же чувства. На защиту своей Родины поднялись все от мала до велика.

Рефераты об Алие Модагуловой, Маншук Маметовой (из предыд. д/з, подготовленные дети)

Стихотворение «Алия» (из предыд .д/з, наизусть – 1 ребенок)

Известные и неизвестные герои

(слайд обзор портретов)

А вы смогли бы быть героями? Какими качествами нужно для этого обладать? Давайте проверим!

  1. Работа в центре мужества для мальчиков (оборудование: палас, противогазы, военная сумка, гранаты): открыть сумку, надеть противогаз, проползти через «минное поле» с препятствиями, кинуть гранату, вернуться на боевую позицию.

  2. Работа в санитарном центре для девочек: перебинтовать раненного бойца (голову, руку)

  1. Изучение нового материала

  1. Работа в центе литературы: откройте учебники литературы на странице 236. Прослушайте аудиозапись стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста»

(слайд танк с танкистами из тематики Великой Отечественной войны)

  1. Работа над текстом стихотворения:

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? (дети: чувство страха, гордости, интереса, опасности…)

Кто является героем стихотворения? Можно ли назвать его героем? (дети: мальчик, да)

Как вы думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (дети: Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу)

Какие качества характера мальчика раскрываются во время чтения стихотворения? ( дети:

- трудолюбивый – потому что не считает за труд приносить воду ведрами

- приветливый – встречает как гостей

- щедрый – сливы сует

- смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, бойкий – разведал, где пушка стоит, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Твардовский использует литературный прием – повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения. Для того, чтобы показать, что бой действительно был трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал родную землю от врагов. Танкист испытывает сожаление, что не успел спросить даже имени маленького героя. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.

Какий прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы ? (дети: прием сравнения)

Найдите прием сравнения

Мальчика – с главарём, рубаху – с пузырём, пули – с гвоздями.

А с каким чувством говорит он о мальчике, который помог ему в бою?

IY. Закрепление

  1. Выразительное чтение стихотворения (по цепочке)

Почему при повторе одинаковой строфы нужно читать с разной интонацией?

Но и этой страшной войне пришёл справедливый конец. Советские солдаты победили!

Кто назовет дату окончания Великой Отечественной войны? (дети 9 мая 1945 года).

В этом году мы будем отмечать 70 лет со дня Победы.

Что принесла нам Победа? (мир)

(слайд 1945-2015 г., 70 лет со дня Победы на фоне салюта)

А что для нас мир? Что вы представляете себе, видя или слыша это слово? Какие ассоциации у вас возникают?

(ответы детей: солнце, дети, голубое небо)

Сейчас я буду читать вам стихотворение «Волшебное письмо» (чтение учителем)

  1. Работа в центре ИЗО:

А теперь давайте нарисуем на доске это волшебное письмо. (повторное чтение, при повторном чтении каждый ребенок выходит и на интерактивной доске с помощью Activstudio рисует элемент стихотворения, воссоздается картинное изображение стихотворения). Почему в стихотворении изображается именно белый голубь, а не какая-нибудь другая птица? Голубь издавна считался птицей мира.

(слайд с нарисованным рисунком детей по стихотворению)

  1. Итог урока

  1. Чем вам понравился урок? Что было особенного? Что нового узнали? Что понравилось? Я предлагаю вам сделать подарки нашим гостям – подарим им символы мира - голубей, которых мы сделали на уроке труда и которые сегодня являлись украшением нашего урока.

(слайд «Голубь мира», с записью д/з)

  1. Д/з выучить наизусть одно из стихотворений по теме ( которое больше понравилось)

Конспект по литературному чтению на тему "Мы не хотим войны"(по произведениям А.Твардовского «Рассказ танкиста» и Ю.Коринец «Волшебное письмо»)(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Начальные классы, 3 класс.

Предмет: литературное чтение

Учитель: Лощёнова Ирина Викторовна

Место работы:  ГУ Шалдайская средняя общеобразовательная школа

 

 

Тема:  «Мы не хотим войны» (по произведениям А.Твардовского «Рассказ танкиста» и Ю.Коринец «Волшебное письмо»)

Цели: 1. Познакомить с произведениями А.Твардовского «Рассказ танкиста» - о войне  и Ю. Коринец «Волшебное письмо» - о мире. Сравнение темы войны и мира.

2. совершенствовать скорость и выразительность чтения, расширять литературоведческий словарь

3. воспитывать нравственность, чувство патриотизма.

 

Оборудование: портреты юных героевВеликой Отечественной войны: Алия Молдагулова, Маншук Маметова, Ульяна Громова.ю Олег Кошевой и др., белые голуби, ИД

 

Ход урока:

I.                    Оргмомент.

1.      Психологический настрой на урок.

(слайд с изображением яркого солнышка, цветущей ветви дерева и словами настроя)

Посмотрите вокруг:

Солнце светит в окно,

Небо, птицы поют,

Это так хорошо!

Это словом одним

Можно смело назвать

Мир у нас, мир для всех

И нельзя воевать!

 

(слайд с монументом славы и словом ПАМЯТЬ)

Эпиграф к уроку – зашифрованное слово «ПАМЯТЬ» (дети должны расшифровать сами)

2.      Беседа: что такое память? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Почему мы должны помнить героев войны?

 

Сегодня мы будем работать по центрам активности: центр литературы, центр математики, центр мужества, центр санитарный.

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя новыми произве6дениями противоположных тематик:

- о войне, героическом поступке мальчика – юного героя

- о мире, о том как важно его сохранять.

(слайд с изображением вечного огня, сверху надпись «Мы не хотим войны»

Справа от вечного огня надпись «А.Твардовский. Рассказ танкиста», слева от вечного огня надпись «Ю.Коринец «Волшебное письмо»)

 

Автор произведения о войне – А.Твардовский, о мире – Ю.Коринец.

II.                  Актуализация знаний

1.      Проверка выполнения домашнего задания

«Красная ромашка» - выразительное чтение.

Обсуждение:

- можно ли соотнести высказывания наших одноклассников и стихотворение «Красная ромашка» с эпиграфом урока?

Прочтите последние 8 строк этого стихотворения еще раз.

Почему мы должны помнить о войне?

2.      Работа в центре математики: (на слайде)

136                             207                             320

                       х                                     х                                      х

                             5                                3                                      2

 (680, 621, 640)

Найдите сумму этих произведений (1941)

О чем нам может рассказать это число (год начала Великой Отечественной войны)

Эта война была очень долгой. Она длилась 1417 дней и ночей и унесла более 20 миллионов жизней.

(слайд с плакатом «Родина мать зовёт!» и числом 1941

3.      Беседа:

Произнесите медленно с чувством слово В_О_Й_Н_А (дети произносят)

Какие ассоциации у вас возникли (Ответы детей: смерть, разруха, страх, горе, плач, слёзы)

(слайд разрухи во время войны)

Подберите к слову война эпитеты – какая она? (дети: жестокая, бессердечная, кровавая, страшная, зверская)

Какое чувство у вас вызывает война?  (дети: тревога, беспокойство, страх, горе, беда)

И тогда, в 1941 году у всех людей война вызывала такие же чувства. На защиту своей Родины поднялись все от мала до велика.

Рефераты об Алие Модагуловой, Маншук Маметовой (из  предыд. д/з, подготовленные дети)

Стихотворение «Алия» (из предыд .д/з, наизусть – 1 ребенок)

Известные и неизвестные герои

(слайд обзор портретов)

А вы смогли бы быть героями? Какими качествами  нужно для этого обладать? Давайте проверим!

4.      Работа в центре мужества для мальчиков (оборудование: палас,  противогазы, военная сумка, гранаты): открыть сумку, надеть противогаз, проползти через «минное поле» с препятствиями, кинуть гранату, вернуться на боевую позицию.

5.      Работа в санитарном центре для девочек: перебинтовать раненного бойца (голову, руку)

III.                Изучение  нового материала

1.      Работа в центе литературы:  откройте учебники литературы на странице 236. Прослушайте аудиозапись стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста»

(слайд танк с танкистами из тематики Великой Отечественной войны)

2.      Работа над текстом стихотворения:

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? (дети: чувство страха, гордости, интереса, опасности…)

Кто является героем стихотворения? Можно ли назвать его героем? (дети: мальчик, да)

Как вы думаете,  зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (дети: Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу)

Какие качества характера  мальчика раскрываются во время чтения стихотворения? ( дети:

- трудолюбивый – потому что не считает за труд приносить воду ведрами

- приветливый – встречает как гостей

- щедрый – сливы сует

- смелый, отважный, храбрый, бесстрашный, бойкий – разведал, где пушка стоит, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Твардовский использует литературный прием – повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения. Для  того, чтобы показать, что бой действительно был трудный и поступок  мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал родную землю от врагов. Танкист испытывает сожаление, что не успел спросить даже имени маленького героя. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.

Какий прием использован для того, чтобы выразительней описать предметы ? (дети: прием сравнения)

Найдите прием сравнения

Мальчика – с главарём, рубаху – с пузырём, пули – с гвоздями.

А с каким чувством говорит он о мальчике, который помог ему в бою?

IY. Закрепление

1.      Выразительное чтение стихотворения (по цепочке)

Почему при повторе одинаковой строфы нужно читать с разной интонацией?

Но и этой страшной  войне пришёл справедливый конец. Советские солдаты победили!

Кто назовет дату окончания  Великой Отечественной войны? (дети 9 мая 1945 года).

В этом году мы будем отмечать 70  лет со дня Победы.

Что принесла нам Победа? (мир)

(слайд 1945-2015 г., 70 лет со дня Победы на фоне салюта)

А что для нас мир? Что вы представляете себе, видя или слыша это слово? Какие ассоциации у вас возникают?

(ответы детей: солнце, дети, голубое небо)

Сейчас я буду читать вам стихотворение «Волшебное письмо» (чтение учителем)

2.      Работа в центре ИЗО:

А теперь давайте нарисуем на доске это волшебное письмо. (повторное чтение, при повторном чтении каждый ребенок выходит и на интерактивной доске с помощью Activstudio рисует элемент стихотворения, воссоздается картинное изображение стихотворения). Почему в стихотворении изображается именно белый голубь, а не какая-нибудь другая птица? Голубь издавна считался птицей мира.

(слайд с нарисованным рисунком детей по стихотворению)

Y.      Итог урока

1.      Чем  вам понравился урок? Что было особенного? Что нового узнали? Что понравилось? Я предлагаю вам сделать подарки нашим гостям – подарим им символы мира  - голубей, которых мы сделали на уроке труда и которые сегодня являлись украшением нашего урока.

(слайд «Голубь мира», с записью д/з)

2.      Д/з выучить наизусть одно из стихотворений  по теме ( которое больше понравилось)

Автор Лощёнова Ирина Викторовна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1728
Номер материала 11542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓