Главная / Русский язык и литература / Конспект по литературе на тему "Футуризм"

Конспект по литературе на тему "Футуризм"

Футуризм как литературное течение. Поиски новых    поэтических форм русскими футуристами.


ЦЕЛИ: расширить понятие о футуризме, обзорно познакомить с творчеством русских поэтов - футуристов; формировать навыки самостоятельной   работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык

              отбора материала в соответствии с темой сообщения; воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес  к авангардным направлениям в искусстве и литературе.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово. Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

 Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

        Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

        Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

III. СООБЩЕНИЕ О ФУТУРИЗМЕ В ЖИВОПИСИ.

        Футуризм – одно из авангардистских течений в литературе и искусстве начала 20 – го века, сформировавшийся первоначально в пространственных формах искусства.

IV. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

  1. Происхождение футуризма. 

    Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

        Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

        Временем рождения русского футуризма считается 1910 год (слайд на экран), когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели. (Показ слайда).

  1. «Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

  2. «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

  3. «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

  4. «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

        Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

  1. МОГАТЫРЬ

  2. ЛГАВДА.

  3. БУДРЕЦЫ.

  4. БУДЕТЛЯНЕ.

  5. ТВОРЯНИН.

V. Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

заклятие смехом (В.Хлебников)

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачий!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! 


        - Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)












VI. Сообщение о Хлебникове. А теперь прослушаем материал, который познакомит вас с личностью автора выше озвученного стихотворения.

Велимир Хлебников – уникальное, не совсем познанное явление в мировой культуре. Поэт, мыслитель, математик, орнитолог, он во многом опередил свое время. Его гениальные прозрения не укладывались в рамки современной ему науки, искусства и литературы. Родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»), создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916), реформатор поэтического языка, где произошло странное сочетание и смешение звуков слов с обширными знаниями автора в области космоса, поэтики, философии, математики, биологии, языка, древней и российской истории и религии. Ничего подобного русское стихосложение не знало ни до Хлебникова, ни после него.

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия). О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря». По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода – его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Дед умер в Иерусалиме на поклонении. Отец, Владимир Алексеевич Хлебников, по свидетельству самого поэта «поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь» был попечителем улуса (должностное лицо в Калмыкии с широким объемом полномочий). Мать – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – историк по образованию. Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: жили под Астраханью, на Волыни и в Симбирске. В 1898 семья переезжает в Казань, где Хлебников обучается в гимназии. Там определяются его первые пристрастия – математика, орнитология, русская словесность. В 1903 Хлебников поступает в Казанский университет на физико-математический факультет. В 1904 году, потрясенный гибелью русского флота под Цусимой, Хлебников дает клятву открыть математические законы истории. Во время первой русской революции Хлебников принимает участие в антиправительственной деятельности и попадает на месяц в тюрьму, после чего утрачивает к политике всякий интерес. В 1904–1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

О ранних поэтических работах Хлебникова практически ничего не известно. Первые датированные произведения относятся еще к периоду обучения в гимназии (1903–1904) и представляют собой подражание русскому фольклору.

В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет – сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставил учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир).

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов Хлебников, придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего). Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В «Садке…» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец», первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы «Журавль». Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром. Валерий Брюсов писал о нём: «Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков». Будетлян можно назвать первой футуристической группой в русской литературе.

1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги. В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой Хлебников попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917 года, Февральскую и Октябрьскую революции: «Не сто́ит ли ждать в 1917 году падения государства?». Вскоре, в августе, в Москве была опубликована «Игра в аду», поэма написанная в соавторстве Кручёных и Хлебниковым; в ноябре вышла ещё одна совместная работа двух поэтов «Мирсконца».

В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называть себя этим словом) начали активно пропагандировать свою деятельность. Сборник, названный «Пощёчина общественному вкусу» увидел свет 18 (31) декабря. Предварявший его манифест, написанный Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»

Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов: «Вымученный бред претенциозно бездарных людей»), но книга была раскуплена довольно быстро. Уже через два месяца, в феврале 1913, футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности. Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова,

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры». Декабрь 1913 года был ознаменован публикацией первого авторского поэтического сборника Хлебникова. Он получил название «Ряв!».

В 1916 вместе с Николаем Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». В это время Хлебников много путешествует, живя у друзей и знакомых, и поражая всех невиданной неустроенностью своего быта. В жизни поэт был непритязателен, наивен и мнителен. Когда его покинула возлюбленная, он растерянно спрашивал друзей: «Может, я плохо писал стихи?». В его каморке кроме кровати и табуретки ничего не было, а спал он на наволочке, заполненной его стихотворными рукописями.

В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу.

Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме Ночной обыск (1921).

Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там поэт спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город. Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» – одно из самых значительных своих произведений. Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин». В городском театре Харькова происходит избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.

Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где проходил съезд народов Востока. Азия всегда привлекала поэта, он замышлял пробраться ещё дальше на восток, в Персию. Вскоре его замысел был осуществлён. В начале 1921 года советская Россия сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию для оказания помощи повстанцам. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора. Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова. В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы», посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.

После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев. В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть». Имя главного героя – непонятого пророка, «второго я» автора – произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены Доски судьбы – составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями, и теория воплощения в историческом развитии одних и тех же личностей.

Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником П. Митуричем.

Умер Хлебников 28 июня 1922 и был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве

В деревне Ручьи был открыт музей поэта, там проходят ежегодные литературные чтения.

В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Н.С. Черных в 1977 году.

* * *

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звезды - невод, рыбы - мы,

Боги - призраки у тьмы.


* * *

Я не знаю, Земля кружится или нет,

Это зависит, уложится ли в строчку слово.

Я не знаю, были ли мо[ими] бабушкой

и дедом

Обезьяны, т[ак] к[ак] я не знаю, хочется ли

мне сладкого или кислого.

Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу,

чтобы солнце

И жилу моей руки соединила общая дрожь.

Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч

моего глаза,

Как олень оленя (о, их прекрасные глаза!).

Но я хочу верить, что есть что-то, что остается,

Когда косу любимой девушки заменить,

напр[имер], временем.

Я хочу вынести за скобки общего множителя,

соединяющего меня,

Солнце, небо, жемчужную пыль.



* * *

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.


ОТКАЗ

Мне гораздо приятнее
Смотреть на звезды,
Чем подписывать
Смертный приговор.
Мне гораздо приятнее
Слушать голоса цветов,
Шепчущих: «Это он!» —
Склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть темные ружья
Стражи, убивающей
Тех, кто хочет
Меня убить.
Вот почему я никогда,
Нет, никогда не буду Правителем!

***

Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.

***

Тайной вечери глаз знает много Нева,
Здесь спасителей кровь причастилась вчера
С телом севера, камнем булыжника.
В ней воспета любовь отпылавших страниц.
Это пеплом любви так черны вечера
И рабочих, и бледного книжника.
Льется красным струя,
Лишь зажжется трояк
На усталых мостах.
Трубы ветра грубы,
А решетка садов стоит стражей судьбы.
Тайной вечери глаз знает много Нева
У чугунных коней, у широких камней
Дворца Строганова.

VII. Сообщение о Северянине. А теперь поговорим об одном из поэтических кумиров «Серебряного века», чье имя сопровождала скандальная известность и злобные нападки недоброжелателей. Это замечательный поэт, ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905). 
    К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.
 
    В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г.Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941.


VIII. Чтение стихотворений

«Классические розы». .


КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ


Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!


1843 Мятлев


В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!


Прошли лета, и всюду льются слезы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи были розы

Воспоминаний о минувшем дне!


Но дни идут - уже стихают грозы

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы

Моей страной мне брошенные в гроб!


В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА

Всеволоду Светланову


В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты,

папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю..."

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

ВАРИАЦИЯ (ВЕСНА - И ГУЛ...)

Весна - и гул, и блеск, и аромат...

Зачем мороз снежинки посыпает?

Наряд весны нежданной стужей смят,

А сад еще весной благоухает!..


Но солнце вновь дробит лучистый звон

И лед в лучах певучих растопляет -

Опять весна взошла на пышный трон,

И снова сад весной благоухает!


ВСЕ ОНИ ГОВОРЯТ ОБ ОДНОМ

С. В. Рахманинову

Соловьи монастырского сада,

Как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада

И что эта отрада - в любви...


И цветы монастырского луга

С лаской, свойственной только цветам,

Говорят, что одна есть заслуга:

Прикоснуться к любимым устам...


Монастырского леса озера,

Переполненные голубым,

Говорят: нет лазурнее взора,

Как у тех, кто влюблен и любим...

ГИМН РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Свобода! Свобода! Свобода!

Свобода везде и во всем!

Свобода на благо народа!

Да радуемся! да живем!


Мы русские республиканцы,—

Отсталым народам пример!

Пусть флагов пылают румянцы!

Сверкает в руках револьвер!


Победа! Победа! Победа!

Над каждым в России царем!

Победа — расплата за деда!

Да радуемся, да живем!


Столетья царями теснимы,

Прозрели в предвешние дни:

Во имя России любимой

Царь свергнут — и вот мы одни!


Труд, равенство, мир и свобода,

И песня, и кисть со стихом —

Отныне для счастья народа!

Да радуемся! да живем!

ЗВЕЗДЫ

Бессонной ночью с шампанским чаши

Мы поднимали и пели тосты

За жизни счастье, за счастье наше.

Сияли звезды.


Вино шипело, вино играло.

Пылали взоры и были жарки.

"Идеи наши,- ты вдруг сказала,-

Как звезды - ярки!"


Полились слезы, восторга слезы...

Минуты счастья! Я вижу вас ли?

Запело утро. Сверкнули грезы.

А звезды... гасли.

МНЕ ПЛАКАТЬ ХОЧЕТСЯ...

Мне плакать хочется о том, чего не будет,

Но что, казалось бы, свободно быть могло...

Мне плакать хочется о невозможном чуде,

В твои, Несбывная, глаза смотря светло...


Мне плакать хочется о празднике вселенском,

Где справедливость облачается в виссон...

Мне плакать хочется о чем-то деревенском,

Таком болезненном, как белый майский сон.


Мне плакать хочется о чем-то многом, многом

Неудержимо, безнадежно, горячо

О нелюбимом, о бесправном, о безногом,

Но большей частью — ни о ком и ни о чем...


  1. Каким чувством проникнуто стихотворение КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ?

  2. Какая тема является центральной?

IX. Обобщающие вопросы:

  1. Какие стремления объединяли творческие индивидуальности поэтов «серебряного века»? (стремление выразить настроение эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве)

  2. Вопросы на слайде.

X. Практическая работа.

        - Какой из отрывков стихотворений В. Хлебникова является наиболее ярким примером поэзии футуристов?

        - На чем вы основываете свой вывод? (присутствие неологизмов и необычные звуковые образы)

        - Как созданы найденные вами неологизмы?

XI. Подведение итогов.

XII. Домашнее задание.  ( сформулировать основные черты футуризма как литературного течения, познакомиться с творчеством Северянина, Хлебникова, по творчеству В.В. Маяковского- индивидуальные задания по группам).



Конспект по литературе на тему "Футуризм"
  • Русский язык и литература
Описание:

Футуризм как литературное течение. Поиски новых    поэтических форм русскими футуристами.

 

ЦЕЛИ: расширить понятие о футуризме, обзорно познакомить с творчеством русских поэтов - футуристов; формировать навыки самостоятельной   работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык

              отбора материала в соответствии с темой сообщения; воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес  к авангардным направлениям в искусстве и литературе.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово. Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

 Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

 

        Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

Автор Киндулкина Ирина Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1561
Номер материала 45670
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓