Главная / История / Конспект открытого урока в 11 классе:" Коренной перелом в ходе великой Отечественной войны»

Конспект открытого урока в 11 классе:" Коренной перелом в ходе великой Отечественной войны»

«КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»


ЦЕЛИ УРОКА:

I. Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве;

* проследить ход освободительных боев осенью 1943 года.

II. Развивающие:

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* внести вклад в развитие навыков работы с персональными компьютером;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

* способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

* формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

В и д у р о к а: комбинированный – лекция с элементами беседы, тестирование.

О с н о в н ы е з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

О с н о в н ы е п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, Прохоровское поле, антигитлеровская коалиция;

ОБОРУДОВАНИЕ:

* компьютер

* CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3»; CD «От Кремля до Рейхстага»

Проблемное задание:

*В чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

  3. В течении предыдущих уроков мы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом ВМВ и непосредственно началом ВОВ и сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

1. Индивидуальные задания:

- Решение тестов

2. Работа с классом.

1). Работа с иллюстрацией. Задание из части В 12.

- Кто изображён? О каком событии идёт речь?

- Почему нападение на СССР было неожиданным для Сталина?

- На сколько лет был подписан пакт о ненападении?

C:\Users\home\Desktop\7.png

2). Как назывался план вермахта, цель которого состояла в молниеносном разгроме советских Вооружённых сил и оккупации СССР?

-Покажите на карте три направления немецких войск.

3). Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

4). Значение победы под Москвой.

(Сдать тесты).

IV. Постановка проблемного задания.

-?- В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

- Вижу, вы удивлены. Почему?( - Так как существует две разные точки зрения по одной проблеме).

- Значит, какой вопрос возникает? (- Кто прав?)

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? (-«Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»).

V. Работа над новым материалом.

Работа с рабочими листами.

1. Запись темы в тетрадь.

-« Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне».

2. Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

Перед вами рабочие листы, по мере объяснения нового материала, будем заполнять таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

Начало коренного перелома

23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий

5. Рассказ учителя.

- Итак победа под Москвой породила у советского руководства надежду на быстрый разгром противника. Сталин предполагал, что Гитлер вновь организует наступление на Москву и сосредоточил оборону города. Однако, у Гитлера были другие планы. Он пустил дезинформацию об операции на Москву под кодовым названием «Кремль», а сам сосредоточил войска в юго–восточном и южном направлении.

- К какому городу рвался Гитлер?


- Для него это было важно. С одной стороны, Гитлер был мистиком, считая Сталинград городом Сталина, городом вождя, которого боготворил народ, которому доверял, с потерей города народ потеряет всю надежду на вождя, а с другой стороны, Гитлер- тактик. Сталинград - это крупный промышленный центр, производящий танки, это крупнейший транспортный узел, через который проходила вся кавказская нефть в центр, это- ворота на Урал, где все металлургические заводы. Разгром Сталинграда привел бы к преодолению сопротивления русских. Создавались благоприятные условия для вступления в войну Турции и Японии. По мнению участника обороны Сталинграда лейтенанта В.Некрасова, ставшего после войны писателем, «горькое лето» 1942 казалось более страшным, чем лето 1941: гнетущее чувство «смертельной опасности» охватило страну даже больше, чем годом раньше.

- Учитель: Когда Сталин понял истинную цель наступления немцев, он отдает приказ от 28 июля 1942 года, который знал каждый воин. Что это за приказ?

(«Ни шагу назад!» № 227)

(обратимся к документу )

Документ (читает ученик).

«У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше –значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.

Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов»

Учитель: Этот приказ знали все фронтовики.

6. Рассказ материала подготовленными учениками.

1) . Контрнаступление советских войск под Сталинградом начался 18 ноября 1942 года. Этот план разгрома немцев под Сталинградом носил кодовое название «Уран» и был разработан Жуковым и Рокоссовским. Силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов по сходящим направлениям окружить немцев с целью разгрома. Начались бои за Сталинград. Каждая улица, каждый дом оказывал сопротивление врагу. Особенно в историю вошла защита дома Павлова, где воины держали оборону 58 дней и положили немецких солдат столько, сколько их погибло при захвате Франции.

2). О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

Среди защитников Сталинграда были и наши земляки:

- Богословский Артём Иванович;

-Яблоновский Василий Филиппович;

-Савельев Павел Власович;

- Шапка Григорий дмитриевич;

-Денисенко Николай Моисеевич.

3). Благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский… Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… Они отстояли город на Волге. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В.И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М.С. Шумилов), рядом с бойцами регулярной армией сражались жители города.

2 февраля 1943 года армия немецкого генерала Паулюса капитулировала. Сталинград был освобожден.

7. Просмотр хронику военных лет.

(Видео).

Учитель: Каково значение Сталинградской битвы?

(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОв).

- А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд, являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

Учитель:Окончательно закрепила коренной перелом в ходе Вов битва на Курской дуге.

Разве можно забыть

Нам с тобой сорок третий

Помнишь – Курская битва

Тогда полыхала?..

И советский солдат,

Уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла.

Запишите даты.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

5 июля-23 августа 1943 года

Курская битва

Закрепление коренного перелома

(просмотр видео «Курская битва»)

- В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий противника. Закрепила коренной перелом, ускорила развал фашистской коалиции.

-Наш урок закончен.

Пусть никогда не сотрутся в памяти подвиги наших предков, пусть история Великой Отечественной войны не будет лишь строкой в учебнике, а будет великой эпопеей подвигов нашего народа.

( звучит песня «Журавли»).

Оценки за урок:

Дом. задание: 1. Пар. 25,вопросы и задания к параграфу.

творческое задание: подобрать материал о ветеранах нашего села - участниках Курской битвы.

Рефлексия.

Конспект открытого урока в 11 классе:" Коренной перелом в ходе великой Отечественной войны»
  • История
Описание:

Данный урок был проведён в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года".

ЦЕЛИ УРОКА:

I. Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве;

* проследить ход освободительных боев осенью 1943 года.

II. Развивающие:

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* внести вклад в развитие навыков работы с персональными компьютером;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

  * способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

 

  * формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Автор Боярская Галина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2045
Номер материала 46846
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓