Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока русского языка на тему "Имя существительное. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка на тему "Имя существительное. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 471 Выборгского района СПб .., Матжанова Ф.А.,2012 г.


Конспект открытого урока русского языка в 6 Г классе

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Матжанова Фирангиз Азиз кызы


Дата проведения урока: 13.12.2012г.

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.


Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка), с использованием мультимедийных презентаций.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Технология: технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии,

технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 6 класс

УУД:

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);

  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);

  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

  • коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора.

Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий

Примечание от автора:

Для удобства прочтения материалов урока некоторые примечания даны в основном тексте

Ход урока.

1. Организационный момент

- проверяется готовность к уроку;

- делается отметка в журнале об отсутствующих.


2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное»


Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.


Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.

Слайд 2)


Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.


3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель: Один из лингвистов говорил: «Имя существительное – это хлеб языка» Лев Успенский

Слайд 3)




Работа с эпиграфом.

- Эпиграфом к уроку я взяла слова

«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский

- Читаем хором. Все ли вам понятно?

- Как вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово «хлеб»?

4. Обобщение и систематизация.

1) Место среди других частей речи.

- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого вы узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное. К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

Уделю внимание на оформление доски, произношу, что в классе необычного. И после слова «СКАЗКА» продолжаю проведение урока.



hello_html_2195ee3.pnghello_html_4359ee70.pnghello_html_324b9b8a.pnghello_html_m504633ab.png


hello_html_47e3005b.gif Вступление


В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь, и было у него много детей, как вы думаете сколько? 27 детей – перечисляю имена учеников. Все они были хороши, умны, смелы. Слайд 5)


И когда им исполнилось 12 лет, и были они в 6 б классе, дал им царь такой наказ, прочитайте, пожалуйста! Что поняли? Слайд 6

hello_html_794bb2a1.pngИ ……..и ……..

Даже если ……. во ……..,

Могут ………прекрасно расти за …………,

Могут ……. расти в ……..!

Так давайте нажмём на ……..

И не станем зевать на …………,-

Чтобы …….. и …………..

Росли и летали,

Чтоб летали мы все и росли!

(Юнна Мориц)

Противоречие, которое надо решить:

Учитель: ребята, посмотрите внимательно, слова какой части речи пропали?

Как вы думаете, кто в этом виноват? Учащиеся предположительно отвечают, что виноваты злые герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, т.к. видят их на доске.

Учитель: вы правы, в сказке всегда героям злые силы мешают, устраивают испытания, не стали исключением и мы.

Учитель: ребята, когда мы вместе – нам никто не страшен, поэтому можете объединиться в пары, и я тоже вместе с вами готова сражаться за наши существительные.

Перед нами сильный враг. Он вооружён хитростью, подлостью, коварством, а чем нужно вооружиться нам, чтобы отстоять столь значимую часть речи? Учащиеся: надо вооружиться знаниями. Учитель: а какими знаниями? (цели урока: …) Но я думаю, что не только знания о существительном нам помогут, а ещё и дружба, сплочение, соучастие, сотрудничество. Ведь помните, народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Итак, держитесь крепко за своего соседа, и вперёд!






hello_html_m3959f90c.png Испытание от Бабы-Яги «Путаница» Слайд 8)

перед вами карта испытаний,

Запишите слова, распределяя на 2 группы, дайте группам название:

Ключ.к, замоч.к, листоч.к, квадрат.к, чёрненький, росточ.к, сыноч.чек, нос.к, мяч.к, ореш.к.

Учащиеся для прверки обмениваются тетрадями и проверяют работу по готовым ответам на слайде. Слайд 9)

-ик hello_html_1b1bf7f8.png-ек

Замочек,

Ключик, листочек квадратик, росточек носик, сыночек орешек мячик



Не осталось ли лишних слов? (Слово чёрненький – лишнее, т.к. это не существительное, а прилагательное)

С этим заданием мы справились успешно, доказали Бабе-Яге, что орфограммы в суффиксах существительных мы знаем хорошо, поэтому она отдаёт нам украденные существительные:

Зимою, весною, пурга, дворе. (Вставляем существительные в стихотворение) Слайд 9)

hello_html_m7cb9434a.pngНо в это время Водяной решает нам помочь. Он предлагает нам найти слова

«Четвертый лишний»

Ветер, пыль, луноход, племя

знамя, метеорит, звезда, песок

кратер, стремя, солнце, буря

путь, космодром, гора, темнота

Учащиеся выписывают слова: племя, знамя,стремя, путь и сверяют свои ответы. Слайд 9)

Учитель: не помогли найденные слова.

Но стихотворение нам все-таки не понятно. Будем дальше возвращать украденные у царя слова? Наверное, хитрый Змей Горыныч приготовил очень сложное испытание, может, будем сдаваться? Учащиеся не сдаются.

Учитель: идем дальше.



hello_html_m4c5b747a.png Испытание от Змея Горыныча «Чужеземные штучки»

Слайд 12) Выразительно читаю текст.

По шумной авеню шёл близорукий мужчина, смотревший вокруг сквозь пенсне. На нем были жилет, на шее кашне, а в руке саквояж. Рядом с ним остановилась мадам в манто. На плече у неё сидел какаду, на поводке она держала шимпанзе.

Учитель: ребята, что необычного в этой миниатюре? Учащиеся: в тексте много иностранных слов. Учитель: что вы знаете об этих словах? Учащиеся : эти существительные не склоняются, т.е. не изменяются по числам и падежам.

Выпишите неизменяемые существительные . Определите их лексическое значение и род.

Проверяем. Слайд 12) авеню, пенсне, кашне, мадам, манто, какаду, шимпанзе.


Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы и Змею Горынычу доказали, что хорошо знаем, как определять род иностранных слов, Змей Горыныч отступил: отдал украденные существительные крылья, спиною, мысли, голове. Вставляем слова в стихотворение, но всё ещё его прочитать не можем. Слайд 16)


hello_html_m6571980e.pngНам решила помочь найти слова Русалочка. Она принесла нам много слов. И их надо распределить по буквам, т. е выполнить буквенный диктант.

Читаю слова:

  • на берёзе о профессии по аллее

  • о времени в стремени в планетарии

  • в имени у дочери на заседании

  • на лекции об опасности из милиции

  • в инее по территории в брошюре


Взаимопроверка Слайд 14)

е и е

и и и

и и и

и и и

е и е

Почему Русалочка нам не смогла помочь?

Учащиеся: Русалочка нам только подсказала буквы, а нам нужны слова.




Учитель: нам осталось последнее испытание. Выстоим?

hello_html_mbf8ab4b.png Испытание от Кощея Бессмертного «Ловушка» Слайд 15)

Ребята, о чем говорит нам слово «ловушка»?

(эвристическое задание)

Даны пословицы. Читаем выразительно.

  1. Лужи из воды, а горе из беды.

  2. Если время трудное придёт, наш боец на семерых пойдёт.

  3. Каково семя, таков и урожай.

  4. Пришёл просить, а не правду гласить.

  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  6. Один в поле не воин

Учащиеся устно отвечают на вопрсы

  • Найдите синоним слову «воин».

  • Какие орфограммы, изученные по теме, встречаются в пословицах?

  • Найдите в пословицах разносклоняемые существительные.

  • Найдите пословицу, в которой использованы только существительные с предлогами и союз.

Ребята, а вы знаете, что умение использовать пословицу в подходящий момент – признак эрудированного и начитанного человека. Попробуйте подобрать подходящую пословицу для нашего необычного урока. (Размышляем)

Учащиеся:

  • Один в поле не воин

Ура! Вы справились с заданием. Кощей вынужден отдать вам украденные слова: педали, мели. Чего ещё не хватает в стихотворении? (ещё двух слов). Наверное, эти украденные слова кто-то из сказочных героев потерял? Слайд 16)

Попробуем восстановить текст царского наказа. Что может расти за спиной? – крылья

Что может быть в голове? мысли. Как вы понимаете, что значит мысль растёт в голове?

Разные ответы учеников

Вставляем слова в наказ царя Слайд 17


hello_html_128aeb65.jpgИ зимою и весною,

Даже если пурга во дворе,

Могут крылья прекрасно расти за спиною,

Могут мысли расти в голове!

Так давайте нажмём на педали

И не станем зевать на мели,-

Чтобы крылья и мысли

Росли и летали,

Чтоб летали мы все и росли.


Ребята, в наказе говорится, что у человека могут расти крылья. Могут ли действительно крылья расти? А про какого человека говорят «окрылённый человек», а вы сейчас окрылённые? Что этим наказом хотел сказать нам царь?

Выводы:

Вы славно потрудились, преодолели все препятствия, для этого надо было вспомнить обобщить всё, что изучали по теме «Имя существительное», а именно: учащиеся перечисляют (орфограммы в суффиксах, род несклоняемых существительных, разносклоняемые существительные, правописание НЕ с существительными, а ещё – вспомнили, что такое синонимы, антонимы, узнали значения некоторых слов, которые пришли к нам из иностранных языков).



hello_html_3af6f62a.pngСлайд 18) Появляется сказочная ФЕЯ. Она несет добро и хочет, чтобы вы написали синквейн на слова: СКАЗКА, ДОБРО, РАДОСТЬ.


5. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала. Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1 5 - 1

2 – 1 6 - 1

3 – 0 7 - 0

4 – 0 8 – 1

Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

Учитель:

  1. Какие задания показались трудными?

  2. Как справлялись с трудностями?

  3. Назовите самое понравившееся задание.

  4. Какое задание вы хотели бы придумать сами дома?

  5. Кто вам помогал справляться с заданиями?

Если вам понравился в работе ваш сосед, то поаплодируйте ему.

А вы сами себе понравились? Поаплодируйте себе!


Спасибо, ребята за урок, за вашу смелость, находчивость, бесстрашие, сплоченность.


Вы – действительно ГЕРОИ, поэтому у вас большое будущее. Вручаю Грамоту от царя за возвращение самых главных слов языка – существительных.(?) Урок окончен. Слайд 19)


hello_html_m306bab12.pngВсем спасибо за урок. Можете быть свободны.



Анализ результативности урока.


Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса: Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.

Мною была выбрана форма урока –сказки с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.


Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.

2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий.

5. Подведение итогов урока .

6. Оценки учащиеся получали прямо вовремя урока, работая в паре.

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, Погружаясь в мир сказки, создавая себе ситуацию успеха.


Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;

2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.

Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.























заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.


4. Практическая работа № 1

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.


Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за каждый правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.

Итак, начнем. Работать мы будем с тренажером. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация – тренажер)


Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:


Слайд № 3 (постоянные признаки - род)

- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

- Какие существительные называются именами существительными общего рода?


Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

- Какие существительные относятся к несклоняемым?


Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.


Слайд № 6 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)


Учитель: Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили замечательного снеговика! Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)

- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.)


5. Работа со схемой.

Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно

могут обозначать существительные?


( после ответов учащихся на слайде появляется схема)

Приложение 1. Слайд 5


- Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.


6. Практическая работа № 2

Учитель: Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

синева, катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.

(Приложение 1. Слайд № 6)

Взаимопроверка (по слайду 7. Приложение 1)


7. Практическая работа № 3


Учитель: А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно. Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.

Оно связано со знанием изученных в 6 классе тем.


8. Работа с интерактивной доской. Приложение 4.


Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.

Род есть и у несклоняемых существительных. Это вызвало у вас много вопросов при изучении темы, посмотрим, что вы запомнили и чему научились.
Задание: найдите четвертое «лишнее».


1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь



9. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)

Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.


10. Физкультминутка.

Учитель: Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»

Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой: на празднике, у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.

Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?

(Карточки на столах учеников лежали по очертанию написания соответствующих букв)


11. Работа с интерактивной доской. Приложение 4


Учитель: Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе с третьим заданием карточки и завтра на диктанте.


Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. (Самостоятельно, потом к доске: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- )

Самопроверка.


12. Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)


13. Синтаксическая пятиминутка.


Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)

Приложение №1. СЛАЙД № 8

Дети давно ждут наступления Нового года.

Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)


14. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1 5 - 1

2 – 1 6 - 1

3 – 0 7 - 0

4 – 0 8 – 1

Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.


15. Оценки за урок.

Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.


16. Заключительное слово

Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!


Приложение 1. СЛАЙД № 9




























17. Анализ результативности урока.


Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.


Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.

2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.

5. Подведение итогов урока .

6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)


Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.


Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;

2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.

Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.



































Использованная литература


1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.Т. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.

2. Интернет-ресурсы: Учительский портал: www.uchportal.ru

3. Собственные методические разработки.





























Приложение 3.


Карточка № 1 (сильные ученики, на «5»)

1. Подчеркните несклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.

2. Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

3. Вставьте пропущенные буквы
Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.




Карточка № 2 ( средние ученики, на «4»)

1. Подчеркните разносклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя..


2. Определите род несклоняемых имен существительных:

1) густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио


3. Вставьте пропущенные буквы
Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,
пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.



Карточка № 3 ( слабые ученики, на «3»)

1. Подчеркните имена существительные общего рода:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.


2. Род существительного. Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе
2) Носок, мозоль, георгин, помидор
3) Глупость, мудрость, печаль, голубь


 3. Антидиктант
Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.
 СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРЕКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШЕК, РАСТЕЛЕШЬ.

18


Конспект открытого урока русского языка на тему "Имя существительное. Обобщение."
  • Русский язык и литература
Описание:

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
               2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
               3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка), с использованием мультимедийных презентаций.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Технология:  технологии личностно-ориентированного образования,

      компьютерные технологии,

      технология вопросно-ответного  единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Автор Матжанова Фирангиз Азиз кызы
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 908
Номер материала 48042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓