Главная / Начальные классы / Конспект по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (4класс)

Конспект по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (4класс)

Урок русского языка. 4-й класс. УМК «Школа России»

Тема «Фразеологизмы».



Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

  • учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

  • формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;

  • продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

  • развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради



Ход занятия

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

1. Приветствие, посадка.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

2. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”

Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм?

Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.

2. Чистописание

Вспомните написание буквы, которая обозначает непарный глухой непарный мягкий согласный звук (щ ). Составьте свою закономерность записи этой буквы. Найдите самую красивую букву на строке.

3. Словарная работа: составьте слово - добавьте к букве, которую записали, буквы слева и справа, которые отличаются только точками, прочитайте слово – ещё. Это слово нужно запомнить.

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

Составьте из слов словосочетание - ещё не вечер. Что это означает? ( Не слишком поздно, еще есть время.)

Это фразеологизм.

- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.

«Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:

-Скоро ли наступит лето?

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно оглядываться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»


-А бывает еще и так. ( про нос)

«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!

-А разве, мама, у меня было два носа?»


-А что же такое фразеологизмы?


Устойчивые сочетания слов

Нельзя заменять слова и менять их местами

Извлекаются из памяти целиком


Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)


-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)

-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд).


III. Знакомство с новыми фразеологизмами.

  1. Упражнение 74. (Фразеологизм – глаза на лоб полезли). Чтение текста и объяснения в учебнике. Страничка для любознательных.

  2. Мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.

Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:

знать назубок

где раки зимуют время,

шиворот-навыворот

Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.


Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

 Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Физминутка Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).


IV. Закрепление полученных знаний.

Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение (по словарю).

  1. Ах, какие мастера!
    Вот топор, а вот – пила.
    Все в руках у них горит!
    Раз – и дом уже стоит!

  2. Мишка сегодня шалил целый день,
    Чашку разбил, столкнувшись о пень!
    Мама ему говорит: “Вот так да!”
    Мишке же все –
    Как с гуся вода!

  3. Ничего я не пойму:
    Что? К чему? И почему?
    Мыслей в голове – сто две…
    Вот так каша в голове.

V. Работа в группах.

-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

  1. -Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова.

Из каждого столбика выписать только фразеологические обороты.

вешать нос

голубые глаза

проглотил язык

красный нос

с глазу на глаз

больной язык

остаться с носом

узкие глаза

тянуть за язык

курносый нос

красивенькие глазки

большой язык

клевать носом

хоть глаз выколи

хорошо подвешен язык

нос картошкой

хлопать глазами

розовый язык


2. Найди пару. Соедините парами противоположные по значению фразеологизмы:

Кричать во всю Ивановскую

Как кошка с собакой

Душа в душу

Воспрянуть духом

Повесить нос

Держать язык за зубами

Добрая душа

Слова не вытянешь

Язык без костей

Зимой снега не выпросишь


Проверка.

Объяснение смысла.

 Физминутка

Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

1. Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

  1. Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

  1. Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

  1. Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

-Выполняем упражнения для глаз ( на перчатках кружки, я вожу руками, дети следят глазами)

-Теперь упражнение для ушей

«Ухо правое вперёд, а потом его назад,

а потом опять вперёд, и немного потрясём,

Ухо левое вперёд, а потом его назад,

а потом опять вперёд, и немного потрясём,

VI. Составление рассказа.

( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)


VII. Узнай фразеологизмы по рисунку.

 


фразеологизмы

 Объяснение смысла.


VIII. Подведение итогов.

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм в каждой группе.

а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть

р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу

п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать

е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух

о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку




-Что получилось в прямоугольнике?

-Встаньте у кого получилось слово браво.

-Вы молодцы.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

-Что нового вы узнали?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие фразеологизмы запомнили?

-Дома я предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных и нарисовать к ним рисунки.

-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера, в добрый путь!

смотрел во все глаза

бить баклуши

спустя рукава

мотал на ус

сложа руки



засучив рукава









держал

ушки на макушке

ловил мух

работал до седьмого пота

не покладая рук



считал ворон









VIII. Работа над рассказом "Попались на удочку”. (Дополнительное задание)

Работа в парах. Нахождение фразеологизмов. Подчёркивание. Объяснение смысла.

Чтение рассказа учеником.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.

Вот пустомеля, возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

Ничего, ребятишки – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Работа в парах.

Нахождение фразеологизмов. Подчёркивание. Объяснение смысла.

Конспект по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (4класс)
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Система Л.В. Занкова, автор Н.В. Нечаева)

В конспекте представлены приемы и формы работы при изучении нового материала по теме "Фразеологизмы".  Урок соответствует всем требованиям ФГООС

Урок русского языка. 4-й класс. УМК «Школа России»

Тема «Фразеологизмы».

 

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

  • учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
  • формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
  • продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

 

Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради

Автор Мухутдинова Назия Вагизовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1185
Номер материала 32038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓