Главная / Начальные классы / Конспект по курсу ОРКСЭ (ОПК) урок №14 "Храм". (4 класс)

Конспект по курсу ОРКСЭ (ОПК) урок №14 "Храм". (4 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ветошкинская основная общеобразовательная школа

Гагинского района




Разработка урока

по основам религиозной культуры

и светской этики.


Модуль: Основы православной культуры.


Тема урока: Храм.


Номер урока: 14.


Тип урока: Открытие новых знаний через

заочную экскурсию в храм.




Выполнила: учитель начальных классов

Ермолаева Светлана Константиновна


с. Ветошкино, 2012-2013 учебный год

Тема урока: Храм.

Цель:

Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм».

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Планируемые УУД:

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.

Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Оборудование:

Учебник;

Презентация;

Музыкальное сопровождение;

Раздаточный материал:

Карточки для дифференцированной работы;

Бумажные листочки для выполнения задания.

Предварительная подготовка: посещение храма, по возможности беседа со священником.

План урока с хронометражем

I Ориентировочно-мотивационный этап 5 минут

1. Приветствие.

2. Определение темы занятия учениками.

II Операционно-исполнительный этап. 25 минут

1. Сообщение темы урока.

2 .Изучение нового материала.

3. Первичное восприятие нового материала.

Физкультминутка.

4. Словарная работа (объяснение новых слов).

III. Рефлексивно-оценочный этап. 13 минут

1. Закрепление изученного материала.

2. Правила поведения в храме.

3. Рефлексия.

IY. Домашнее задание 2 минуты

Ход урока.

I Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.


Учитель: Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными.

Учитель: Что вы ждёте от урока?

Ученики делятся пожеланиями с соседом и говорят вслух.

-Узнать что-то новое из жизни православных людей.

-Поработать в парах, группе.

-Отвечать на трудные вопросы, выполнять задания в тетрадях.

Учитель: Желаю нам успешной работы!

2. Определение темы занятия учениками.

Учитель: Послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего урока.

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

(Татьяна Шорохова)

Учитель: Помогите разгадать ключевое слово. (Слайд 2).

Дети работают в парах.

а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).

б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога? (добро).

в) Правила, данные людям от Бога на горе Синай (заповеди).

г) Одно из дел милосердия (милостыня).

hello_html_268b8a35.gif





- Что это такое? Какое ключивое слово?

(церковь, храм)

- Правильно.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

( «Храм», «Православный храм»).

II Операционно-исполнительный этап.

1. Сообщение темы урока.

Учитель:

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.

(Слайд №3)

- Чтобы вы хотели узнать о храме?

(ответы учащихся)

- Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве?

(Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).

- Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?

С кем вы ходили в храм?

2. Изучение нового материала. Открытие новых знаний с помощью учителя.

Учитель:

- Запишите тему урока в тетрадь.

1) Записывают тему в рабочую тетрадь.

2) Работа в группах с последующей проверкой, одинаковые слова не должны повторяться.

- Обсудите и запишите по три слова, с которым ассоциируется слово «храм».

Храм (запись слова на доске):

церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…

- Так что же такое по – вашему храм? (Слайд №4)

(храм- это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв)

Учитель: Давайте сделаем выводы. Иллюстрации помогут вам в этом.

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.


3) Открытие новых знаний с помощью учителя.

Вступительное слово учителя.

У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется ХРАМОМ. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Священные сооружения есть и в других культурах:

Мечеть – у мусульман

Синагога – у евреев

Буддийские монастыри – дацаны.

Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека.

    Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.

    Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

   Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

   Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

·        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

·        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

·        Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

(Слайд №5).

Звучит колокольный звон.

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы учащихся)

4). Выступление подготовленного ученика.

Храмы – памятники. (Слайд № 6, 7, 8, 9).

Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.

Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе

Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.

Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)

Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане (Волгоград) и многие другие.


Учитель:

-История возникновения храма в селе Ветошкино связана с такими факторами, как поход царя Иоанна Грозного на город Казань 1552 года, основанным им Троицким на реке Пьяна монастырем, с иконой Тихвинской Божьей Матери, с родом Пашковых.

Церкви и Храмы строились по особым правилам- КАНОНАМ.

Храмы строились в виде креста - символа Христа (Слайд №10)

Либо в виде круга – символа вечности (Слайд №11)

Либо в виде корабля, плывущему по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь (Слайд№12)

В храме нет ничего неосмысленного, случайного.

Войдем вовнутрь храма и посмотрим на его устройство, убранство.

Физкультминутка.

3. Первичное восприятие нового материала.

Самостоятельная работа с текстом учебника страница 48- 51 .

(По ходу прочтения текста учащиеся записывают в тетрадь незнакомые и непонятные для них слова, делая пометы на полях)


4. Словарная работа (объяснение новых слов).

Учитель:

- Какие новые слова- понятия для вас открыл текст учебника?

(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова:

кадило, икона, иконостас, алтарь, канун, благословение).

- Давайте еще раз посмотрим на храмы Нижегородской области. (Слайд №13)

Учитель:

Храмов много, все они очень похожи и все разные, как и люди – в чем-то одинаковы: руки, ноги, туловище, голова, душа и в тоже время разные (цвет глаз, волос, форма лица), у каждого свой характер, своя жизнь.

Человек рождается, и храм рождается, человек получает имя и у храма есть имя – он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.

- Ребята, чем же они все похожи?

(у всех есть купол, крест) (Слайд №14)

- На что похож купол?

(на пламя свечи - округлый или продолговатый как луковица, есть крест на верху)


- Как вы думаете, что символизирует крест?

( Крест – главный знак христианства, Христос умер на Кресте, и крест –знамя Его победы над смертью).


Учитель:

Православный храм разделен на 3 части (Слайд №15):

1.Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

2.Вторая самая большая часть – место прихожан, собиравшихся на церковную службу.

Везде висят иконы, горят свечи, лампадки.

3.Центральная стена – иконостас. За ним алтарь.


- Ребята, как вы поняли, что такое иконостас? (Слайд №16,)

(ответы учащихся).

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь.

- Как называется центральная дверь? (слайд №17)

(Царские врата, через них могут ходить только священнослужители. Через две другие: северные и южные – помощники священнослужителя)

- Какие иконы в иконостасе присущи всегда?

( Слева – от Царских врат икона Спасителя, справа – икона Богоматери).

- Какое самое главное место в храме? (Слайд №18)

(Алтарь).

Учитель:

Там находится святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится по средине алтаря на нем лежат: крест, Евангелие, шелковый плат с изображением Иисуса Христа в гроб).

- А как вы поняли, что такое икона? (Слайд № 19)

(ответы учащихся)

- Почему так много икон с изображением Пресвятой Богородицы?

(это говорит о всенародном почитании Божьей Матери).

- Ребята, как называется место в храм, где молятся о людях уже ушедших из земной жизни.

(канунник) (Слайд №20)


III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Закрепление изученного.

а) Игра «Рыбалка». Коллективная работа (Слайд №21)

(выловите слова, которые относятся к теме «Храм»)

(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

б) Дифференцированная работа (Слайд №22)

1группа допишите незаконченное предложение:

Икона – это ..

Иконостас – это…

Царские врата – это ..

Канун – это…

Кадить в храме, значит …

Панихидный столик нужен для того, чтобы…

Благословение – это …

2 группасделайте подпись к картинкам


hello_html_m17a42a85.jpg

hello_html_m68feed3e.jpg

hello_html_m3556ab2e.jpg

hello_html_m20600996.jpg

hello_html_1f299be6.gifhello_html_m34836611.gifhello_html_1f299be6.gifhello_html_m72b9c082.gif

111



hello_html_m90f1a1f.jpg

hello_html_540bba63.jpg

hello_html_m6bb9b92e.jpg

hello_html_m24142148.jpg

hello_html_63eb7bff.gifhello_html_m42f6af3c.gifhello_html_m2d73e4dc.gifhello_html_m2d73e4dc.gif



hello_html_m3470eedc.jpg

hello_html_m6080321b.gif



Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

3 группа – подберите слова – прилагательные, характеризующие наш храм в Ветошкине.

(Храм: красивый, легкий, воздушный, любящий, добрый, искренний, нежный).

2. Правила поведения в храме.

Учитель: Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Давайте, все вместе составим свод правил поведения в храме.

Коллективная работа (Слайд №23)

(Вести себя тихо;

Не разговаривать;

Отключить сотовый телефон;

Не вертеться и не смотреть по сторонам;

Внимательно слушать священника).

Учитель: Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Подготовленные учащиеся читают стихи по ролям.

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке.


Никого не осуждай,

   Помощь нищему подай,

   Поставь свечку и потом

   Осени себя крестом.

   Богомыслие храни,

   Лень подальше прогони,

   Душой с Богом примирись,

   И со всеми ты молись.

 Богомольцев не толкай,

 К чину в храме привыкай.

 Не гляди по сторонам —

 Неполезно это нам...

 Хоть старушка, хоть девица

 Не посматривай на лица,

 Глазки в землю опусти,

 О грехах своих грусти.

Учитель:    

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

3. Рефлексия(Слайд №24).

Учитель: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Учитель:

- Вы замечательно сегодня поработали .

А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

IY Домашнее задание. (Слайд №25).

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке.

- узнать историю и особенности храмов, находящихся рядом (в Гагинском районе).

- прочитать в учебнике на странице 48-51, ответить на вопросы.

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты из пластилина или бумаги. Пусть вам помогут родители.

Литература.

Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры».

Данилюк А.Я. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

Полная энциклопедия «Православие», Санкт-Петербург, «Весь», 2008.

Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

Закон Божий, «Оранта», - 2008;

  http://www.eparhia-tmb.ru/ 

  http://www.predanie.ru/muz/kolokola/




13


Конспект по курсу ОРКСЭ (ОПК) урок №14 "Храм". (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Конспект урока предназначен в помощь учителям преподающим курс ОРКСЭ.

Цель данного урока: Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи данного урока: Познакомить с понятием «православный храм».

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать  историко-культурный словарь учащихся.

 

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Автор Ермолаева Светлана Константиновна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1407
Номер материала 9130
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓