Главная / ИЗО, МХК / Конспект по ИЗО на тему "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" (4 класс)

Конспект по ИЗО на тему "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" (4 класс)

Название документа Презентация1.pptx

Вот выплыла луна И самый мелкий кустик На праздник приглашен
Всюду вишни в цвету. И куда ни кинешь взгляд- Под весенним небом сад.
Промолвил Подорожник: "Сад прекрасен, Но толку в нем, мне кажется, не много -...
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Вот выплыла луна И самый мелкий кустик На праздник приглашен
Описание слайда:

Вот выплыла луна И самый мелкий кустик На праздник приглашен

№ слайда 14 Всюду вишни в цвету. И куда ни кинешь взгляд- Под весенним небом сад.
Описание слайда:

Всюду вишни в цвету. И куда ни кинешь взгляд- Под весенним небом сад.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Промолвил Подорожник: "Сад прекрасен, Но толку в нем, мне кажется, не много -  О
Описание слайда:

Промолвил Подорожник: "Сад прекрасен, Но толку в нем, мне кажется, не много -  Он рану залечить, увы, не властен,  Лишь тропки в нём, а предо мной - дорога!".  А Сад благоухал и слов не слушал -  Свела с ума своя ж краса цветная.  Он красотой лечил людские души,  Возможно, даже сам того не зная...  У каждого - своё предназначенье!  Ни осуждать, ни исправлять не надо.  Необходимо нам Земли вращенье  И красота божественная сада!  Борис Прахов

Название документа Самоанализ урока Изобразительного искусства.doc

Самоанализ урока открытого урока

по изобразительному искусству с использованием ИКТ

на тему: « Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки сакуры».

4 класс.

Данный урок проводился в 4 классе. В классе 26. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Ребята эмоционально отзывчивые и подвижные. Программа обучения в этом классе создана на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы «Просвещение» 2012г.

Тема урока:

  1. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

  2. Рисование ветки сакуры».

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  • Образовательные:

    • познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветения сакуры в Японии;

    • учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;

    • формировать умение выразительного использования в работе техники Алла прима, фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

  • Развивающие:

    • развивать эстетический вкус учащихся;

    • развивать художественное видение окружающего мира.

  • Воспитательные:

    • воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

    • формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

    • формировать умение ставить творческую задачу, анализировать свою работу, стремление к успеху.

Использовала на уроке презентацию, интерактивную доску, музыкальные композиции, репродукции ,дидактический материал, поэтические композиции, наглядный показ приема рисования по сырой бумаге.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, практическая работа.

Используемые технологии:

инновационные

  • информационные;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые.

Используемые методы:

  • иллюстративно-наглядный;

  • словесный;

  • самоорганизация;

  • рефлексия.

Оборудование:

Интерактивная доска

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • проверочные таблицы;

  • изображение дерева.

После урока учащиеся смогут:

  • применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, литературное чтение, музыка);

  • применять навыки выполнения изображения цветущей сакуры на других занятиях ИЗО, технологии;

  • быть толерантным.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе.

Данный урок очередной по плану, в котором была поставлена цель, показать работу учителя, а именно показать какие методы можно использовать на уроках изобразительного искусства, как используются информационно коммуникативные технологии.

Для подготовки данного урока мною был изучен и апробирован материал по данной теме (1 урок из 3х), где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данный урок имеет межпредметные связи с такими дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология.

Этапы урока:

1. Организационный момент.
Дид. цель: Самоорганизация к деятельности (обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию); напоминание правил техники безопасности.

2. Работа над темой урока. Актуализация мыслительной деятельности.

Дид. цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

3. Сообщение темы и целей урока.

Дид. цель: Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

4. Объяснение хода работы (техника рисования по сырой бумаге, этапы работы рисования ветки сакуры.)

Дид. цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах (сакура). Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к обобщению знаний. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

5. Физкультминутка.

Дид. цель: Восстановление физических и духовных сил учащихся.

6. Самостоятельное выполнение работы.

Дид. цель: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.



7. Итог. Выставка работ.

Дид. цель: Подвести итоги урока. Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях и навыках.

Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.

Для проведения практической части урока заранее были подготовлен наглядный материал, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.

Тема рисования по сырой бумаге на мой взгляд одна из сложных тем. Это связано со спецификой, приёмами, определённой последовательностью и быстротой выполнения работы.

Бумага и акварель - доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Применяя и используя различные способы и приемы в рисовании, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность действий, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их успешного обучения в школе.

Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В начальных классах, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познания богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками, пастелью, бумагой. ЗАДАЧИ обучения и воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Был создан эмоциональный фон с помощью музыкальных композиций. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Работы получились хорошие, аккуратные, выразительные, так как каждый ребенок творчески подошел к выполнению задания. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута.



Название документа план открытого урока.doc

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство)

с использованием ИКТ на тему:

".Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Рисование ветки цветущей сакуры"



4 класс


Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.

Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников

Задачи:

  1. Воспитательные: вырабатывают правильные позиции в отношении ценностей к традициям и культуре Японии, воспринимают эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.

  2. Развивающие: развивают художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.

  3. Обучающие: знакомятся с техникой Алла прима и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают новые композиционные навыки. Научатся рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают природу через детали, характерные для японского искусства.

УУД.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «какемоно», «экибана».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.


Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, репродукции гравюр:

Хокусай «Ветка сливы и луна», « Волна».

«Вишня» - японская народная песня.

П. Белецкий. Одинокий сверчок (из сборника поэзии).


Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.

Ход урока

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. И думаю что этот урок очень интересным и занимательным.

2.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с такой удивительной страной как Япония и символом страны Сакурой. Научимся рисовать по сырой бумаге. Для этого нам понадобится : акварель, гуашь, черная или коричневая, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, кисти.

3.Знакомство со страной Япония.

-ребята, что вы знаете о стране Япония? (ответ учащихся)

-посмотрите на карту. Это очень маленькая страна по сравнению с нашей и расположена она на островах Тихого океана. /работа с картой/.

-Японию называют «страной восходящего солнца», солнце изображено на государственном флаге Японии.

Сейчас Япония – это современные большие города с высотными зданиями.

Люди прозвали свою страну - Ямато, что переводится как “путь гор”. Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся узнать о традиционном искусстве Японии.

Из глубины веков пришло неповторимое своеобразие японского искусства: живопись, архитектура, поэзия, театр, музыка, разбивка садов и парков, чайная церемония, аранжировка цветов. Японцы глубоко чтут свою культуру и традиции, народные праздники. Как у любого народа традиционно – национальный костюм.

-ребята, как называется национальный японский костюм? ( ответ учащихся.) « Кимоно»

- а из каких предметов одежды состоит русский народный костюм? ( ответ учащихся). «Сарафан, кокошник, рубаха».

Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».

Самым знаменитым художником Японии является – Хокусай. Вы видите репродукции его гравюр : « Фудзи на закате», « Волна».

Картина на узком свитке шелка или бумаги называется –« Какемоно»

Японский народ чутко и глубоко любит природу. Он воспел ее в поэзии ,которая называется – «Хокку» -японское трехстишие Часто поэтические произведения дополняют живописное. «Ветка сливы и луна».

Особый вид искусства – «Икебана» - оранжировка цветов. Атмосферу таинственности, изысканности и утонченности создают эти работы.

Характерная особенность японского искусства -

лаконичность изображения, некая скудность, гордое одиночество, незаконченность линий, все это вызывает чувство приятного удивления : красота в несовершенстве.

Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами.

-а какое дерево считается символом России? ( ответы учащихся.) Береза.

.Для японцев время цветения сакуры священно. Именно в это время поэты слагают свои хокку. художники рисуют картины. Цветение сакуры символ наступления весны, знак, что земля прогрелась и можно высаживать рис.

-ребята, а какое дерево символизирует приход весны у нас? ( ответ учащихся.) Верба

Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры.

Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра.

Японцы верят, что в дереве теплится душа .Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.

Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

4.Практическая работа.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).

  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.

  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.

5.Физкультминутка

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

         - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка...Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.

6. Рисование основного элемента сакуры.

А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.

Этапы рисования:

  • набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:

  • начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:

  • затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.

  • последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.

  • на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.

  • намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;

  • следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.

  • наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка

  • черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.

  • наши цветы готовы.


7.Обобщение пройденного материала.

-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

-Какое дерево является символом Японии?

- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?

-В какой технике мы сегодня работали, чтобы добиться такого результата?


8.Выставка работ.

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы.


Стихотворение.

Промолвил подорожник сад - прекрасен, но все же от него не много проку.

Он рану залечить, увы, не властен, лишь тропы в нем, а предо мной – дорога.

А сад благоухал и слов не слушал, свела с ума своя ж краса цветная.

Он красотой лечил людские души, возможно даже сам того не зная.

У каждого свое предназначенье! Ни осуждать, ни исправлять не надо.

Необходимо нам Земли вращенье! И красота божественного сада!

П. Белецкий.

9. Объяснение домашнего задания.

Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.

10. Подведение итогов урока.

-Ребята, вам понравился наш урок?

Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.

Выставление оценок за урок.

До свидания.

Дополнительная информация

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. В Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая в Японии, почти 4000 метров. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – действующий вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.

Жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.

Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Мы говорили об этом, когда знакомились с русской избой. Люди не могут жить вне коллектива, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться все вместе. Такими сооружениями издавна были….(вопрос классу: что?) храмы. Давайте вспомним, на кого похожи храмы в России (на богатырей). А вот здание японского храма – пагода – больше похоже на что? /версии детей/. Да, похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.

Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет : как искусство любования. На котором учат: всматриваться в окружающее, обычное – и видеть красивое, всматриваться в малое – и видеть великое.

Конспект по ИЗО на тему "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии" (4 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

   знакомятся  с  техникой  Алла прима  и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают  новые композиционные навыки.  Научатся  рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают  природу через расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место, использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «какемоно», «экибана».детали, характерные для японского искусства.

 

 

Автор Савченко Ольга Николаевна
Дата добавления 14.02.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 3683
Номер материала 56326
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы