Главная / Начальные классы / Конспект по литературному чтению

Конспект по литературному чтению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

г. Ковров







Методическая разработка урока

по учебному предмету - Литературное чтение

2 класс

Тема «В.А. Осеева. «Волшебное слово»


Автор-составитель Попкова Марина Юрьевна

учитель начальных классов














2013

Методическая разработка урока

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.

Тема урока: В. А. Осеева. «Волшебное слово».

Цель: создать условия, способствующие формированию грамотных, интеллектуальных учащихся через побуждение к воспитанию такого морального качества, как вежливость.

Задачи:

  • личностные:

- учить ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать значение поведения героев,

- воспитывать милосердие, уважительное отношение и сочувствие, чувства внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям;

- прививать желание заботиться о пожилых людях;

- учить оказывать пожилым людям помощь в делах, учить радовать их своими поступками;

- развивать умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

- способствовать формированию собственной гуманной позиции поведения;

  • метапредметные:

регулятивные:

- учить понимать учебную задачу урока и вырабатывать стремление ее выполнить;

- учить осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- учить осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

познавательные:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные:

- формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение,

- развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы;

- учить работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;

- формировать культуру общения;

  • предметные:

- определить важные для каждого человека нравственные качества, содействовать их формированию.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения: урок- соревнования

Педагогическая технологиия, методы: системно- деятельностный метод, интерактивные формы, технология развития критического мышления (РКМЧП); методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод чтения в парах, стратегия «Толстые и тонкие» вопросы, «Пирамида критика», чтение с остановками.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся научатся определять главные нравственные качества, которые необходимо проявлять к людям.

Научится проводить самооценку собственных качеств, мотивировать желание к самоизменению.

У учащихся расширится опыт внутреннего контроля регулирования поведением в соответствии со знаниями о культуре общения.

Учащиеся приобретут навыки аргументированно отвечать, анализировать, делать выводы, способность договариваться.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, карточки - листы с волшебными словами, карточки с отрывками текста, конверты с сердечками для самооценки, конверты с разрезанными пословицами; клей, таблички для групп учащихся 1, 2, 3, 4., карточки с баллами.

Техническое оборудование. Интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание психологического настроя на урок.

Учитель. Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок в форме занимательного соревнования. Мы определим победителей и призеров соревнования. За каждое правильное выполненное задание команда будет получать 3 балла, за частично верное задание 1 балл, за неправильное выполнение 0 баллов.

Инициация.

Учитель. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Урок я не случайно начала с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (Ответы учащихся). Для чего мы говорим эти слова?

Погружение в тему.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, волшебных словах, которые поднимают настроение, делают нас культурными, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе: «Волшебное слово помочь всегда готово».

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Прочитайте стихотворение в группах:

Добрые слова. О. Дриз.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« . . .!» - я кричу.

« . . .!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

« . . .!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Учитель. Обсудите в группах, какие добрые слова говорил автор всем людям. Докажите свою точку зрения.

Проверка выполнения работы.

Учитель. Ребята, почему эти слова называют волшебными?

- Как ещё иначе называют эти слова?

- Что такое вежливость? (Ответы учащихся).

- Кто знает историю появления этого слова?

Учитель. История возникновения слова очень интересна. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».

- Как вы думаете, это качество, важно ли для всех людей?

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? (Ответы учащихся). На какие группы можно разделить эти слова?


hello_html_m7dd59c1.gif

- Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

Учитель: первое задание в соревновании.

- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано. Расшифруйте его.


1 2 3 4 5 6

1 ж в т л р я

2 м е и с н ц

3 о х а з ю ш






Ключ.

2:1, 3:3, 4:1, 2:2, 5:2, 3:1, 3:2, 5:2, 3:3

1:3, 4:2, 2:2, 2:2, 2:1, 3:3.





Учитель. Прочитайте фамилия автора. Сегодня мы будем работать с произведением Валентины Александровна Осеевой. Дома я вас просила побольше узнать об этом авторе. В каком году она родилась? (1902). В каком городе она жила? (Киев). Кем хотела стать в детстве? (Актрисой). Что подтолкнуло ее к изданию первого рассказа. (Валентина Александровна 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. На досуге она сочиняла для ребят поучительные сказки, писала рассказы. В 1937 году по настоянию своих воспитанников отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка»).


hello_html_m2d47a1a9.gif

Обратите внимание на слайд, где представлены книги В. Осеевой. Можно ли по обложке книги догадаться, о чём они? (Ответы учащихся).


Учитель. Правильно, ребята, все произведения В. А. Осеевой о детях.

Ребята, чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить второе задание соревнования «Шифровка». Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита.

hello_html_5c162f80.gif


Учитель. Назовите произведение В. А. Осеевой, с которым мы познакомимся на уроке?

hello_html_mb06ed4d.gif

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

Первичное чтение произведения – чтение с остановками. (Читает учитель).

Учитель. Далее читать рассказ будем с остановками.

Выразите свое отношение к прочитанному, отмечая на листе текста знаки: + положительно; - отрицательно; ! интересно

1 остановка прочтения текста после слов: подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край.

- Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение?

- Что произойдет дальше?

2 остановка прочтения текста после слов: что же, не берет тебя брат?

- Почему же берет брат?

3 остановка прочтения текста после слов: он вскочил и побежал домой.

- Вы догадались, какое слово прошептал старик?

- Как вы думаете, а что произойдет дальше?

4 остановка прочтения текста после слов: старушка снимала с противня горящие пирожки.

- Что скажет Павлик?

5 остановка прочтения текста после слов: … прислушивался к каждому слову брата.

- Что будет дальше и почему?

Повторное чтение произведения – в парах.

Физкультминутка для глаз.

Дети сидят за партами.
«Глазкам нужно отдохнуть». Ребята закрывают глаза.
«Нужно глубоко вздохнуть». Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.
«Глаза по кругу побегут». Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«Много-много раз моргнут». Частое моргание глазами.
«Глазкам стало хорошо» Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.
«Увидят мои глазки все!». Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

4. Решение учебной задачи.

Работа учащихся в группах.

Учитель. Ребята, помните, что у нас не просто урок, а урок- соревнование, за результаты работы в группах начисляются баллы.

Задание для 1 группы. Придумайте тонкие и толстые вопросы. Запишите по одному вопросу. Перед вами таблицы – помощники.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

-Кто…

-Что…

-Когда…

-Может…

-Будет…

-Мог ли…

-Как звали…

-Было ли…

-Согласны ли вы…

-Верно ли……

--Дайте объяснение, почему…

-Почему вы думаете…

-Почему вы считаете…

-В чем разница…

-Предположите, что будет, если…

-Что, если…


Задание для 2 группы. Составьте план по рисункам словами из текста.



hello_html_m564b2c8b.jpg


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









hello_html_6f1c4962.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















_hello_html_m2ecf6e96.jpg_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Задание для 3 группы. Составление «Пирамиды критика».

  1. О чём произведение? (Одно слово).

  2. Характер произведения. (Два слова).

  3. Место и время действия. (Три слова).

  4. Главные события в произведение. (Четыре слова).

  5. Главные герои, какие они. (Пять слов).

  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Шесть слов)

  7. О чём эта произведение? (Дополните первую строку семью словами)


Задание для 4 группы. Подготовить чтение по ролям.

Памятка.

Готовимся к чтению по ролям.

  1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

  2. Прочитайте текст беседы (диалога).

  3. Поговорите с одноклассниками о героях произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как они говорят?)

  4. Распределите роли и поупражняйтесь в ролевом чтении.

  5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.

5. Рефлексия деятельности.

Учитель. С каким произведением познакомились сегодня на уроке? Кто написал этот рассказ?

- Сегодня мы много узнали о том, что волшебные слова помогают людям стать добрее, Поиграем в игру «Добрый круг». В игре вы должны продолжить фразу.

Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

Практическая работа.

Учитель. Нам с вами предстоит выполнить интересное задание в командах: собрать рассыпанные пословицы, склеив их клеем и затем собрать из них дерево – ВЕЖЛИВОСТЬ.

Для 1 и 2 команд.

Ласковое слово -

что весенний день.

Вежливое слово -

целебный воздух.

От теплого слова

и лед тает.

Сабля ранит голову,

а слово - душу.


Для 3 и 4 команд.

Удар забывается,

слово помнится.

Глупый язык

голове не приятель.

Мудрый не все говорит, что знает,

а дурак не все знает, что говорит.

Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого,

как вежливость.


Учитель. Прочитайте пословицы. Ребята, что объединяет эти пословицы? Соберите из пословиц дерево – ВЕЖЛИВОСТЬ, которое потом будет напоминать нам о правильности наших слов и поступков.

Учитель. Наш урок-соревнование подошел к концу, в которой есть команды- победители и команды- призеры. Учащимся вручаются диплом победителя и диплом- призер.

6. Домашнее задание.

Дома прочитаете рассказ. Выберете для выполнения, одно задание из предложенных:

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.

2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.

3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на отношение к вам людей.
























Литература

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

  2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.

  3.  Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.

  4. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. с. 20-24.

  5.  Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.

  6. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. с. 22-25.

  7. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 с. 14-19.


Конспект по литературному чтению
  • Начальные классы
Описание:

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2.

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.

Тема урока:В. А. Осеева. «Волшебное слово».

Цель: создать условия, способствующие формированию грамотных, интеллектуальных  учащихся  через побуждение к воспитанию такого морального качества, как вежливость.

Задачи:

§     личностные:

- учить ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать значение поведения героев,

- воспитывать милосердие, уважительное отношение и сочувствие, чувства  внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям;

- прививать желание заботиться о пожилых людях;

- учить оказывать пожилым людям помощь в делах, учить радовать их своими поступками;

- развивать умения самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

- способствовать формированию собственной гуманной позиции поведения;

§     метапредметные:

регулятивные:

- учить понимать учебную задачу урока и вырабатывать стремление ее выполнить;

- учить осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- учить осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

познавательные:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные:

- формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение,       

- развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы;

- учить работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение,  моделировать  взаимоотношения;

- формировать культуру общения;

§     предметные:

- определить важные для каждого человека нравственные качества,  содействовать их формированию.

Тип урока:  открытие нового знания.

Форма проведения: урок- соревнования

Педагогическая технологиия, методы: системно- деятельностный  метод, интерактивные формы,  технология развития критического мышления (РКМЧП); методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод чтения в парах, стратегия «Толстые и тонкие» вопросы, «Пирамида критика», чтение с остановками.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся научатся определять главные нравственные качества, которые необходимо проявлять к людям.

Научится проводить  самооценку собственных качеств, мотивировать желание к самоизменению.

У учащихся расширится опыт внутреннего контроля регулирования поведением в соответствии со знаниями  о  культуре  общения.

Учащиеся приобретут навыки  аргументированно отвечать, анализировать, делать выводы, способность договариваться.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, карточки - листы с волшебными словами, карточки с отрывками текста, конверты с сердечками для самооценки, конверты с разрезанными пословицами; клей, таблички  для групп учащихся 1, 2, 3, 4., карточки с баллами.

 

Техническое оборудование. Интерактивная доска, компьютер.

Автор Попкова Мария Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 426
Номер материала 49943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓