Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)

Конспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)

Аннотация к уроку - исследованию по литературному чтению (3 класс)


Тема урока «Аннотация». Урок подходит для программы «Гармония», можно использовать и при изучении литературного чтения по другим программам, т.к. данный урок входит в цикл уроков по развитию речи.

На уроке ребята исследуют то, что такое «аннотация», знакомятся с её структурой. На примере известных школьных произведений (С.Я. Маршак «Про козла», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Сергей Козлов «Снежный цветок» и др.) ребята учатся составлять краткий пересказ всего текста – аннотацию; учатся выделять самое главное, самое существенное в произведении. А презентация помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.










































Открытый урок-исследование по чтению (развитие речи)

3 класс


Учитель: Курелёнок Татьяна Александровна.


Тема: Аннотация.



Цели: 1. – ознакомление с понятием «аннотация», со структурой

аннотации;

- формирование умений:

1) анализировать построение аннотации;

2) определять тему, основную мысль текста, составлять

диалог на заданную ситуацию;

3) умение использовать в речи различные этикетные средства

русского языка;

4) умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.


2. – развивать умение логически мыслить, систематизировать и

обобщать;

- развивать речь учащихся;

- развивать познавательный интерес к учению;

- развивать творческие способности.


3. – воспитывать интерес к чтению, культуру общения.




Оборудование: 1) индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по

теме урока (аннотации);

2) карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

3) выставка книг по внеклассному чтению;

4) диагностические карточки.




















  1. Организационный этап.

  2. Подготовительный этап.


Целеполагание.


- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а среди слов будут словарные слова и слова, в которых вторая буква будет известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать.


Картина, юнга, иней, молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной.


- Прочитайте слово, которое у Вас получилось?

(аннотация)

- Какая тема нашего урока? Запишите тему к себе в тетрадь.

(аннотация)


- Попробуйте сами сформулировать цели урока.

1. Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для

чего она нужна.

2. Научиться анализировать аннотацию и составлять

её самостоятельно.


  1. Работа по теме урока.


  1. Мотивация необходимости знаний по данной теме.


- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы станете грамотными читателями.


  1. Подготовка к восприятию нового материала.


- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?


- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое. Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

(Толковый словарь)


  1. Знакомство с понятием «аннотация».


- Прочитайте определение, которое Вы нашли.

( Аннотация – краткое изложение содержания книги.)


- Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о …..?

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.


  1. Аналитическое чтение аннотации.


- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?

№1

В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.


- Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация?

«Серая шейка»

- Кто автор этого произведения?

Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк


- Аннотации бывают разными, сейчас мы познакомимся с её видами.


  1. Сопоставительный анализ аннотаций.


- Давайте сравним две аннотации на одно и то же произведение и найдём их отличие.


№2

А. В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,

которые отправились из Москвы в тайгу, где работал

их отец.

Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они

отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к

Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

была эта поездка!


- О каком произведении идёт речь в этих аннотациях?

(«Чук и Гек»)

- Кто автор этого произведения?

( Аркадий Петрович Гайдар)


- Подумайте над тем, в какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?


- Как он это сделал?

(Включил в аннотацию собственную оценку

произведения)


  1. Изучение статьи об аннотации ( самостоятельная работа учащихся в группах).


а) Цель

- Ваша задача – прочитать статью №3 об аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после самостоятельного чтения пообщаться друг с другом.


б) Работа в группах.

№3

В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный.


в) Обсуждение ответов.


- Что входит в аннотацию?


г) Вывод


- В аннотацию включены:

1. Сведения об авторе.

2. Тема книги.

3. Сжатый пересказ.

4. Оценка произведения.

- Запишите в тетрадь этот план.


д) - Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения.



  1. Анализ структуры аннотации.


- А теперь обратимся к аннотации №4. Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит?


№4

Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята!


- Найдите:

а) предложение, в котором говорится об авторе книги;

б) предложение, в котором определяется тема книги;

в) часть, в которой содержится её краткий пересказ;

г) часть, в которой даётся оценка произведения.


  1. Физкультминутка.

hello_html_12ad6174.gif

  1. hello_html_m5d3f8ecb.gifВстать. Руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз. (постепенно убыстряем темп)

  2. Моргаем глазами, пишем слово «аннотация».


  1. Работа над интонацией текста.


- Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться аннотации между собой.


- Прочитайте оба текста №5.

(сначала дети читают самостоятельно, а затем вслух )


№5

А. Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и

Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление

получилось не очень удачным, потому что Мишка очень

волновался. После этого концерта Дениска решил

больше никогда не выступать с пением юмористических

куплетов.

Б. Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два

друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением

юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой

случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали

от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где

это видано, где это слыхано?»


- Чем первая аннотация отличается от второй?

(В первой передано содержание книги, во второй, это же

содержание передано так, чтобы заинтересовать

читателя, т.е. оно передано ярко и эмоционально.)


- Следовательно, аннотации могут отличаться эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства.



  1. Составление аннотации по книгам (групповая работа). Риторическая игра «В библиотеке».


а) Цель.


- Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».


- Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.


- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:


  1. hello_html_m5f1c3e10.gifПисатель….. рассказывает о ……..

  2. Удивительные события происходят в книге………

  3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

  4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………


- Я специально выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.


1 группа: Пьеса Самуила Яковлевича Маршака «Про Козла»


2 группа: Повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»


3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный цветок»


б) Работа в группах.


в) Прослушивание диалогов.

- Не забудьте о правилах этикета.


  1. Вывод по теме урока.


- Итак, с чем мы сегодня познакомились?

(с аннотацией)


- Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему.


- Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.


hello_html_243488b1.gif ТЕСТ

  1. Аннотация – это ………..

у) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.


  1. Какие сведения может содержать аннотация?

р) сведения об авторе;

т) иллюстрации к произведению;

а) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

!) тема книги.


- Назовите буквы правильных ответов.

(должно получиться слово: УРА!)



  1. Рефлексия.

hello_html_25adbc5e.gif

- Что Вам понравилось на уроке?

- Что оказалось трудным?


  1. Домашнее задание.

Дома Вы должны будете составить и записать в тетрадь аннотацию к своей любимой книге.





















(учитель диктует слова, дети записывают их в тетрадь)


hello_html_36150cf7.gif



Дети пробуют поставить цель к уроку, учитель им помогает.

hello_html_507a6fc4.gif












(ответы детей)














hello_html_57da27e3.gif












( у каждого есть лист с текстами - см. в приложение 1)
















Чтение текста №2 из приложения 1.































Чтение текста №3 из приложения 1.









hello_html_6c5587d8.gif
















Чтение текста №4 из приложения 1.



Чтение текстов №5 из приложения 1.

















































ПРИЛОЖЕНИЕ

1


В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё закончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.


2



А.

В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.


Б.

Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной была эта поездка!




3


В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный.



4


Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята!



5



А.

Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление получилось не очень удачным, потому что Мишка очень волновался. После этого концерта Дениска решил больше никогда не выступать с пением юмористических куплетов.


Б.

Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано?»






ТЕСТ

    1. Аннотация – это ………..


у) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.


    1. Какие сведения может содержать аннотация?


р) сведения об авторе;

т) иллюстрации к произведению;

а) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

!) тема книги.



________________________________________________________
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



1 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к рассказу

Виктора Драгунского

«Англичанин Павля»


______________________________________


2 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к

Произведению Иосифа Дика

«В дебрях Кара-Бумбы»


______________________________________


3 группа

ЗАДАНИЕ: Составить аннотацию к

произведению Эдуарда Успенского

«Дядя Фёдор, Пёс и Кот»


______________________________________











Пhello_html_4297dfa7.gifРИЛОЖЕНИЕ 3

hello_html_12ad6174.gif

hello_html_md0f3a8c.gif



hello_html_m702788eb.gif

hello_html_2870d8a9.gif




hello_html_m5d3f8ecb.gif


hello_html_4f0c1117.gif



hello_html_mcff7bdd.gifhello_html_mda4fa36.gifhello_html_m2e860087.gifhello_html_m650a94a2.gifhello_html_m6c84c45b.gifhello_html_m278fecdc.gifhello_html_278831b7.gifhello_html_243488b1.gifhello_html_79b03516.gifhello_html_m5f1c3e10.gifhello_html_7e107d31.gifhello_html_25adbc5e.gif

























































































Конспект по литературному чтению на тему "Аннотация" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока «Аннотация». Урок  подходит для  программы «Гармония», можно использовать  и при изучении литературного чтения по другим программам, т.к.  данный урок входит в цикл уроков по развитию речи.

На уроке ребята исследуют то, что такое «аннотация»,  знакомятся с её структурой. На примере известных школьных произведений (С.Я.  Маршак «Про козла», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Сергей Козлов «Снежный цветок» и др.) ребята учатся составлять краткий пересказ всего текста – аннотацию; учатся выделять самое главное, самое существенное в произведении. А презентация помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.

 

 

 

 

 

Автор Курелёнок Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1549
Номер материала 32942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓