Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)

Конспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)

Скачать материал

Аннотация к уроку - исследованию по литературному чтению (3 класс)

 

Тема урока «Аннотация». Урок  подходит для  программы «Гармония», можно использовать  и при изучении литературного чтения по другим программам, т.к.  данный урок входит в цикл уроков по развитию речи.

На уроке ребята исследуют то, что такое «аннотация»,  знакомятся с её структурой. На примере известных школьных произведений (С.Я.  Маршак «Про козла», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Сергей Козлов «Снежный цветок» и др.) ребята учатся составлять краткий пересказ всего текста – аннотацию; учатся выделять самое главное, самое существенное в произведении. А презентация помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок-исследование  по чтению (развитие речи)

3 класс

 

Учитель: Курелёнок Татьяна Александровна.

 

Тема: Аннотация.

 

 

Цели: 1. – ознакомление с понятием «аннотация», со структурой

                   аннотации;

                - формирование умений:

                   1) анализировать построение аннотации;

                   2) определять тему, основную мысль текста, составлять

                       диалог на заданную ситуацию;

                   3) умение использовать в речи различные этикетные средства

                       русского языка;

                   4) умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

 

             2. – развивать умение логически мыслить, систематизировать и

                    обобщать;

                 - развивать речь учащихся;

                 - развивать познавательный интерес к учению;

                 - развивать творческие способности.

 

             3. – воспитывать интерес к чтению, культуру общения.

 

 

 

Оборудование: 1) индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по

                                теме урока (аннотации);

                            2) карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

                            3) выставка книг по внеклассному чтению;

                            4) диагностические карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Организационный этап.

II.                Подготовительный этап.

 

Целеполагание.

 

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а среди слов будут  словарные слова и слова, в которых вторая буква будет известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных  букв  получится  понятие, которое мы  будем сегодня анализировать.

 

Картина, юнга, иней, молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной.

 

- Прочитайте слово, которое у Вас получилось?

            (аннотация)

- Какая тема нашего урока? Запишите тему к себе в тетрадь.

            (аннотация)

 

- Попробуйте сами сформулировать цели урока.

            1. Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для

                чего она нужна.

            2. Научиться анализировать аннотацию и составлять      

                её самостоятельно.

 

III.             Работа по теме урока.

 

1)      Мотивация необходимости знаний по данной теме.

 

- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы станете грамотными читателями.

 

2)      Подготовка к восприятию нового материала.

 

- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

 

- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое. Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

                (Толковый словарь)

 

3)      Знакомство с понятием «аннотация».

 

- Прочитайте определение, которое Вы нашли.

            ( Аннотация – краткое изложение содержания книги.)

 

- Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о …..?

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

 

4)      Аналитическое чтение аннотации.

 

- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?

                                                  №1

         В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.

 

- Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация?

            «Серая шейка»

- Кто автор этого произведения?

             Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк

 

- Аннотации бывают разными, сейчас мы познакомимся с её видами.

 

5)      Сопоставительный анализ аннотаций.

 

- Давайте сравним две аннотации на одно и то же произведение и найдём их отличие.

 

                                                  №2

  А.     В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,

           которые отправились из Москвы в тайгу, где работал

           их отец.

  Б.     Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они

           отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к

          Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

          была эта поездка!

 

- О каком произведении идёт речь в этих аннотациях?

                          («Чук и Гек»)

- Кто автор этого произведения?

                          ( Аркадий Петрович Гайдар)

 

- Подумайте над тем, в какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?

 

- Как он это сделал?

                       (Включил в аннотацию собственную оценку

                        произведения)

 

6)      Изучение статьи об аннотации ( самостоятельная работа учащихся в группах).

 

а) Цель

- Ваша задача – прочитать статью №3 об аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после самостоятельного чтения пообщаться друг с другом.

 

б) Работа в группах.

                                          №3

        В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный.

 

в) Обсуждение ответов.

 

- Что входит в аннотацию?

 

г) Вывод

 

 - В аннотацию включены:

        1. Сведения об авторе.

        2. Тема книги.

        3. Сжатый пересказ.

        4. Оценка произведения.

- Запишите в тетрадь этот план.

 

д)  - Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения.

 

 

7)       Анализ структуры аннотации.

 

- А теперь обратимся к аннотации №4. Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит?

 

                                            №4

             Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята!

 

- Найдите:

а)  предложение, в котором говорится об авторе книги;

б) предложение, в котором определяется тема книги;

в) часть, в которой содержится её краткий пересказ;

г) часть, в которой даётся оценка произведения.

 

IV.             Физкультминутка.

Слайд 5
 


1)      Слайд 6Встать. Руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз. (постепенно убыстряем темп)

2)      Моргаем глазами, пишем слово «аннотация».

 

8)      Работа над интонацией текста.

 

- Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться аннотации между собой.

 

- Прочитайте оба текста №5.

    (сначала дети читают самостоятельно, а затем вслух )

 

                                          №5

А.  Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и

      Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление

      получилось не очень удачным, потому что Мишка очень

      волновался. После этого концерта Дениска решил

      больше никогда не выступать с пением юмористических

      куплетов.

Б.  Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два

      друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением

      юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой

      случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали

      от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где

      это видано, где это слыхано?»

 

- Чем первая аннотация отличается от второй?

      (В первой передано содержание книги, во второй, это же

       содержание передано так, чтобы заинтересовать

      читателя, т.е. оно передано ярко и эмоционально.)

 

- Следовательно, аннотации могут отличаться эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства.

 

 

9)      Составление аннотации по книгам (групповая работа). Риторическая игра «В библиотеке».

 

а) Цель.

 

- Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».

 

- Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

 

- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:

 

  1. Слайд 7Писатель….. рассказывает о ……..
  2. Удивительные события происходят в книге………
  3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
  4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

 

- Я специально выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.

 

1 группа:  Пьеса Самуила Яковлевича Маршака «Про Козла»

 

2 группа: Повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

 

3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный цветок»

 

б) Работа в группах.

 

в) Прослушивание диалогов.

- Не забудьте  о правилах этикета.

 

V.                Вывод по теме урока.

 

- Итак, с чем мы сегодня познакомились?

          (с аннотацией)

 

- Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему.

 

- Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.

 

Слайд 8                                        ТЕСТ

  1. Аннотация – это ………..

              у) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

 

  1. Какие сведения может содержать аннотация?

              р) сведения об авторе;

              т) иллюстрации к произведению;

              а) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              !) тема книги.

 

- Назовите буквы правильных ответов.

      (должно получиться слово: УРА!)

 

 

VI.             Рефлексия.

Слайд 9
 


- Что Вам понравилось на уроке?

- Что оказалось трудным?

 

VII.          Домашнее задание.

Дома Вы должны будете составить и записать в тетрадь аннотацию к своей любимой книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(учитель диктует слова, дети записывают их в тетрадь)

 

Слайд 1
 

 

 


Дети пробуют поставить цель к уроку, учитель им помогает.

Слайд 2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


( у каждого есть лист с текстами - см. в приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста №2 из приложения 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста №3 из приложения 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтение текста №4 из приложения 1.

 

 

Чтение текстов №5 из приложения 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

 

В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё закончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.

 

№2

 

 

А.    

        

В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,  которые отправились из Москвы в тайгу, где работал  их отец.

 

 

Б.    

    

 Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной  была эта поездка!

 

 

 

№3

 

      

 В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный.

 

 

№4

 

Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой  Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята!

 

 

№5

 

 

А. 

Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление получилось не очень удачным, потому что Мишка очень волновался. После этого концерта Дениска решил больше никогда не выступать с пением юмористических  куплетов.

 

Б.

Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали  от смеха», вы узнаете из рассказа                     В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано?»

 

 

 

 

 

                                        ТЕСТ

1.     Аннотация – это ………..

 

                   у) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

 

2.     Какие сведения может содержать аннотация?

 

                   р) сведения об авторе;

              т) иллюстрации к произведению;

              а) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              !) тема книги.

 

 

________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

1 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к рассказу

                      Виктора Драгунского

                      «Англичанин Павля»

 

______________________________________

 

2 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к

                      Произведению Иосифа Дика

                    «В дебрях Кара-Бумбы»

 

______________________________________

 

3 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к  

                      произведению Эдуарда Успенского 

                      «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»

 

______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайдовая  презентацияПРИЛОЖЕНИЕ 3

Слайд 5
 


 

 

                     

Слайд 1
Слайд 6
Слайд 2
Слайд 7
Слайд 3
Слайд 8
Слайд 4
Слайд 9
 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока «Аннотация». Урок  подходит для  программы «Гармония», можно использовать  и при изучении литературного чтения по другим программам, т.к.  данный урок входит в цикл уроков по развитию речи.

На уроке ребята исследуют то, что такое «аннотация»,  знакомятся с её структурой. На примере известных школьных произведений (С.Я.  Маршак «Про козла», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Сергей Козлов «Снежный цветок» и др.) ребята учатся составлять краткий пересказ всего текста – аннотацию; учатся выделять самое главное, самое существенное в произведении. А презентация помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 131 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 11747
    • DOCX 17.6 мбайт
    • 889 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курелёнок Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15456
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 372 человека

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе