Главная / Химия / Конспект по химии 8 класс " Соли. Основания"

Конспект по химии 8 класс " Соли. Основания"

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Урок: «Обобщение знаний по теме «Соли. Основания»

Автор: Калинина Ольга Анатольевна , учитель химии Салганской СОШ


ТЕМА: Обобщение знаний по теме «Соли. Основания»

Цель урока: Закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических соединений: солях и основаниях. 
Задачи урока:

-обобщить сведения о солях и основаниях, их свойствах;
-закрепить умения записывать уравнений реакций, характеризующие химические свойства оснований, солей;
-продолжить формирование умений работы с химическим оборудованием, химическими реактивами.

-воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: урок обобщения знаний формирование практических умений и навыков.

Форма проведения: элементы игры – квест.

Оборудование: ПК, карточки с заданиями для игры квест, жетоны, таблица

Ход урока

І. Организационный момент. Заполнение поляны настроения

Учитель: Добрый день. Наши чувства и эмоции такие же разноцветные, как и весь окружающий мир. Психическое и эмоциональное состояние человека можно определить на основании цветовых привязанностей и общепринятых соотношений «цвет – настроение». Яркие жизнерадостные оттенки свидетельствуют о хорошем эмоциональном состоянии ребенка, уверенность и удовлетворении своим положением. Темные тона могут свидетельствовать о неуверенности в себе.

Давайте, ребята, определим, ваше эмоциональное состояние на начало урока. Для этого каждый из вас выберет цветок того цвета, который на ваш взгляд, соответствует вашему настроению Цветок закрепите на поляне.

Посмотрите, какая прекрасная поляна у нас получилась.

ІІ. Оглашение темы, целей и задач урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня я приглашаю вас на урок - квест. На уроке мы повторим физические, химические свойства, классификацию, определения и нахождение в природе двух классов неорганических соединений: солей и оснований.

Сегодня мы будем работать в парах, командах, сформируем навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды.

  1. Учитель. Давайте, ребята, вспомним, что означает слово квест?

(Ребята вспоминают, что означает квест)

Квест (от английского gvest – поиск приключений) – это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде

  1. Учитель: Правила игры - квест (коротко проектируются на доске) вы знаете, но я напомню вам еще раз. Все участники квеста делятся на 2 команды.

  1. Вы все – сплоченная, дружная команда. Вам необходимо доказать, что вы умнее, сообразительные, эрудированные в вопросах, касающихся свойств, классификации, получения и применения солей и оснований.

  2. Все участники должны брать активное участие в игре.

  3. Игра делится на три этапа:

  • Теоретический (индивидуальная работа)

  • Практический (работа в парах)

  • Творческий (работа в грпупах)

  1. На прохождение каждого этапа - до 10 минут.

  2. На І этапе каждый участник выбирает карточку, где есть задания с вариантами заданий. Участник внимательно читает вопрос и выбирает правильный ответ. Если все участники дадут, правильны ответы образуется первый теоретический круг желтого цвета.

  3. На ІІ этапе класс работает в парах. Пара берет задание с практическим заданием, которое не обходимо выполнить в тетрадях и записать на доске. Если ответы будут правильными, образуется второй практический круг голубого цвета

  4. На ІІІ этапе класс работает в группах. Если участники справятся с этим заданием, образуется третий творческий круг красного цвета.

  5. Игра командная, но каждый набирает свои баллы. За каждый правильный ответ вы получаете квест – жетоны, которые соответствуют 1, 2 и 3 баллам.

  6. Если участник не дал ответа на вопрос, любой из участников команды может дать правильный ответ и получить квест – жетон.

Правила игры вспомнили? Начинаем игру.

І этап – Теоретический.

Класс заранее разделен на 2 команды: «Основания» и «Соли»

  • Подходите, пожалуйста, к столу и получайте карточки с вопросами и вариантами ответов. (Приложение 1)

(Проводится игра. Дети, ответив на вопрос, вешают на круг цветы желтого цвета и получают квест - жетон)

Учитель: Вот мы с вами и образовали первый теоретический круг желтого цвета. В первом туре нашего квеста мы с вами вспомнили физические свойства, определения, классификацию, нахождение в природе оснований и солей.


ІІ этап - Практический

Учитель. Работаем в парах. Сейчас вы получаете задания, выполняете их в тетради, а потом на доске.

Правильно ответив на вопросы практического характера, вы сможете образовать второй практический круг голубого цвета.

(Учащиеся выполняют задания, комментируют их выполнение у доски и получают за правильный ответ квест – жетон)

1 Задание: “Почта”

Жители страны предлагают вам побыть в роли почтальонов. Вам надо доставить письма по адресам

Na2O, H2CO3, Mg(OH) 2 , BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2.

Проверим, как вы справились с этим заданием.

Одна пара на доске записывает формулы веществ, которые относятся к классу Кислоты, вторая - к классу Оснований, третья - формулы веществ, к классу Оксиды, четвертая – к классу Соли. (Учащиеся называют вещества, за правильный ответ получают квест – жетон)

Теперь мы проверить, как вы умеете составлять формулы по названиям.

2 Задание: “Доска Почета”

Фотографии лучших жителей помещают на доску почета, но они оказались испорчены, на доске остались одни названия. Вам надо восстановить фото, путем написания формул.

 

 

 

Оксид кальция,

Азотная кислота

Хлорид магния

 

 

 

Гидроксид натрия

Сульфат калия

Соляная кислота

 

 

 

Оксид азота (V)

Гидроксид хрома (III)

Угольная кислота

 

 

 

Ортофосфат кальция

Оксид лития

Гидроксид бария




Карбонат магния

Гидроксид лития

Силикат цинка


(Учащиеся называют вещества, за правильный ответ получают квест – жетон)

Задание 3.Осуществить превращения

1 пара

Na2O-NaOH-Cu(OH)2-CuO-CuSO4
2 пара

Ca – СаО - Са (ОН)2 -  СаСI2

3 пара

С- СО - СО2 - СаСОз – СаО - Са (ОН)2

4 пара

S-SO2 – SO3 –H2SO4- CaSO4

5 пара

N2 - N2O - HNO3 – Ca(NO) 2 - NaNO3

6 пара

К2O-КOH-Cu(OH)2-CuO-CuСІ2

7 пара

Ва –ВаО – Ва(ОН) 2 –ВаСІ2 - ВаSO4

(Учащиеся осуществляют превращение , за правильный ответ получают квест – жетон и цветок голубооко цвета, который закрепляют на круге)


Учитель. Вот мы и образовали второй круг нашей игры, круг голубого цвета.

А сейчас мы с вами выполним упражнение для глаз.

Упражнение для глаз - Пальминг с применением ароматерапии

Потрите ладони рук, чтобы появилось тепло. Сделайте ладони «домиком» и положите их на поверхность глаз, чтобы не проходил свет, но, не дотрагиваясь их. Расслабьтесь и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы ощущаете, как нежно светит солнце, и морские волны приятно плещутся у ваших ног.… Поморгайте глазами под ладонями и откройте их. Заметили ли вы, что цвета стали ярче, зрение улучшилось.

ІІІ этап - Творческий

Учитель. В третьем туре вы будете работать в группах – командах, по 7 человек.

Дома вам необходимо было сделать рекламу классу неорганических соединений. Команда «Соли» рекламирует класс Соли, команда «Основания» -Основания, и подкрепляют свою рекламу коллажем.

Выполнив задание ІІІ этапа, каждый участник получает квест – жетон, стоимостью в три балла и помещает цветок красного цвета на третий – творческий круг. Если все члены команды будут активно работать, образуется третий творческий круг нашей игры красного цвета.

ІV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

1.Повторить параграфы17, 19, подготовиться к контрольной работе.

VІ. Определение эмоционального настроения.

Обратимся к нашей поляне, на которой вы оставили цветы разного цвета на начало урока. Скажите, не испортили ли вам настроение оценки, которые вы получили сегодня на уроке. А может вам понравилась игра и наша поляна будет еще ярче.

VІІ. Рефлексия.

Ребята получают от учителя шестигранные завернутые цветы, просит детей загадать желание и опустить свой цветок в прекрасное озеро. Если цветок раскроется, желание исполнится.



Приложение 1

Вопросы теоретического этапа игры – квест.

1.Соли - это

А) сложные вещества, состоящие из атомов Гидрогена и кислотного остатка

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

2.Основания - это

А) сложные вещества, состоящие из атомов Гидрогена и кислотного остатка

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

3.Как классифицируются основания:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в)одноосновные и растворимые в воде основания

4.Как классифицируются соли:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) средние, кислые, основные

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

А) основания, 
Б) оксиды, 
В) кислоты, 
Г) соли.

6. Формула гидроксида лития

а) Li 2SO 4
б) Li
2О, 
в) LiОН, 
г) НNО
3.

7. КNO3  – это

А) азотная кислота, 
Б) оксид азота, 
В) гидроксид азота, 
Г) калий нитрат

8. Формула сульфата натрия

А) Na 2SO 4
Б) Na
2
В)Na
2SO 3
9. Карбонат кальция – это

а) основание, 
б) оксид, 
в) кислота, 
г) соль.

10. Ва(ОН) 2 – это

а) оксид бериллия,
б
) гидроксид бериллия,
в) гидроксид бария,
г) оксид бария

11. Формула гидрокарбоната натрия

А) КСI,
Б) Na НСO 3 ,
В Na
2СO 3
Г) Na
2SO 4

12. Соль хлорида серебра растворима

а) да 
б) нет

в) малорастворимая

13. Выберите формулу соли

а) К2СO 3 , 
б) КОН, 
в) К
2О, 
г) НСI

14. Гидроксид алюминия – это:

а) основания, 
б) оксид, 
в) кислота, 
г) соль.

15. Самый распространенный класс неорганических веществ в природе

А) соли

Б) кислоты

В) основания

Г) оксиды

16.Соли

А) тугоплавкие кристаллические вещества

Б) жидкости

В) газообразные вещества

17.Твердые вещества, растворимые и нерастворимые в воде

А) соли и основания

Б) кислоты и основания

В) оксиды и соли

Конспект по химии 8 класс " Соли. Основания"
  • Химия
Описание:

Конспект урока химии в 8 классе «Соли. Основания»

Урок: «Обобщение знаний по теме «Соли. Основания»

Автор: Калинина Ольга Анатольевна  , учитель  химии Салганской СОШ

 

ТЕМА: Обобщение знаний по теме «Соли. Основания»

Цель урока: Закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических соединений: солях и основаниях. 
Задачи урока:

-обобщить сведения о солях и основаниях, их свойствах;
-закрепить умения записывать уравнений реакций, характеризующие химические свойства оснований, солей;
-продолжить формирование умений работы с химическим оборудованием, химическими реактивами.

-воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: урок обобщения  знаний формирование практических умений и навыков.

Форма проведения: элементы  игры – квест.

Оборудование: ПК, карточки с заданиями для игры квест, жетоны, таблица

Ход урока

І. Организационный  момент. Заполнение  поляны настроения

Учитель: Добрый день. Наши чувства и эмоции такие же разноцветные, как и весь окружающий мир. Психическое  и эмоциональное состояние человека можно определить  на основании цветовых  привязанностей и общепринятых соотношений «цвет – настроение». Яркие жизнерадостные оттенки свидетельствуют о хорошем эмоциональном состоянии ребенка, уверенность  и удовлетворении своим положением. Темные тона  могут свидетельствовать о  неуверенности в себе.

Давайте, ребята, определим,  ваше  эмоциональное состояние   на начало урока. Для этого каждый из вас выберет цветок того цвета, который на ваш взгляд, соответствует вашему настроению Цветок закрепите на поляне.

Посмотрите, какая прекрасная поляна у нас получилась.

ІІ. Оглашение темы, целей и задач урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня я приглашаю вас на урок - квест. На уроке мы повторим  физические, химические свойства, классификацию, определения и нахождение в природе двух классов неорганических соединений: солей и оснований.

Сегодня мы  будем работать в парах, командах, сформируем навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды.

1.     Учитель. Давайте, ребята,  вспомним, что означает слово квест?

(Ребята вспоминают, что означает квест)

Квест (от английского gvest – поиск приключений) – это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде

2.     Учитель: Правила игры - квест (коротко проектируются на доске) вы знаете, но я напомню вам еще раз.  Все участники квеста делятся на 2 команды.

1.     Вы все – сплоченная, дружная команда. Вам необходимо доказать, что вы умнее, сообразительные, эрудированные в вопросах, касающихся свойств, классификации, получения и применения солей и оснований.

2.     Все участники должны брать активное участие в игре.

3.     Игра делится на три этапа:

-         Теоретический  (индивидуальная  работа)

-         Практический (работа в парах)

-         Творческий  (работа в грпупах)

4.     На прохождение  каждого этапа  -  до 10 минут.

5.     На І этапе каждый участник выбирает карточку, где есть задания с вариантами  заданий. Участник внимательно читает вопрос и выбирает правильный ответ. Если все участники дадут, правильны ответы образуется первый  теоретический круг желтого цвета.

6.     На ІІ этапе  класс работает  в парах. Пара берет задание  с практическим заданием, которое не обходимо выполнить в тетрадях и записать на доске. Если ответы будут правильными,  образуется второй практический круг голубого цвета

7.     На ІІІ этапе класс работает в  группах.  Если участники справятся с этим заданием, образуется третий творческий круг красного цвета.

8.     Игра командная, но каждый набирает свои баллы. За каждый правильный ответ вы получаете квест – жетоны, которые соответствуют 1, 2 и 3 баллам.

9.     Если участник не дал ответа на вопрос,  любой из участников команды может дать правильный ответ и получить  квест – жетон.

Правила игры вспомнили? Начинаем игру.

І этап – Теоретический.

Класс заранее разделен на 2 команды: «Основания» и «Соли»

-         Подходите, пожалуйста, к  столу и получайте карточки с вопросами и вариантами ответов. (Приложение 1)              

(Проводится игра. Дети, ответив на вопрос,  вешают на круг цветы желтого цвета и получают  квест - жетон)

Учитель:  Вот мы с вами и образовали первый теоретический круг желтого цвета.             В первом туре  нашего квеста мы с вами вспомнили физические свойства, определения, классификацию, нахождение в природе  оснований и солей.

            

 

ІІ этап  - Практический

Учитель. Работаем в парах. Сейчас вы получаете задания, выполняете их в тетради, а потом на доске.

 Правильно ответив на вопросы практического характера, вы сможете образовать второй практический круг голубого цвета.

 (Учащиеся выполняют задания, комментируют их выполнение у доски и получают за правильный ответ квест – жетон)

1 Задание: “Почта”

Жители страны предлагают вам побыть в роли почтальонов. Вам надо доставить письма по адресам

Na2O, H2CO3, Mg(OH) 2 , BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, HNO3, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2.

Проверим, как вы справились с этим заданием.

Одна пара  на доске записывает формулы веществ, которые относятся к классу Кислоты, вторая -  к классу   Оснований, третья - формулы веществ, к классу  Оксиды, четвертая – к классу  Соли. (Учащиеся называют вещества, за правильный ответ получают квест – жетон)

Теперь мы проверить, как вы умеете составлять формулы по названиям.

2 Задание: “Доска Почета”

Фотографии лучших жителей помещают на доску почета, но они оказались испорчены, на доске остались одни названия. Вам надо восстановить фото, путем написания формул.

 

 

 

Оксид кальция,

Азотная кислота

Хлорид магния

 

 

 

Гидроксид натрия

Сульфат калия

Соляная кислота

 

 

 

Оксид азота (V)

Гидроксид хрома (III)

Угольная кислота

 

 

 

Ортофосфат кальция

Оксид лития

Гидроксид бария

     

Карбонат магния

Гидроксид  лития

Силикат цинка

 

(Учащиеся называют вещества, за правильный ответ получают квест – жетон)

Задание 3.Осуществить превращения

1 пара

Na2O-NaOH-Cu(OH)2-CuO-CuSO4
2 пара

Ca – СаО -  Са (ОН)2  -  СаСI2

3 пара

С-СО- СО2- СаСОз –СаО - Са (ОН)2 

4 пара

S-SO2 – SO3 –H2SO4- CaSO4

5 пара

N2-N2O-HNO3 – Ca(NO) 2 - NaNO3

6 пара

К2O-КOH-Cu(OH)2-CuO-CuСІ2

7 пара

Ва –ВаО – Ва(ОН) 2 –ВаСІ2 - ВаSO4

(Учащиеся осуществляют превращение , за правильный ответ получают квест – жетон и цветок  голубооко цвета, который закрепляют на круге)

 

Учитель. Вот мы  и образовали второй круг нашей игры, круг голубого цвета.                         

А сейчас мы с  вами выполним упражнение для глаз.

Упражнение  для  глаз  - Пальминг с применением ароматерапии

Потрите ладони рук, чтобы появилось тепло. Сделайте ладони  «домиком» и положите их на  поверхность глаз, чтобы  не проходил свет, но, не дотрагиваясь их. Расслабьтесь и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы  ощущаете, как нежно светит солнце, и морские волны приятно плещутся у ваших ног.… Поморгайте глазами под ладонями и откройте их. Заметили ли  вы, что цвета стали ярче, зрение улучшилось.

ІІІ этап - Творческий

Учитель. В третьем туре  вы будете работать в группах – командах, по 7 человек.

Дома вам необходимо было сделать рекламу  классу неорганических соединений. Команда «Соли» рекламирует класс Соли, команда «Основания» -Основания, и подкрепляют свою рекламу коллажем.

Выполнив задание ІІІ этапа, каждый участник получает квест – жетон, стоимостью в три балла и помещает цветок красного цвета на третий – творческий круг. Если все члены команды будут активно работать, образуется третий  творческий  круг нашей игры красного цвета.

ІV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

1.Повторить параграфы17, 19, подготовиться к контрольной работе.

VІ. Определение  эмоционального настроения.

Обратимся к нашей поляне, на которой вы оставили цветы разного цвета на начало урока. Скажите, не испортили ли вам настроение  оценки, которые вы получили сегодня на уроке. А может вам понравилась игра и наша поляна  будет еще ярче.

VІІ. Рефлексия.

Ребята получают от учителя шестигранные завернутые цветы, просит детей загадать желание и опустить свой цветок в прекрасное озеро. Если цветок раскроется,  желание исполнится.

 

 

Приложение 1

Вопросы теоретического этапа игры – квест.

1.Соли - это

А) сложные вещества, состоящие из атомов Гидрогена и кислотного остатка

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной  группы ОН

2.Основания - это

А) сложные вещества, состоящие из атомов Гидрогена и кислотного остатка

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной  группы ОН

3.Как классифицируются основания:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в)одноосновные и растворимые в воде основания

4.Как классифицируются соли:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) средние, кислые, основные

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

А) основания, 
Б) оксиды, 
В) кислоты, 
Г) соли.

6. Формула гидроксида лития

а) Li 2SO 4
б) Li 2О, 
в) LiОН, 
г) НNО3.

7. КNO3  – это

А) азотная кислота, 
Б) оксид азота, 
В) гидроксид азота, 
Г) калий нитрат

8. Формула сульфата натрия

А) Na 2SO 4 , 
Б) Na 2S 
В)Na 2SO 3, 
9. Карбонат кальция – это

а) основание, 
б) оксид, 
в) кислота, 
г) соль.

10. Ва(ОН)  2  – это

а) оксид бериллия,
б) гидроксид бериллия,
в) гидроксид бария,
г) оксид бария

11. Формула гидрокарбоната натрия

А) КСI,
Б) Na НСO 3 ,
В Na 2СO 3 , 
Г) Na 2SO 4 , 

12. Соль хлорида серебра растворима

а) да 
б) нет

в) малорастворимая

13. Выберите формулу соли

а) К2СO 3 , 
б) КОН, 
в) К 2О, 
г) НСI

14. Гидроксид алюминия – это:

а) основания, 
б) оксид, 
в) кислота, 
г) соль.

15. Самый распространенный класс неорганических веществ в природе

А) соли

Б) кислоты

В) основания

Г) оксиды

16.Соли

А) тугоплавкие  кристаллические вещества

Б) жидкости

В) газообразные вещества

17.Твердые вещества,  растворимые и нерастворимые в воде 

А) соли и основания

Б) кислоты и  основания

 

В) оксиды и соли

Автор КАЛИНИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1128
Номер материала 49352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓