Инфоурок ОБЖ КонспектыКонспект "Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества"

Конспект "Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества"

Скачать материал

Тема: Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества. 

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.

Д.Н. Ушаков.

Толковый словарь русского языка.

ЦИТАТА

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

Цели:

  1. Знать, что такое патриотизм и воинский долг.
  2. Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
  3. Определить основные качества военнослужащего.
  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
  5. Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
  6. Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: проектор, классная доска, фотографии, плакат «Присяга»

ХОД УРОКА

I.  Отрывок из документального фильма «Битва за Москву»

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о качествах защитника Отечества, о военнослужащих и их обязанностях.

Запишите тему урока и учебные вопросы:

  1. Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.
  2. Обязанности военнослужащего.
  3. Духовные качества воинов.
  4. Примеры беззаветного служения Родине защитников Отечества

III. Беседа с элементами лекции.

Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?

Ученики: Вооруженный защитник Отечества.

Учитель: Когда военнослужащий им становится? Когда принесет присягу Родине.

Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.

Учитель: Верно. Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?

Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.

Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?

Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.

Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм (слайд 3) Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.

“Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов (слайд 4).

Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?

Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.

Учитель: Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас

А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”. (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?

Ответы учеников.

Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.

    В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувства патриотизма, долга были присущи и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

                        Задание №1 «Великие русские полководцы»

1. Петр Первый

А) Северная война

2. А.В.Суворов

Б) взятие крепости Измаил, 1790 г

3. М.И.Кутузов

В) Отечественная война 1812 г.

4. Ф.М.Ушаков

Г) сражение у мыса Тендра

5. Александр Невский

Д) Ледовое побоище

6. Дмитрий Донской

Е) Куликовская битва

7. М.Д.Скобелев

И) Русско-турецкая война, 1877-1878 г.

8. А.А.Брусилов

К) 1 мировая война, Галицийская битва

История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Легендарный гарнизон месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!” (слайд 10).

                                    Задание №2 «Главные сражения ВО войны»

1. Битва под Москвой

А) ноябрь 1941- январь 1942 г.

2. Блокада Ленинграда

Б) сентябрь 1941 – январь 1943 г.

3. Курская битва

В) июль 1943 – август 1943 г.

4. Сталинградская битва

Г) июль 1942 – февраль 1943 г.

 

Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева  известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”.

В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя (слайд 11).

Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.

Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов (слайд 12) А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.

Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.

Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло (слайд 13). Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.

                                    Задание №3 «Военные операции ВО войны»

 Кодовое название военной операции

Цель военной операции

1. Барбаросса

А) Немецкий план вооруженного вторжения в СССР 22 июня 1941 года.

2. « Багратион»

Б) Наступательная операция советских войск по освобождению от немцев Белоруссии

3. « Румянцев»

В) Наступательная операция советских войск по разгрому белгородско-харьковской группировки противника

4.  «Уран»

Г) Наступательная военная операция советских войск под Сталинградом

5. «Искра»

Д)  Наступательная военная операция советских войск по прорыву блокады Ленинграда

6. «Звезда»

Е) )  Наступательная военная операция советских войск по освобождению от немцев Харьковского промышленного района

 

Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?

Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.

Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.

                                    Задание №4 « О каких подвигах здесь говорится?»

1. Этот подвиг в период ВО войны совершили более 300 советских летчиков. Среди них имена летчиков М. Жукова, Н.Гастелло, В. Талалихина    

 ( тараны вражеских самолетов и танковых колонн)

2. В годы войны таких подвигов было совершено около 400. Среди совершивших этот героический поступок были и рязанцы, Герои Советского Союза Алексей  Каширин, Леонид Рытиков, Александр Типанов, Александр Фирсов. В их честь их именами названы улицы в г. Рязани.  

 ( закрыли своим телом амбразуры вражеских дзотов)

3. В годы войны такие подвиги совершили 154 человека. Из них 93 стали Героями Советского Союза(посмертно). Среди них герой обороны Севастополя Николай Фильченков, герой Сталинградской битвы Паникаха.

 ( бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами)

4. Какой подвиг совершил плененный немцами советский летчик Михаил Девятаев?

( захватал немецкий самолет и на нем бежал из плена)

 

Учитель: Я привела вам примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?

Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.

Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?

Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.

    В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов.
    Вот как действовали в бою два наших российских героя. 'Душманы настойчиво атаковали  господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников; Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников после того, как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб.

 Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины ежедневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило  в Чечне.
    Вот лишь один  пример. В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и враги бежали, погибшего мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он так и остался на своем месте наводчика-оператора, дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

IV. Итог урока.

Учитель:  Сегодня, выполняя воинский долг по защите Отечества, российский солдат вписывает свою страницу в биографию славных Вооруженных Сил России. И от каждого солдата во время несения военной службы требуются старание, дисциплинированность, исполнительность и верность тем лучшим качествам и 'традициям, которые выработаны русскими солдатами в прошлом

В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.  ( презентация )

 

 

 

 

 

 

Задание №1 «Великие русские полководцы»

1. Петр Первый

А) Отечественная война 1812 г.

2. А.В.Суворов

Б) Куликовская битва

3. М.И.Кутузов

В) Ледовое побоище

4. Ф.М.Ушаков

Г) сражение у мыса Тендра

5. Александр Невский

Д) взятие крепости Измаил, 1790 г

6. Дмитрий Донской

Е) 1 мировая война, Галицийская битва

7. М.Д.Скобелев

И) Северная война

8. А.А.Брусилов

К) Русско-турецкая война, 1877-1878 г.

 

Ответы         1-и,  2-д,  3-а,  4-г,  5-в,  6-б,  7-к,  8-е

 

Задание №2 «Главные сражения ВО войны»

1. Битва под Москвой

А) сентябрь 1941 – январь 1943 г.

2. Блокада Ленинграда

Б) июль 1942 – февраль 1943 г.

3. Курская битва

В) июль 1943 – август 1943 г.

4. Сталинградская битва

Г) ноябрь 1941- январь 1942 г.

Ответы     1-г,  2-а,  3-в,  4-б

 

Задание №3 «Военные операции ВО войны»

 Кодовое название военной операции

Цель военной операции

1. Барбаросса

А)  Наступательная военная операция советских войск по прорыву блокады Ленинграда

2. « Багратион»

Б) Наступательная операция советских войск по разгрому белгородско-харьковской группировки противника

3. « Румянцев»

В) Наступательная военная операция советских войск под Сталинградом

4.  «Уран»

Г) Немецкий план вооруженного вторжения в СССР 22 июня 1941 года.

5. «Искра»

Д) Наступательная военная операция советских войск по освобождению от немцев Харьковского промышленного района

6. «Звезда»

Е) Наступательная операция советских войск по освобождению от немцев Белоруссии

 

Ответы    1-г,  2-е,  3-б,  4-в,  5-а,  6-д

 

 

Задание №4 « О каких подвигах здесь говорится?»

1. Этот подвиг в период ВО войны совершили более 300 советских летчиков. Среди них имена летчиков М. Жукова, Н.Гастелло, В. Талалихина    

Ответ - (тараны вражеских самолетов и танковых колонн)

2. В годы войны таких подвигов было совершено около 400. Среди совершивших этот героический поступок были и рязанцы, Герои Советского Союза Алексей  Каширин, Леонид Рытиков, Александр Типанов, Александр Фирсов. В их честь их именами названы улицы в г. Рязани.  

Ответ - (закрыли своим телом амбразуры вражеских дзотов)

3. В годы войны такие подвиги совершили 154 человека. Из них 93 стали Героями Советского Союза(посмертно). Среди них герой обороны Севастополя Николай Фильченков, герой Сталинградской битвы Паникаха.

Ответ - (бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами)

4. Какой подвиг совершил плененный немцами советский летчик Михаил Девятаев?

Ответ - (захватил немецкий самолет и на нем бежал из плена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Открытый урок по ОБЖ

                                          в 10 классе

 

 

 

 « Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего –  

                 защитника Отечества» 

 

 

 

 

 

 

                                                                               МБОУ  Перкинская СОШ

                                                                                   Преподаватель ОБЖ

                                                                                      Швецова Н.П.

 

 

                                                       2011г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект "Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это одна из главных тем при изучении курса "Основы военной службы" в 10-11 классах.

Любовь к Родине, народу, патриотизм, воинский долг - главные качества военнослужащего.

Они воспитываются и формируются с детского возраста. Примеры истинного патриотизма в разные периоды истории нашей страны - красная линия данного урока. Великие полководцы, решающие сражения, подвиги солдат - на этих примерах воспитываются будущие воины.

Современная армия, зачем и как служить? Это тоже тема обсуждения на данном уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 530 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задание по БЖ на тему "Чрезвычайные ситуации"
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций
  • 02.10.2020
  • 712
  • 9
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
Положение о пятидневных сборах по ОВС
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • 01.10.2020
  • 1102
  • 18
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 1730
    • DOCX 93.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Швецова Надежда Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Швецова Надежда Павловна
    Швецова Надежда Павловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 47128
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 370 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 036 человек

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции