Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект по литературе на тему "Миф о Нарциссе "

конспект по литературе на тему "Миф о Нарциссе "

Скачать материал

Учитель:

Тещенко Г.В., средняя школа №5 города Шалкар, Актюбинской области.

Класс:

6«А»

Предмет:

Русская словесность.

Тема занятия:

 Миф о Нарциссе. Прославление любви  красоты. Осуждение самодовольства и самовлюбленности.

Ссылка:

Папка «Разработки уроков», Презентация № 17

Общие цели:

- знакомство с мифом о Нарциссе, воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и других учащихся, эффективно использовать ИКТ.

Методы обучения:

Словесный, практический, работа с книгой.

Тип урока:

Формирование ЗУН.

Результаты обучения:

Знать: миф, мифология, влияние мифов на культуру разных национальностей, тема любви в мифологии и в литературе.

Ключевые идеи:

Миф, мифология, мифологические герои

Приветствие:

Упражнение "Приветствие в парах»

Деление на группы (4 группы)

Задания:

 

Действия учителя:

Действия учащихся:

Определение целей и задач урока

1.Вызов:

- Что вы знаете о Древней Греции?

- Давайте вспомним, какими были древние греки? Что ценилось, какие человеческие качества считались самыми важными, достойными уважения? (В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что главными человеческими достоинствами считались смелость, решительность, сила духа, преданность своему делу или близкому человеку. А главным чувством, которое правит миром, считалась, конечно, любовь).

2.Осмысление:

1) Слово учителя

(лирическое введение)

- Об одном из самых главных чувств в истории человечества – любви – мы сегодня с вами поговорим. (Слайд 1)

- Давайте вспомним, был ли в пантеоне древнегреческих богов бог или богиня любви? Что вы о ней знаете? (Слайд 2) (Главным богом, точнее, богиней любви является, конечно же, Афродита. Она будит в сердцах людей и богов великое чувство Любви. Никто не может избежать её власти, кроме трёх богинь - Афины, Гестии и Артемиды. Греки описывали Афродиту как высокую, стройную женщину с нежными чертами лица и золотыми волосами. Она была олицетворением вечной юности и божественной красоты. У неё есть шесть спутниц - три Оры и три Хариты.

По легенде, Афродита родилась около острова Киферы из пены морских волн, смешанных с кровью сверженного Урана. Афродита дарит счастье всем, кто верно ей служит и кто почитает её. Таким был Пигмалион, который сделал статую прекраснейшей девушки и влюбился в неё, после чего умолял Афродиту оживить её, что она и сделала. Однако Афродита бывает так же жестока по отношению к тем, кто её не почитает, как и большинство других богов. Ярчайшим примером этого является Нарцисс. Чтобы лучше представить, как к любви относились древние греки и окунуться в атмосферу того времени, предлагаю вашему вниманию небольшую инсценировку, которую подготовили для вас члены театрального кружка.

Во время просмотра подумайте, в чем главный смысл этого произведения, что осуждается, а что воспевается в этом мифе.

- Итак, давайте представим, что мы как греческие дети две с половиной тысячи лет тому назад, сидим на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов и слушаем, как перед любопытными нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы – рапсоды начинали свои удивительные повествования.

Театральная миниатюра (Слайд 3)

(Входит ученик в греческих одеяниях, с кифарой, нараспев исполняет)

- Слушайте, добрые люди, про то, что случилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы сызмала. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан! В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!

Инсценировка мифа “Нарцисс”.

5. Обсуждение инсценировки

- Вам понравился миф, который инсценировали ребята?

- Давайте обсудим, о чем он, какова главная идея, которая в нем заложена?

- А вам близка эта ситуация, случалось ли подобное в вашей жизни, в жизни ваших знакомых, в литературных произведениях, которые вы читали?

- Как вы считаете, Афродита справедливо наказала Нарцисса?

- А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том, что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина? (В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, в не зависимости от того, ответная она или безответная. А пренебрежение любовью всегда будет наказано).

- Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок? (Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегает чувствами других закончит свою жизнь трагически).

- Есть ли фразеологизмы или устойчивые сочетания, связанные с этим мифом? Что они обозначают? Давайте проверим по фразеологическому словарю. (Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости).

- Как вы думаете, представление о любви в Древней Греции и в современном мире чем-то отличаются? А что общего?

Вывод: Честь, достоинство, верность и любовь почитались во все времена. А самолюбование, душевная черствость, безразличие порицалось не только в мифах, но и зачастую наказывается самой жизнью. Для нас любовь – это конкретное чувство к конкретному человеку, в то время как для греков любовь была основой, главной составляющей жизни. Быт, философия, мировоззрение – всё было подчинено ей.

В нашей повседневной жизни, которая никак не связана на первый взгляд с Древней Грецией, на самом деле от Древней Греции достаточно много. Викторина поможет нам это выявить.

6. Викторина “Знаток мифов Древней Греции”

Блиц-опрос. За каждый правильный ответ ученик получает карточку. Назначаются консультанты, которые проверяют правильность ответов и работают с фразеологическими и мифологическими словарями. По ходу викторины учитель

Вопросы:

1.                    Назовите символ медицины. (Слайд 8) Объясните, как он связан с Древней Грецией? (За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешения мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего).

2.                    Почему созвездие называется “Млечный путь”? (Слайд 9) (Свое название Млечный Путь получил от древнегреческих мифов. Согласно одному из них, рассерженный Зевс отнял от груди своей супруги Геры кормящегося младенца, и молоко из груди Геры вылилось на небо. Другой миф повествует о том, что бог-скороход Гермес приложил к груди Геры голодного младенца— Геркулеса, рожденного смертной женщиной от Зевса. Оскорбленная этим Гера сама оттолкнула младенца, и ее молоко хлынуло на небо. Действительно, белесая полоса Млечного Пути напоминает пролитое молоко или туман).

3.                    Почему кашу называют “геркулесовой”? (Слайд 10) (Каша названа именем римского смельчака и силача Геркулеса (Геракла в греческой мифологии). Предполагалось, что тот, кто будет есть овсяную кашу станет таким же сильным как он. В советское время на пачках с овсяной кашей был изображен именно этот мифологический герой, что и дало в последствии название “геркулес”). К

4.                    Что делал в царстве Аида пес Цербер? (Слайд 11) ( Цербер — в греческой мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербера он упоминается впервые у Гезиода. При пропуске теней в подземное царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель. Даже имя Кербер древние производили от слов “души умерших” и “пожираю” или видели в этом имени синоним слова опасность. Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки.

По описанию предметов определите, что это и кому принадлежало. (Найдите на выставке рисунков, кому принадлежали эти предметы.)

·                      Молот (Слайд 12)

·                      Трезубец (Слайд 13)

·                      Волшебные сандалии (Слайд 14)

Что обозначают фразеологизмы, из каких мифов они к нам пришли?

·                      Канул в Лету (Слайд 15) (Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым. Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения).

·                      Яблоко раздора. ( Слайд 16) (Яблоко раздора - причина ссоры, вражды. На свадьбе Пелея и морской нимфы Фетидыбогиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью "Прекраснейшей". По совету Зевса богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса выбрать из них прекраснейшую: Гера пообещала ему власть над миром, Афина - военную славу, Афродита - самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите).

·                      Сизифов труд.(Слайд 17) (Сизифов труд – бесконечная, бесплотная (бесполезная) работа. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз).

·                      Панический страх (Слайд 18) (Панический страх – внезапный, сильный страх, вызывающий смятение. Возникло из мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство).

·                      Танталовы муки. (Слайд 19) (Муки Тантала - страдания вследствие неудовлетворенных желаний. Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру (“Одиссея” , II, 582—592), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода. Он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Над ним нависли ветви с роскошными плодами, но как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются).

 

РЕФЛЕКСИЯ. ТЕСТ.

Ответы с места.

Оценивает оценщик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр.

 

 

Обсуждение вопросов в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе. Оценивает оценщик.

Оценивает оценщик.

Рефлексия на конец урока:

Беседа по вопросам:

- тема урока;

- что повторили;

- что нового узнали;

- кто в группе работал хорошо, а кто не особо старался и почему вы так думаете?

Самооценка.

Домашнее задание:

Прочитать остальные подвиги Геракла.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по литературе на тему "Миф о Нарциссе ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

знакомство с мифом о Нарциссе, воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и других учащихся, эффективно использовать ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 851
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 542
    • DOCX 69.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тещенко Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тещенко Галина Викторовна
    Тещенко Галина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6717
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек