Главная / Музыка / конспект по фольклору 3

конспект по фольклору 3

Конспект музыкального тематического занятия

по фольклору

Задачи:

1Дать детям представления о народных традициях, обрядах в начале весны, о поэзии пестования.

                2.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

                Закрепить практические навыки выразительного исполнения песен,

                закличек индивидуально, подгруппами и коллективно.

Учить детей петь приемами   канон и гомофонное двухголосье.

                3.Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных

                движений и в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, здороваются. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на гостей и предлагает поздороваться с ними песенкой.

                 

    Песня «Доброе утро»

(Прием Эхо: дети поют фразу, а взрослые   повторяют ее ).

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? Сейчас мы с вами отправимся в русскую избу.  Пойдем змейкой друг за другом переменным шагом. А кто нас поведет – выберем по считалке.                                          

                     

                      Дети идут за ведущим во вторую половину музыкального

                      зала под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла»

Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку сядем на скамеечки. (Две девочки проходят к колыбелькам). Раньше, в старину взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, прибаутки и колыбельные песни. Это называлось – поэзия пестования, то есть стишки специально для детей. Давайте посмотрим на наших девочек, как они будут пестовать своих детишек. Задание: девочки будут петь две русские народные песенки, вам нужно определить, одинаковые ли они по характеру, если нет, то чем отличаются.

                     

                     Две девочки инсценируют игровую сценку с куклами

                   «А баиньки,  баиньки».

 (Ответы детей.  Прилагательные, характеризующие настроение, дети «складывают» в музыкальную шкатулку).

Спасибо, девочки. Это называется поэзия пестования. А теперь мы с вами отправимся на весеннюю полянку. Сыро на улице, ноги надо выше поднимать. (показывает)  А мы знаем попевку про двух братиков. И у нас в группе есть братья-близнецы. Ну-ка, сыграйте на фортепиано, а мы подпоем.

 

                            Попевка «Два брата»

                    (Гомофонное двухголосье и игра в две руки на фортепиано).

Вот и пришли. (Дети садятся полукругом на колени на пол).

Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1 ребенок: Весна, весна, проснись со сна!

                   А ты, зима, ступай за моря,

                   Надоела ты нам, наскучила,

                   Наши рученьки приморозила.

В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждые день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья. Давайте и мы «напечем».

2 ребенок: Мороз – Красный нос,

                   Вот тебе хлеб и овес,

                   А теперь убирайся

                   Подобру – поздорову.

Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в дальние края и уведет с собой зиму, и наступит весна. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее и длиннее. А еще возвращались из-за моря перелетные птицы, во все горло пели – распевали, что домой вернулись. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» - говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Споем закличку?

                        (Дети делятся на 4 группы, берут шумовые инструменты и

                         поют закличку каждая группа своим птицам – куликам, жаво-

                         ронкам, зябликам и журавлям).

А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка. И 22 марта, когда день по длине становится равен ночи, в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. А потом ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели песенки-заклички.

                        Песня-закличка «Жаворонок»  (канон)

И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, плясать,

играть, парни водили хороводы вместе с девушками, подыгрывали им на гармони.

                        «Танец с гармошкою»

Давайте и мы с вами весенний хоровод заведем.

                    Хоровод «Ходит матушка весна»

                    (В конце хоровода дети выстраиваются в 2 колонны)

Может и мы с вами напечем пирожков – весенних жаворонков и поторопим весну?

                 Русская народная игра «Пирожки»

Вот и жаворонки наши испеклись. (Воспитатель вносит поднос с выпеченными жаворонками, ставит у самовара). Хороша в избе печка-матушка, вот какие получились жаворонки. Прежде чем угоститься, давайте напоследок споем песню «Русская изба».  

                Песня «Русская изба»

Что вам сегодня запомнилось на занятии, что понравилось? (ответы детей). (Дети прощаются и под музыку с угощением уходят из зала).


конспект по фольклору 3
  • Музыка
Описание:

Конспект музыкального тематического занятия

по фольклору

Задачи:

1Дать детям представления о народных традициях, обрядах в начале весны, о поэзии пестования.

                2.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

                Закрепить практические навыки выразительного исполнения песен,

                закличек индивидуально, подгруппами и коллективно.

Учить детей петь приемами   канон и гомофонное двухголосье.

                3.Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных

                движений и в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, здороваются. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на гостей и предлагает поздороваться с ними песенкой.

                 

    Песня «Доброе утро»

(Прием Эхо: дети поют фразу, а взрослые   повторяют ее ).

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? Сейчас мы с вами отправимся в русскую избу.  Пойдем змейкой друг за другом переменным шагом. А кто нас поведет – выберем по считалке.                                          

                     

                      Дети идут за ведущим во вторую половину музыкального

                      зала под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла»

Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку сядем на скамеечки. (Две девочки проходят к колыбелькам). Раньше, в старину взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, прибаутки и колыбельные песни. Это называлось – поэзия пестования, то есть стишки специально для детей. Давайте посмотрим на наших девочек, как они будут пестовать своих детишек. Задание: девочки будут петь две русские народные песенки, вам нужно определить, одинаковые ли они по характеру, если нет, то чем отличаются.

                     

                     Две девочки инсценируют игровую сценку с куклами

                   «А баиньки,  баиньки».

 (Ответы детей.  Прилагательные, характеризующие настроение, дети «складывают» в музыкальную шкатулку).

Спасибо, девочки. Это называется поэзия пестования. А теперь мы с вами отправимся на весеннюю полянку. Сыро на улице, ноги надо выше поднимать. (показывает)  А мы знаем попевку про двух братиков. И у нас в группе есть братья-близнецы. Ну-ка, сыграйте на фортепиано, а мы подпоем.

 

                            Попевка «Два брата»

                    (Гомофонное двухголосье и игра в две руки на фортепиано).

Вот и пришли. (Дети садятся полукругом на колени на пол).

Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд – закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1 ребенок: Весна, весна, проснись со сна!

                   А ты, зима, ступай за моря,

                   Надоела ты нам, наскучила,

                   Наши рученьки приморозила.

В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждые день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья. Давайте и мы «напечем».

2 ребенок: Мороз – Красный нос,

                   Вот тебе хлеб и овес,

                   А теперь убирайся

                   Подобру – поздорову.

Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в дальние края и уведет с собой зиму, и наступит весна. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее и длиннее. А еще возвращались из-за моря перелетные птицы, во все горло пели – распевали, что домой вернулись. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» - говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Споем закличку?

                        (Дети делятся на 4 группы, берут шумовые инструменты и

                         поют закличку каждая группа своим птицам – куликам, жаво-

                         ронкам, зябликам и журавлям).

А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка. И 22 марта, когда день по длине становится равен ночи, в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. А потом ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели песенки-заклички.

                        Песня-закличка «Жаворонок»  (канон)

И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, плясать,

играть, парни водили хороводы вместе с девушками, подыгрывали им на гармони.

                        «Танец с гармошкою»

Давайте и мы с вами весенний хоровод заведем.

                    Хоровод «Ходит матушка весна»

                    (В конце хоровода дети выстраиваются в 2 колонны)

Может и мы с вами напечем пирожков – весенних жаворонков и поторопим весну?

                 Русская народная игра «Пирожки»

Вот и жаворонки наши испеклись. (Воспитатель вносит поднос с выпеченными жаворонками, ставит у самовара). Хороша в избе печка-матушка, вот какие получились жаворонки. Прежде чем угоститься, давайте напоследок споем песню «Русская изба».  

                Песня «Русская изба»

Что вам сегодня запомнилось на занятии, что понравилось? (ответы детей). (Дети прощаются и под музыку с угощением уходят из зала).

 

 

Автор Вахрушев Илья Владимирович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 413
Номер материала 29991
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓