Главная / История / конспект по истории на тему "Век Просвещения" (10 класс)

конспект по истории на тему "Век Просвещения" (10 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifВек Просвещения.

XVIII век- век Просвещения. Это период истории между Английской (1648 г.) и Великой Французской (1789 г.) революциями.

Просвещение – это историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли человеческого разума.

Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были представители торгово-промышленных кругов, служащие, аристократы, дворяне, духовенство.

Общие цели и идеалы объединяли этих очень разных людей: выступление против феодальной собственности и абсолютизма; распространение идей общественного равенства и личной свободы; веротерпимость; борьба за широкое распространение знаний и просвещение народа.

Мыслители стремились проявить себя в разных сферах- политике, общественной деятельности, образовании, литературе, науке, искусстве. Их отличало понимание необходимости просвещения народных масс и вера в возможности и силы человека.

Порой они спорили друг с другом. И в результате между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о разделении властей и правовом государстве, о правах человека и гражданина, о демократии и гражданском обществе.

Английского философа Джона Локка принято считать родоначальником идей Просвещения.

Он создал учение о естественных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Для гарантии этих прав люди заключают общественный договор, государство охраняет права и свободы, а если они будут нарушены, народ имеет право свергнуть или изменить власть.

Один из основателей теории общественного договора английский философ Томас Гоббс представлял государство как порождение сознательной деятельности людей. Главная работа - «Левиафан», где выдвигались идеи идеального государства.

Неограниченная монархия – идеал государственной власти, государство должно брать на себя обязательство перед людьми. «Все люди от природы равны друг другу, наблюдающееся неравенство введено гражданскими законами»- говорил он.

Экономические теории Просвещения были отражены в работах шотландского экономиста и философа Адама Смита. Он утверждал, что главный источник благосостояния народа - труд, а конкуренция играет большую роль в развитии общества.

Духовным центром Просвещения стала Франция.

Одним из выдающихся просветителей XVIII в. является Шарль Луи Монтескье. Главная его идея- идея разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены различные слои населения, судебная – независимым судьям, а исполнительная – монарху, назначающему правительство. Особое место у него занимала идея свободы: «Свобода – есть право делать всё, что дозволено законом».

Сторонником просвещенной монархии выступал французский писатель и философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1746г.) Вольтер. «Самое большое счастье для людей, - заявил он, - когда государь философ». Мыслитель был непримиримым противником феодальных порядков и деспотизма. Разоблачая церковь, Вольтер признавал необходимость религии для народа и существование Бога.

Против социального неравенства и королевской власти выступал французский писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо. Государство, по его мнению, может возникнуть в результате договора свободных людей.

На общественную мысль и литературу многих стран оказали влияние идеи Руссо: критика городской культуры и цивилизации, культ природы и естественности, предпочтение сердца разуму. Идеалом мыслителя была демократическая республика мелких собственников, где все необходимое производит для себя каждая семья.

Одним из организаторов «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (35 томов) был французский писатель и мыслитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773 г.) Дени Дидро. Ее статьи поднимали важные вопросы общественной жизни, науки, религии. Энциклопедисты говорили о бедственном положении крестьян, о том, что барщина является злом, выступали против богатства церкви. Они пропагандировали идеи просветителей, новые политические идеи. Авторами «Энциклопедии» были Руссо, Вольтер, Монтескье и многие другие просветители.

В «Энциклопедии» была объявлена непримиримая борьба с католической церковью. Просветителей возмущало стремление последней подчинить общественную мысль цензуре, в статье об иезуитах было написано: « в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством…». Самым ярым противником церкви выступал Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв, направленный против религии и церкви: «Раздавите эту гадину!»

Такие позиции просветителей не находили поддержки у властей и поэтому многие из них были в немилости: Вольтер сидел в заключении в Бастилии, а Дидро- в Венсенском замке.

Жак Тюрго – генеральный контролер финансов (так называли во Франции министра финансов) считал необходимыми проведение экономических реформ, которых разрушат старую традиционную экономическую систему.
Он выступал за полную свободу конкуренции, свободу хозяйственной жизни, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения.

Просвещение дало толчок развитию образования. Например, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Однако идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения. Верными, по мнению мыслителей, были только те знания, которые добыты собственным умом и наукой, а не те, что основываются на традициях и народной мудрости. «Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности».

Если мыслители рассматривали проблемы политического и общественного устройства, экономического развития государства, то писатели-просветители изучали поведение человека или общества, его нравы.

Героем Даниэля Дефо стал Робинзон –человек который своим трудолюбием и умом достиг всего.

Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Был создан образ Гулливера- нормального человека, по отношению к которому великаны, лилипуты выступают «уродливым искажением действительности».

Герои П. Бомарше - простые люди, которые своей человечностью, умом и трудолюбием противопоставлялись аристократам. Герой его комедии «Женитьба Фигаро» - обаятельный слуга, который был «самым смышленым человеком нации», «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете».

И. Гёте и И.Шиллер своими литературными произведениями стремились воспитать людей сильными, добрыми, способными противостоять существующему строю.

 Художники эпохи Просвещения опирались на традиции искусства Возрождения.

Стиль рококо зародился в среде французских аристократов, его основоположником был Антуан Ватто. Он отдавал предпочтение так называемому «галантному жанру», изображая романтические свидания, праздники, писал также портреты, пейзажи, которые отразились в его произведениях: «Капризница», «Общество в парке».

Первым ввел в моду небольшие эскизы и рисунки Франсуа Буше: «Купание Дианы», «Туалет Венеры».

В стиле просветительского реализма работал французский художник Жан Батист Симеон Шарден.
У него лучшие жанровые сцены, описывающие жизнь простых тружеников-«Прачка», «Маленькая учительница», «Молитва перед обедом».

Ж.Б.Грёз использовал искусство как средство нравственного воспитания человека.
 В известных работах «Балованное дитя» (1765 г.), «Посещение священника» (1786 г.) главное внимание Грёз уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль.

Говоря о культуре эпохи Просвещения, невозможно не остановиться на музыкальном наследии XVIII в.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха считается вершиной церковной музыки.
Он вошёл в историю как непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» - грандиозное органное произведение на сюжет Евангелия от Матфея.

Произведения Моцарта отличаются многообразием форм (сонаты, мессы, симфонии, оперы, инструментальная музыка), многогранностью и единством стиля. В каждой из пятидесяти симфоний, созданных Моцартом, музыка передаёт сильнейшие душевные чувства и переживания человека, воплощает героические характеры и поступки. Особой популярностью пользуются три последние симфонии Моцарта: 39, 40, 41.
Итогом творчества композитора является гениальный "Реквием", заупокойная месса, написанная на текст католической молитвы, которая продолжает традиции великих предшественников Моцарта.
Духовным наследником Моцарта считал себя Людвиг Ван Бетховен.
Музыкальное наследие Бетховена удивительно разнообразно. Им созданы 5 концертов с оркестром, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, 9 симфоний …

 Идеология Просвещения находила выражение в разных направлениях общественной мысли, литературы, изобразительного искусства.
Влияние идей было столь велико, что многие монархи стремились проводить их на практике: поощрение промышленности путем снижения налогов, ограничение роли церкви в делах государства, меры по развитию образования и науки. Наиболее последовательно претворяли в жизнь эти идеи австрийские монархи Мария Терезия и Иосиф II, король Испании Карл III, прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II (в первый период своего правления). Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

В истории нового времени Просвещению принадлежит очень важное место. Его идеи обозначили новый этап духовного и общественного развития Запада. Эти изменения стали идеологическими предпосылками революций в конце XVIII в.





конспект по истории на тему "Век Просвещения" (10 класс)
  • История
Описание:
  1. конспект урока в 10 классе. Можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке по новой истории в  7 классе.
  2. Целью урока является знакомство с просветителями, с их основными идеями и ценностями эпохи Просвещени; продолжить развивать представления учащихся о гражданском обществе, правовом государстве
  3. XVIII век - один из наиболее ярких периодов мировой культуры. Выдающиеся представители литературы, музыки и изобразительного искусства стремились к просвещению людей, их произведения вселяли в людей уверенность в свои силы, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Поэтому целью урока также является знакомство учащихся с наиболее яркими представителями литературы и искусства XVIII века, показать духовный мир человека эпохи Просвещения
Автор Андреева Юлия Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1374
Номер материала 23858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓