Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект по истории на тему "Преобразования Петра I" (10 класс)

Конспект по истории на тему "Преобразования Петра I" (10 класс)

Скачать материал

Конспект урока на тему «Преобразования Петра I».

Петр I (1689-1725) был яркой личностью, чей характер в значительной мере определил ход истории в начале XVIII века.

В 10 лет он стал царем вместе со своим старшим братом Иваном V, самостоятельное же правление началось в 1689 году, когда Петру удалось устранить свою старшую сестру Софью, управлявшую государством до их совершеннолетия.

Еще в детские годы юный царь проявлял любознательность ко всему, с 5-тилетнего возраста стал обучаться грамоте. Первым его учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. Бывал Петр в Немецкой слободе, где сошелся с Ф.Лефортом и другими сподвижниками его начинаний. Еще в отроческие годы по его приказу были сформированы «потешные войска», вместе с которыми Петр проходил азы военного дела, в дальнейшем именно эти войска стали основой его регулярной армии.

Предпосылками петровских реформ были: отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран.

В первой четверти XVIII века в стране произошел резкий скачок в развитии мануфактурного производства: к 1725 году количество мануфактур с 20-30 увеличилось до 200, появились новые производства: полотняное, шелкоткацкое, хлопчатобумажное, табачное. Появляется настоящий «военно-промышленный комплекс»:  Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, Адмиралтейская верфь, Петербургский литейный завод, Канатный, Суконный и другие мануфактуры, которые смогли вооружить и одеть армию.

В духе политики меркантилизма (для нее характерно вмешательство власти в хозяйственную жизнь с целью накопления в стране денег) государство поддерживало активный торговый баланс страны (превышение экспорта над импортом), а протекционистские меры были направлены на покровительство отечественной промышленности, увеличение экспорта готовой продукции  и уменьшение импорта сырья.

Так, Таможенный тариф 1724 года поощрял экспорт продукции отечественных мануфактур и охранял высокими пошлинами внутренний рынок от иностранных изделий.

В первой четверти XVIII века произошли изменения в положении всех сословий страны.

Первая перепись 1718-1724 гг. зафиксировала  5, 6 млн. «душ» мужского пола, из которых 4 млн. принадлежали дворцовому хозяйству, церковным и светским владельцам. Им пришлось платить подушную подать.

 

С ростом городов увели­чилась и численность городского населения. К концу царствова­ния Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Слож­ным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число куп­цов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод и пе­редано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат. Горожа­не теперь делились на «регулярных» (выс­ших) и «подлых» (низших ). «Регуляр­ные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены бо­гатые купцы и лица «свободных профес­сий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Ре­гулярные» пользовались особой государ­ственной поддержкой и льготами.

 

На службу государству царь стремился поставить всех - и «подлых», и благородных. Первые должны были исправно платить подати, служить в армии и отбывать повинности без всякого уклонения (в 1724 году в России появилось слово «паспорт» для обозначения документа, дававшего право на передвижение). Для дворян же реформы означали по-прежнему бессрочную службу в полках или канцеляриях. Петр I желал, чтобы все дворяне прошли эту школу.  23 марта 1714 года Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому была ликвидирована разница между вотчиной и поместьем (все «недвижимые имения» стали наследственными, и их можно было отчуждать), но предписывалось передавать имение только одному из детей, чтобы безземельные наследники шли на службу. Другие указы не позволяли безграмотным дворянам жениться, не разрешали производить в офицеры не служивших рядовыми в гвардейских полках, запрещали им покупать земли и крестьян.

 

В 1722 году царь принял «Табель о рангах» с ее 14 разрядами. Теперь открывался путь к карьере неродовитым дворянам и даже выходцам из «подлых» сословий: почти четверть офицеров армии Петра I вышла из солдат- крестьян, посадских, купечества. Дослужившись до 8-го разряда, чиновник мог получить дворянство.

 

Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в консилию ми­нистров.

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правитель­ствующего сената, ставшего высшим правительственным уч­реждением.  Он состоял из 9-ти членов и обер-секретаря, Сенат стал высшим органом в сфере законодательства, государственного управления и суда, осуществлял надзор за коллегиями, издавал сенатские указы, разъяснявшие смысл действующих законов. Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягу­жинский), которого называли «оком го­сударевым» в Сенате.

 

Реформа 1718—1721годов упразднила громоздкие приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

В отличие от приказов решения здесь принимались коллегиально. Каждая коллегия имела свой штат: президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Пре­ображенский приказ в Москве и Тайная канцелярия в Петербурге. Они нахо­дились в ведении самого императора.

 

В 1708 году для усиления местного ап­парата власти и повышения его авторитета и роли в деле уп­равления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (поз­же— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казан­скую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли гу­бернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были разделены на провинции и уезды (дистрикты).

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воево­дами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках гу­бернаторов остались лишь военные и судебные функции.

 

Разросшаяся администрация требовала постоянного контроля. Высшим органом надзора стал Сенат, которому был подчинен возникший в 1711 году институт фискалов (по 1-2 человека в каждом городе), обязанных «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать» и доносить в центр обер-фискалу о замеченных ими должностных преступлениях.

Церковные власти контролировались духовными фискалами-«инквизиторами». В 1722 году был создан орган контроля за соблюдением законности- прокуратура во главе с генерал-прокурором Сената, которому подчинялись прокуроры коллегий и судов в провинции, имевшие право вмешиваться в деятельность учреждений и требовать пересмотра дел в соответствии с законом.

Одним из важнейших результатов петровских реформ явилось создание многочисленной  и хорошо вооруженной армии. Рекрутская система (при Петре I было проведено  53 набора) позволила в короткие сроки создать массовую и регулярную армию. Согласно штатным расписаниям, она состояла из единообразно организованных рот, батальонов и полков, имевших однотипные оружие, форму, амуницию. Солдаты и офицеры обучались по новым уставам и получали определенное жалованье. Специалисты готовились в отечественных учебных заведениях- Артиллерийской и Инженерной школах.

Военные победы вывели Россию в число сильнейших держав: к 1725 г. ее армия насчитывала 200 тысяч регулярных войск, 100 тысяч казаков, на содержание армии шло 62% государственного бюджета. Балтийский флот состоял из 34 линейных кораблей, 15 фрегатов, других парусных судов и нескольких сотен гребных галер.

 

Петровские преобразования существенно изменили положение Русской Православной Церкви. При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.

Петр I упразднил патриаршество, а управление церковными делами в 1721 году было передано Духовной коллегии, которая вскоре была преобразована  в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Действия Синода контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Петр I отличался универсальными способностями и работоспособностью. Сам он гордился, что владел 12 профессиями и был не только матросом и плотником, но и высококлассным артиллеристом, капитаном, инженером-кораблестроителем, а еще токарем, часовщиком, каменщиком и даже врачом. До конца жизни он демонстрировал собой образец служения государству, на деле исполняя воинский долг в должностях от «бомбардира» до генерала и вице-адмирала и получая соответствующее жалование.

В 1721 году вместе с титулом императора Петр I принял звание «Отца Отечества». Он провозглашал принципы «разума» и «порядка» основой строительства «регулярного государства» и всей жизни подданных, которых надо было наставлять «яко детей» и требовать беспрекословного послушания. В 1722 г. был подписан указ, согласно которому император мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от родства, однако сделать этого Петр так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Итак, созданный Петром I новый механизм управления означал переход от традиционной организации власти к рациональной, успешную попытку самодержавия осуществить модернизацию путем активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Такая «перестройка» помогла мобилизовать силы страны и осуществить рывок, чтобы догнать передовые страны Западной Европы в военно-политической сфере. Однако в стране одновременно утверждались « крепостническая» экономика, всевластие бюрократии, полицейский режим надзора и культ самодержавной власти.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект по истории на тему "Преобразования Петра I" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Описание материала: конспект урока по истории России на тему "Преобразования Петра I".

Цели урока: сформировать представления о предпосылках петровских преобразований; особенностях российского абсолютизма; обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Основные даты: 1689-1725 гг.-правление Петра I; 1699 г.- указ о введении нового летосчисления в России; 1708-1710 гг.-губернская реформа; 1711 г.- учреждение Сената; 1711 г.- введение должности фискалов; 1714 г.- ликвидация разницы между вотчиной и поместьем; 1717-1721 гг.- создание коллегий; 1718-1722 гг.-введение подушной подати; 1721 г.-провозглашение России империей; 1722 г.- издание "Табели о рангах", введение цехов в городах, введение должности генерал-прокурора, указ Петра I о престолонаследии; 1724 г.- введение протекционистского таможенного тарифа

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 087 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 596
    • DOCX 20.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Андреева Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Андреева Юлия Сергеевна
    Андреева Юлия Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9163
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе