Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКонспект открытого занятия "Роспись пряников-козуль".

Конспект открытого занятия "Роспись пряников-козуль".

Скачать материал

План-конспект открытого занятия

Назначение мастер-класса: для учащихся и их родителей.

Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями, формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности; формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности.

 

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность использовать полученные знания.

 

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методы: информационный (словесный), иллюстративный.

Межпредметные связи: изо, история, география, русский язык.

 

Оборудование и материалы: Аппаратура для показа презентации «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников, пакетики с пряностями.

 

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала

2. Сообщение нового материала.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового мате-риала.

5. Анализ работ и подведение итогов.

 

 

 

Информационная часть.

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. Архангелогородцы и по сей день не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат. На Поморье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник». Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Ещё в 20-30 годы прошлого века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения. В старину роспись козуль носила обрядовый характер. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.
Козуля – это попросту пряник. Правда, пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников.

 В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Но лишь поморский пряник – козуля – имеет собственное имя. К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Правда, в последние пару столетий козули вырезают с помощью специальных форм, но всё-таки, классическая козуля – лепная.

Печенье вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм

Начинали делать тесто не позже 22-25 декабря, т. к. его необходимо было выдержать на холоде. У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов – палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.

А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных), точек, капелек, сеточек.

Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея.

Педагог: Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их (Целеполагание).

Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед уроком дети вымыли руки).

Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.

Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.

Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

Возможно использование кондитерских украшений и гелевых карандашей.

Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.

Закрепление нового материала:

1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?

2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? ( Северная палитра красок - много снега и мало солнца)

Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?

«Воспитание кнутом и пряником»

«Без работы пряников не купишь»

«Ломается как пряник»

«И пряником не заманишь»

Подведение итогов занятия:

Отметить лучшие работы.

Педагог: Я тоже приготовила для вас подарок: испекла пряничные медали.

Литература:

1.     Дайн Г.А. Детский народный календарь. - Сергиев посад, 2010.

2.     Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты  / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

 

Интернет-рессурсы:

 

1.     http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/tehnologe/uroc1_tarasova.htm

2.     http://www.openclass.ru/node/244129

 

 

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

  

 

 

       

                             

                             

                          

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого занятия "Роспись пряников-козуль"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В творческом объединении, которым я руковожу, все образовательные программы сориентированы на традиционные русские ремёсла и рукоделия, естественно, что учащиеся знакомятся с бытом  и обычаями русского народа.

В народной педагогике имеются богатые традиции по совместному труду взрослых и детей в процессе трудового воспитания. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным творчеством являются благодатной почвой для реализации данной пед. технологии и эффективного взаимодействия семьи учащегося и учреждения дополнительного образования.

Сегодня продолжением традиций народной педагогики могут стать «Семейные мастерские».«Семейные мастерские» - это такой вид организации совместного труда и творчества детей и родителей, когда обучается не только ребёнок, но и его друзья, мама, бабушка. Это даёт возможность не только познакомиться с ремеслом, но и сблизить интересы ребёнка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам. А как проходят такие занятия можно посмотреть на фото в разделе "Галерея" :)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1038
    • DOCX 2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Филонович Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Филонович Ольга Васильевна
    Филонович Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11147
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 796 человек из 74 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 449 человек из 67 регионов