Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению на тему "Андрей Платонович Платонов «Сухой хлеб» (4 класс).

Конспект по литературному чтению на тему "Андрей Платонович Платонов «Сухой хлеб» (4 класс).

Урок литературного чтения 4 класс.

Ломакина Галина Михайловна,

МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,

г. Архангельск.


Тема: Андрей Платонович Платонов «Сухой хлеб».

Цель: учить анализировать художественное произведение.

Задачи: - формировать умение определять и анализировать поступки героев;

- обучать умению правильно выражать свои мысли; развивать

устную речь, мышление, обогащать словарный запас;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

труда;

- заинтересовать проблемой произведения, прививать интерес к

чтению;

- корректировать зрительное и тактильное восприятие,

пространственную ориентацию.

Оборудование:

  1. Книги А.П.Платонова о хлебе.

  2. Портрет А.П.Платонова.

  3. Карточки со словами: непонятные слова, действующие лица.

  4. Конверты с пословицами о хлебе.

  5. Стихи о хлебе.

  6. Колоски, корзиночки.

  7. Карточки для физкультминутки.

  8. Музыка для релаксации.

  9. Табличка со словами: «На один батон 10.000 зёрен», «Хлеб – всей жизни голова».

  10. Словарик настроений.

  11. Расшитое полотенце с караваем.

  12. Мячик.


Ход урока.


Ι. Организационный момент:

- психологический настрой (открыта форточка)-

Настал новый день. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

Мы добры и спокойны, приветливы и ласковы, все здоровы.

Вдохните свежесть, красоту, тепло.

- дыхательная гимнастика (наполним лёгкие кислородом)-

Вдох - выдох.

Вдох - выдох (порциями).

Вдох (задержка дыхания) - выдох.

- глазами проследить за указкой (на конце колосок)

- Что заметили? Почему колосок? (тема о хлебе)

- Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять – будем грамотно читать и отвечать, думать, слушать, рассуждать и объяснять свою точку зрения. У вас всё получится!

ІΙ. Подготовительная работа:

- Работа в парах.

Тема хлеба затронута во многих произведениях. Народ сложил пословицы о хлебе. Соберите их из частей, прочитайте и объясните и значение. (Конверты с разрезанными пословицами на партах).

Каково значение хлеба?

- Какой рассказ вы читали дома?

Какие чувства возникли при чтении?

Кто написал рассказ?

- Биографическая справка об авторе (портрет, книги этого автора).

20 августа1899 года родился Андрей Платонов. (Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов). Творческая судьба Платонова определилась рано. Двадцатилетний Андрей писал о себе: «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже... Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я – старший сын – один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду. Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё, и чем больше живу, тем больше люблю, паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё это делается, а не само родится…»

Он брался за всё. И всё у него получалось. Одновременно Платонов писал и много писал во всех жанрах: проза, стихи, пересказывал русские и башкирские сказки.

Особенно велико для писателя было нравственное значение хлеба. В платоновской прозе опорными являются слова: «Хлеб – добро – жизнь – люди». (Читается с доски)

- Постановка учебной задачи.

Подумайте, какую основную мысль А.П.Платонов хотел передать вам?

И как вы думаете, зачем и с какой целью он написал это произведение?

ΙΙΙ. Работа над произведением:

1). Назовите действующих лиц рассказа. На доску вывешиваются карточки со словами: Митя, мама, ребята, учительница, дедушка, отец.

Определите главного героя.

2). Что узнали о жизни Мити, с кем он жил?

Какими были воспоминания мальчика о дедушке? (Прочесть с.81)

3). Что волновало Митю, чего он боялся?

Почему он ходил со своей мамой в поле?

Каким выдалось то послевоенное лето?

4). Найдите отрывок, который относится к иллюстрации. (Прочесть с.84)

(бадья)

Физкультминутка № 1.

- После войны было голодно, приходилось собирать в поле колоски. Найдите свои колоски, которые разбросаны по классу.

- Сколько хлеба можно испечь из «этих колосков»? (Вывешивается табличка.)

- Тяжело работать в поле, разомнёмся. (Учитель показывает таблички с человечками, дети изображают движения.)

5). Чего больше всего желал (хотел) Митя?

Что он для этого решил сделать?

Какими были отношения между мамой и сыном?

Нравится ли вам Митя, что удивляет в нём?

Какие черты характера уже в детстве проявляются у Мити? (Учитель бросает тряпичный мяч каждому ребёнку, он называет черту характера мальчика.)

6). Чтение «цепочкой» 2 части

С кем автор сравнивает сарай? Почему?

Какие вещи особенно заинтересовали Митю? (тяпка)

7). Засуха стояла сильная в то лето. Что происходило с рожью на поле?

Это беспокоило Митю. Какой разговор произошёл Мити с мамой?

Инсценирование разговора. (с.91)

8). Что сделал мальчик для спасения ржи (былинок)?

Найдите отрывок, в котором говорится как он работал. Выборочное чтение: с.92 и с.93 по одному абзацу.


Физкультминутка № 2. (под музыку)

(Мы много работали, отдохнём.)

- Над полем часто летают пчёлки. Вы – пчёлки, полетели в поле, зажужжали, загудели (паровозиком по классу). Сели пчёлки на рожь (за парты), выпрямили спинку.

- Пчёлка полетела над колосками вверх, к двери, села на кончик носа, посмотрите на неё. Пчёлка добрая, не укусит, дуньте на неё. Полетела она к окну и дальше вдаль, проследите глазами.

- Взять колосок (закрыть глаза), потрогать его пальчиками, погладить подушечками пальцев и подумайте: как тяжело ему вырасти и созреть.


9). Митя усердно трудился, пока его не окликнула учительница Елена Петровна. Чтение по ролям разговора мальчика и учительницы. (с.94)

- Как вы поняли слова Елены Петровны: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»

- Почему он так поступил? Почему?

- Каким человеком станет Митя в жизни?

- Чего он никогда не сделает?

10). Учительница, ребята и Митя делали всё возможное, чтобы рос «сухой хлеб». Какой он?

ΙV. Итог:

- Почему рассказ назван «Сухой хлеб»?

Зачем, с какой целью А.П.Платонов написал это произведение?

В чём убеждает вас этот рассказ?


- Вывод: Цена хлеба велика!

А чтобы вырос «сухой» хлеб, нужно потратить много сил, труда. Нужно любить землю, на которой растёт хлеб. Смолоду учитесь ценить труд других людей.

Хлеб – всей жизни голова! (плакат на доску)

- Неслучайно на Руси существует обычай гостеприимства: приветствовать гостей хлебом и солью.

Дети читают стихи, один держит каравай на рушнике.

Вот он хлебушко душистый!

Вот он тёплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим-

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

Все: Слава хлебу на столе!

- Рефлексия.

Оцени себя. Колоски на партах. (На доске две корзиночки.)

Жёлтые колоски (созревшие) – если было легко, понравилась собственная работа, всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно.

Зелёные колоски – если было немного трудно, была неуверенность.

V. Домашнее задание:

- Словесный рисунок – портрет Мити

или

- (Творческое) Представьте себя Митей и расскажи о себе «Я - Митя».


Спасибо за работу!


Конспект по литературному чтению на тему "Андрей Платонович Платонов «Сухой хлеб» (4 класс).
  • Начальные классы
Описание:

На уроке чтения учащиеся учились анализу художественного произведения, находили главных героев, пытались дать характеристику их поступкам, пробовали правильно выражать свои мысли, совершенствовали свою устную речь, обогащали словарный запас. Главной мыслью данного произведения стало воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда. На уроке использовались пословицы о хлебе, игровые упражнения с "колосками". Интересным было для учащихся самим совершить  обычай  Руси - приветствовать гостей  "хлебом солью" (каравай хлеба на рушнике).

Автор Ломакина Галина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1880
Номер материала 24444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓