Средняя школа №5
Разработка урока по литературе
Тема: «Загадки повести – загадки
жизни
(По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)»
Класс:
8 «А»
Учитель:
Тещенко Г.В.
2012-2013уч.год
Дата:
13.02.13г
Предмет:
литература
Класс: 8 «А»
Тема: Загадки
повести – загадки жизни (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Тип
урока: обобщение знаний.
Форма урока: литературная
игра.
Цели:
- Углубить понимание
идейно-художественного богатства произведения.
- Учить разгадывать
замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
- Развивать
индивидуальные качества учащихся: творческие возможности, способность к
целеполаганию и самооценке.
Эпиграф: «В
«Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её».(Н.В.Гоголь)
Оборудование: портрет А.С.Пушкина,
иллюстрации к произведению, рисунки учащихся «Маша Миронова», «Оценочный лист».
Методы: словесный,
практический, работа с книгой.
Технология:
комбинаторная.
ХОД УРОКА
Слово учителя: Мы прочли
последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено19 октября 1836
г. На этот день как раз приходилась очередная, при том торжественная
25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал
Пушкин.
Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них
сокровенный смысл. В этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное
произведение. Не всё так просто в повести, как кажется на первый взгляд.
Наша задача – разгадать некоторые загадки произведения, загадки человеческой
жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творчества.
Тема урока-игры,
эпиграф.
Работа с
«Оценочным листом».
1 этап
игры: Блиц-опрос
Цель: вспомним страницы
повести.
- Имя отца Гринёва (Андрей
Петрович)
- Сколько было
крепостных у отца Петра Гринёва и в какой губернии была его деревня? (300
крепостных, В Симбирской губернии)
- Сыну был пожалован в
дядьки… (Стремянной Савельич)
- Продолжите: « Петруша
в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? …(Мотать
да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии…да понюхает пороху, да
будет солдат, а не шаматон)
- Шаматон – это… (бездельник,
шалопай)
- Швабрин сказал
Гринёву: «Если хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то
вместо стишков подари ей…» (пару серёг)
- «Я должен сказать
несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в
конце…года» (1773 г.)
- Генерал Р. писал:
«Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак…(Емельян
Пугачёв)
- …учинил
непростительную дерзость (принятием на себя имени покойного
императора Петра 3)
- Кто сидел « под
образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь»?(Пугачёв)
Заполнение
оценочного листа.
2 этап игры:
Тест
Выбор варианта теста с
подсказкой (на «4») и без неё (на « 5») – Д.З.
Заполнение
оценочного листа
3 этап игры: Задание
для аргументированного ответа
1 загадка –
загадка жанра
Для выполнения
этого задания разделитесь на три команды, обсудите задание, назначьте лидера,
который представит ответ.
Цель: учитесь работать
в группе, выслушивать точку зрения, предлагать свою, доказательно и
аргументированно отвечать на вопрос.
Можно ли назвать
«Капитанскую дочку»…
1 команда:….бытовым
романом?
2 команда:….нравоучительным романом?
3 команда:….историческим романом?
Вывод: о жанре
произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в
жизни. Пушкин помогает увидеть жизнь во всей её полноте, понять,
что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы
привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше
будущее зависят от того, что происходит в настоящем. – на доску!
Заполнение
оценочного листа
Анализ ответа учителем
4 этап
игры: Отгадайте, кто этот человек
2 загадка –
загадка характера человека
«Это прекрасный
человек, которого автор помогает нам увидеть за внешней простотой героя –
любящего, стойкого в минуты опасности, живущего по правильным, благородным
законам. Эти законы делают значительной жизнь его, помогают окружающим людям,
спасают их. Черты характера: твёрдость, решительность, чувство долга, самоотверженность.
Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный. Человек
этот считает, что не будет счастья без благословения родительского, готов
умереть, если будет в неволе. Об этом герое Гринёв узнаёт от Швабрина:
«…совершенная дурочка.»
Екатерина 2, Пётр 3,
Маша Миронова. Государственные лица и человек. Кто из них важнее для Пушкина?
(Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно,
насколько оно – Человек) – на доску!
Заполнение
листа.
Рисунки
учащихся «Маша Миронова».
Итак, человек, даже
самый скромный, иногда – загадка
5 этап
игры: Разгадай эпиграф
Пушкин даёт подсказку –
эпиграф. Из 17 эпиграфов 10, то есть большинство, взяты из народного
творчества.
Цель: разгадайте эпиграф
2 Команды, получите задание (задание на листе)
Ответ 1: Храбрый,
скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почёта, ни богатства, ни
сострадания. Это сострадание звучит в народной песне – эпиграфе. Учит видеть
человека за должностью и мундиром.
Ответ 2: Отношением к
беззащитному оценивает Пушкин человека.
Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит её под замком.
Гринёв – защищает.
Пугачёв – берёт под покровительство.
На доску! Учись
отличать истинное великодушие от показного, видеть настоящую красоту за
красотой внешней.
6 этап
игры: Реши проблему:
– Кто больше
заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачёв?
3 загадка –
загадка основной мысли
А) инсценирование
эпизода «Освобождение М.М. Гринёвым и Пугачёвым.
Б) инсценирование эпизода «Встреча М.М. с Екатериной II»
Вывод: Самой важной,
на мой взгляд, мыслью в произведении является мысль о великодушии, которое так
нужно в сложных обстоятельствах жизни, о возможности понять каждого человека.
На доску! Человек
должен быть великодушным, готовым понять другого.
(Нам понятен и башкирец
70 лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его
ненавидеть; капитан Миронов, честно и храбро служивший императрице, Пугачёв, в
котором Пушкин помогает увидеть не исчадие зла, бешеного пса, изверга естества,
по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе,
благородного, великодушного)
Заполнение
листа
Итог урока: Итак, роман
Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним,
бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать
жизненные загадки. Какие загадки сегодня мы пытались разгадать?
Обращение к доске:
Загадки романа
– это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.