Конспект открытого урока «Модели объектов и их назначение.
Моделируем сказку»
Цели
урока:
Образовательная:
- формировать знания по новой теме в соответствии с программным
материалом;
- изучить понятия модель, оригинал, ее виды, сколько моделей может быть у
оригинала, какие бывают модели
Развивающая:
- развивать логическое мышление, предметную речь;
- развивать познавательный интерес учащихся;
Воспитательная:
- воспитать патриотизм, чувство ответственности, дисциплинированности.
Тип
урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: проектор, экран,1.ПК, презентация «Информационные модели» к
УМК по информатике для 5-7 классов (Автор: Босова Л.Л), подготовленные
карточки для детей. Сказка "Царевна-лягушка"
Ход
урока:
Цель –
подготовить учащихся к работе на уроке
- приветствие
учащихся;
- фиксация
отсутствующих;
- проверка
готовности учащихся к уроку;
- сообщение
темы и цели урока.
- Объяснение
нового материала
Цель
- формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом.
Сегодня мы разберем с вами такие понятия как модель, оригинал, ее
виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели.
Показ презентации «Информационные модели» к УМК по информатике для 5-7
классов. Автор: Босова Л.Л.
Объяснение темы по §2.1. Модели объектов и их назначение. Глава2.
Информационное моделирование [1]
Одним из методов познания объектов окружающего мира является
моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных
объектов. «Объект- заместитель» принято называть моделью, а исходный
объект- прототипом или оригиналом. Моделью является любое наглядное пособие,
используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и
т.д.
К созданию моделей прибегают когда объект слишком велик (солнечная система) или
слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро ( модель
двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель),
когда исследовать объект опасно ( модель атомного взрыва).
Информационная
модель – это описание свойств объекта с помощью слов, формул, схем.
Давайте создадим различные модели на какую-нибудь известную сказку.
Например,
«Царевна- Лягушка». (Вспомнили сказку в течение 2-3 мин)
Показ презентации «Моделируем сказку» в соответствии с ходом урока.
1.Информационные
модели .
1.1 Табличная модель- смешанная информационная модель.
Учитель рассматривает таблицы вместе с детьми, обсуждают. Дети отвечают
на вопросы: соответствует ли табличная модель сказке, насколько точно она
отражает содержание сказки, можно ли таблицами заменить сказу?
Таблица 1. Герои сказки «Царевна-лягушка».
Фамилия
|
Имя
|
Рост
|
Вес
|
Возраст
|
Бессмерный
|
Кащей
|
170
|
45
|
1000
|
Царевич
|
Иван
|
180
|
85
|
20
|
Премудрая
|
Василиса
|
165
|
65
|
18
|
Царь
|
-
|
156
|
90
|
60
|
Старший брат
|
-
|
170
|
90
|
30
|
Средний брат
|
-
|
175
|
84
|
25
|
Боярская дочь
|
-
|
167
|
70
|
21
|
Купеческая дочь
|
-
|
154
|
60
|
22
|
Таблица
2. Результаты запуска стрел братьями царевичами.
ФИО
|
Куда
пустил стрелу
|
Кто
поймал
|
Старший брат
|
Боярский двор
|
Боярская дочь
|
Средний брат
|
Купеческий двор
|
Купеческая дочь
|
Младший брат (Иван Царевич)
|
Грязное болото
|
Лягушка- квакушка
|
Таблица
3.Задания для невест и результат выполнения
ФИО
|
Испечь
хлеб
|
Соткать
шелковый ковер
|
Смотр
у Царя-батюшки
|
Боярская дочь
|
плохо
|
плохо
|
плохо
|
Купеческая дочь
|
плохо
|
плохо
|
плохо
|
Лягушка- квакушка
|
отлично
|
отлично
|
отлично
|
Таблица
4. Помощники Ивана-Царевича
Наименование
|
Чем
помог
|
медведь
|
Выворотил дерево
|
селезень
|
Ударил утку
|
заяц
|
Поймал зайца
|
щука
|
Достала яйцо
|
Рассмотрев
эти табличные модели мы получили некоторое количество информации, но не
достаточное, чтобы воссоздать сказку.
- Схема
- смешанная информационная модель.
Схема
наглядно демонстрирует родственные отношения героев сказки. Выстаивается
родословное дерево, во главе которого Царь – батюшка.
Схема
1. Родственные отношения между персонажами сказки «Царевна- лягушка»
С
помощью второй схемы можно рассмотреть уровни системы безопасности Кащея
бессмертного. Схема показывает: насколько тщательно
охранялась жизнь Кащея.
Схема 2. Архитектура уровней системы безопасности Кащея Бессмертного.
1.3.Образная
информационная модель -рисунок.
Как
интересно моделировать события с помощью рисунков. Это образная информационная
модель. Вспомним комиксы, фотографии событий, рисунки. Все они
помогают создавать графические образы событий, явлений.
Рисунок 1. Модель сказки «Царевна- лягушка» в рисунках
1.4. Знаковая
информационная модель - словесное описание события
Фрагмент
сказки «Царевна- лягушка»
В
некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него
было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать,
ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в
разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья
терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у
красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил
младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакуша.
Говорит Иван-царевич:
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а
Иван-царевич на лягуше-квакуше.
Призывает их царь и приказывает:
«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову
повесил.
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша.
— Аль услышал от отца своего слово неприятное?»
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему
изготовить мягкий белый хлеб».
— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась
душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо
и закричала громким голосом:
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков
ела я, кушала у родного моего батюшки».
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный,
что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными
хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь
на том хлебе Ивану-царевичу.
Каждая
из моделей дает информацию об объекте, в нашем случае о сказке. Каждая из этих
моделей отражает отдельные свойства сказки, некоторые из моделей даже
расширяют наши понятия о происходящих действиях.
Можно сделать вывод:
- Объект,
который используется в качестве «заместителя», представителя другого
объекта с определенной целью, называется модель
- «Моделью
называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
- Можно
создавать и использовать разные модели объекта
- Модель,
по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
- Модели
бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
- Первичное
закрепление нового материала.
Цель
– установить правильность и осознанность понимания изученного
материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их
коррекцию.
Всем
ребятам раздаются карточки с различными типами моделей в виде пустых схем и
таблиц. Они сами должна подобрать и вписать в имеющиеся информационные
модели различные примеры (можно из сказок — тогда учителю легче
подсказать)
Например:
1 карточка. (Подсказка – герои сказки «Репка» )
2
карточка. (Подсказка: действия старика и старухи в сказке «Золотая рыбка»
)
3
карточка.(Подсказка: Как выпекла бабка колобка- поскребла, замесила, выпекла,
остудила)
Эту
работу можно проводить на компьютерах, если учитель заранее подготовит
компьютерные варианты моделей в Word или Exel. Несколько учеников
демонстрируют свои модели, доказывают их соответствие оригиналу в некоторых
позициях. Объясняют, к какому типу относится их модель.
Итог
урока.
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и
подвести итоги урока.
Домашнее задание: §2.1.[1], вопросы и задания после параграфа.
Список
используемой учебной литературы:
- Информатика:
учебник для 7 класса / Л.Л.Босова — М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
- Презентация
«Информационные модели» к УМК по информатике для 5-7 классов.
Автор: Босова Л.Л.
- Русская
народная сказка «Царевна-лягушка»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.