Главная / Русский язык и литература / конспект открытого урока русского языка на тему "Глагол" (7 класс)

конспект открытого урока русского языка на тему "Глагол" (7 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Урмышлинская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан












Конспект открытого урока русского языка в 7-ом классе.


Тема: «Глагол»










Урок подготовила и провела

учительница русского языка и

литературы I кв. категории

Илалтдинова Раушания Валиевна



















Дата: 16.12.14 г

Тема урока: «Глагол».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: повторительно-обобщающий

Обучающие структуры: Конэрс, Таймд Раунд Робин, Стилистический эксперимент.

Задача урока: повторить и обобщить изученный в 5-6 классах материал по теме “Глагол”

Цель урока:

обучающие:

- совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
– систематизация знаний, умений и навыков по теме урока;
развивающие:

продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте,

развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;

воспитывающие:

воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный аппарат; экран, мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал (карточки с заданиями)

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Класс! ХАЙ ФАЙВ.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их нашими добрыми улыбками и начнём урок.
Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.
Поднимите руку партнёры под номером 1,
Поднимите руку партнёры под номером 2, Поднимите руку партнёры под номером 3.

Слово учителя:

Ребята, давайте начнём наш урок необычно. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (писать, читать, отвечать, слушать, думать). Слова какой части речи прозвучали сейчас? (слайд 2). Итак, Глагол – часть речи, которая заставит действовать нас всех: Читать, писать, – и обеспечит в конце урока непременно нам успех!

2. Актуализация знаний.
Задание №1. Конэрс
Участники команды №1 раздайте задание №1
1. Повторим материал, который вы изучили в 5-6 классах.
1 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап: У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему?

1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
3этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером. Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3. Сформулируем цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель дополняет).

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета (слайд 3) Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы (слайд 4):
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну, что. вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шёпот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим, что глагол обозначает действие, мы имеем в виду не прямое значение этого слова.
Давайте посмотрим, в каком значении мы это слово употребляем. Посмотрим примеры:
(Слайд 5).
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие? А глагол бездействовать?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока. О какой части речи мы ведём речь? (о глаголе)
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист - «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цели

Что я хочу узнать

Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.


Научиться отличать глагол от других частей речи


Узнать, каким членом предложения может быть глагол.


Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.


Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы


Отдохнуть на уроке.


И все это мне бы хотелось немного связать с литературой, разобрать на ярких примерах необыкновенного мастера пейзажа – М.М. Пришвина (слайд 6). Он восторгался природой, любил летние теплые вечера, поля с поющими жаворонками, зимние вьюги, ценил жизнь и то, что нас окружает, с уважением относился к человеку.

4. Повторение и обобщение знаний. Тренировочные упражнения.

а) Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке

Глагол – необыкновенная часть речи (слайд 7). Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.
Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500 (слайд 8) Известно, что 

(слайд 9) Глагол является основой языка. 
Найти верный глагол для фразы – 
значит дать движение фразе.

А.Н. Толстой

(слайд 10) Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола – 
выражать само действие.

А. Югов

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с
авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика)
. Стилистический эксперимент. (Учащимся раздаются тексты)

Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине. (Слайд 11). Вариант Пришвина.

В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?

Они употреблены в переносном значении, в литературе этот приём называется
олицетворением (на доске определение)

5. Физминутка.


6. Закрепление знаний.

б) Продолжим разговор о природе, о лесе Задание на повторение: “Составь предложение”.

из предложения “Случилось однажды: пропала собака” выписать наречие;

из предложения “На днях сижу я под своей липой” выписать личное местоимение;

из предложения “Первый человек проходил эту приболотицу с топором в руке” взять
сказуемое;

из предложения “Вскоре мы вошли в лес” взять обстоятельство места и употребить
его с предлогом ПО;

из предложения “Весь день моросил дождь” взять обстоятельство времени, выраженное
неделимым словосочетанием;

из предложения “К счастью, он вернулся домой с войны” выписать словосочетание
со связью примыкание;

из предложения “Жара спала под вечер” взять обстоятельство времени, выраженное
существительным с предлогом”;

соединить однородные сказуемые союзом И.

Получится предложение (Слайд 12): “Однажды я проходил по лесу весь день и вернулся домой под вечер” (Слайд 13 - Пришвин “Лисичкин хлеб”).

Раунд Робин

в) А что он увидел и услышал в лесу? Придумайте своё продолжение рассказа на
тему “Лесной разговор”
.)
г) Морфологические признаки глаголов. Из представленных карточек нужно отобрать
те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге мы получим изученные вами морфологические признаки глаголов.

1. Общее значение: предмет, признак предмета, действие предмета.

2. Начальная форма: И.п., ед.ч.; И.п., ед.ч., м.р.; Неопределенная форма глагола

3. Постоянные признаки: Собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные,
род,склонение; Качественные, относительные, притяжательные;
Переходность,вид,спряжение

4. Непостоянные признаки: Падеж, число; Степени сравнения, краткая и полная форма, падеж, число, род; Наклонение, время, число, лицо, род.

5. Синтаксическая роль Чаще всего Подлежащее, дополнение; Определение; Сказуемое

(Выбранные признаки глагола ученики прикрепляют к магнитной доске)

д) Выписать глаголы, определить наклонениеСлайд 14. (Проверка осуществляется методом взаимоконтроля).

Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бросилась бы на шею человека.

А сам думал: “Ну ползи, только ползи!”

Маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с
визгом радости бросится на него и утопит.

– “Ну, ну!– сказал Антипыч.– Иди ко мне, умница!”

С визгом радости узнала она хозяина и кинулась к человеку.

Из какого произведения Пришвина эти строки? (Слайд 14 «Кладовая солнца») С каким событием они связаны? (Митраша тонет в болоте, Травка (собака Антипыча) его спасает). Как в литературе в композиции художественного произведения называют этот фрагмент? (реплика)

7. Рефлексия:
Участник команды №1 раздаёт задание №4
Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник №1 команды №2.

Результаты

Что я узнал (а)

глаголы обозначают такие явления, как…


если бы не было глаголов…


с помощью глаголов мы можем…


сегодня я узнал, что глаголы…


было интересно, что глаголы…


было трудно, когда выполнял…


я выполнял задания…


я научился…


у меня получилось …


я смог…


меня удивило…


урок дал мне для жизни…


мне захотелось…


Итог урока. Слово учителя:

Сравните, пожалуйста, со своими целями, которые вы поставили перед собой в начале урока. Все ли цели мы с вами достигли? На какие вопросы (затруднения), которые возникали у вас в начале урока, вы теперь сможете ответить. Интересно ли было на уроке? Испытывали ли затруднения? Почему было трудно? А какие вопросы так и остались без ответа (непонятыми)? Хорошо. Значит мы справились с поставленными перед собой целями.

Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание:

1. Для всех: упражнение 219 (Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объяснить правописание окончаний глаголов).

2.По желанию - упражнение сочинить сказку о глаголе по данному началу: “Жил-был Глагол”.



Самоанализ открытого урока по русскому языку в 7 классе

МБОУ «УрмышлинскаяООШ» МО «ЛМР» РТ Илалтдиновой Р.В. от 16.12.14 г.

Класс средних способностей усвоения учебного материала.

По типу урок представляет собой урок повторительно-обобщающий. В календарно-тематическом планировании этот урок – первый по счёту при изучении темы “Глагол”.

Цели урока:

обучающие:

- совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
– систематизация знаний, умений и навыков по теме урока;
развивающие:

продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте,

развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;

воспитывающие:

воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.


1 этап - организационный (мобилизующий) - включение ребёнка в работу.

Цель данного этапа - создание мотивации к активизации знаний или представлений учащихся по изучаемой теме (что я уже знаю об этом?).

2 этап – актуализация знаний.

На данном этапе урока используется обучающая структура КОНЭРС, который призван совершенствовать один из видов мышления - словесно-логический. Это происходит в атмосфере общения детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление и обобщение.

3-й этап - формулирование учащимися темы и цели урока. На этом этапе урока с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся сами определяют цели и тему урока, что осуществляется частично-поисковым методом, во время которого развиваются аналитико-синтетические способности учеников.

4-й этап - повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Глагол» с помощью стилистического эксперимента и тренировочных упражнений. Чётко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учеников таким образом, что в конце рассуждения ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

5-й этап - физкультминутка.

Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма ребят, которая неизбежно возникает во время выполнения физических упражнений.

6-й этап - закрепление знаний.

На данном этапе использовала обучающую структуру Раунд Робин. Учащимся предлагаются творческие задания, рассчитанные на неожиданные, непривычные комбинации. Это помогает формированию у детей умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизменённых условиях.

7-й этап - завершающая стадия урока.

Цель данного урока - обобщение и рефлексия. Необходимо вернуться к началу урока и выяснить, на какие вопросы (затруднения), которые возникали у детей в начале урока, они теперь смогут ответить. Интересно ли было ученикам на уроке? Испытывали ли они затруднения? Почему было трудно? А какие вопросы так и остались без ответа (непонятыми)? Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации для домашнего задания: поискать ответы на нерешённые вопросы.

Урок начинается с формирования мотивации обучения и заканчивается мотивацией для будущей самостоятельной учебной деятельности.




8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: задаю дифференцированные задания - 1. Для всех: упражнение 219 (Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объяснить правописание окончаний глаголов). 2.По желанию - упражнение сочинить сказку о глаголе по данному началу: “Жил-был Глагол”.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. В изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. Мною использовались обучающие структуры: Конэрс, Таймд Раунд Робин, Стилистический эксперимент.

В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся.

Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила физкультминутку, смену динамических поз. Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

Характер общения с учениками строится с учётом возрастных особенностей и на основе сотрудничества.

Каждый структурный этап урока не только способствует обобщению знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие интеллектуальных важнейших качеств учащегося: внимания, памяти, мышления, речи.

В оргмомент включён эмоциональный настрой ребят на работу.

Целью следующего этапа является перенос знаний и умений на изучение нового материала.

Практические упражнения подобраны от простого к сложному, что позволяет формировать систему качеств знаний учащихся.

Для формирования осознанности знаний в урок включены не только упражнения на закрепление материала, но и упражнения на развитие познавательных способностей (творческая работа частично- поискового характера).

Подведение итогов урока- важный этап. На нём выявляла прочность знаний как твёрдое сохранение в памяти существенных знаний.

Д/з направлено на формирование прочной системы качеств знаний и способствует развитию речи. Этим заданием старалась заинтересовать ребят.

Чёткое целеполагание, постановка перед учащимися конкретных учебных задач, структуирование учебного материала, выделение главного, установление связей между изучаемым материалом и имеющимися у учащихся знаниями, самостоятельная работа позволяет формировать у учащихся систему качеств знаний и полноту, и глубину, и системность, и действенность.


конспект открытого урока русского языка на тему "Глагол" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.  В изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. Мною использовались обучающие структуры:Конэрс, Таймд Раунд Робин, Стилистический эксперимент.

В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся.

Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила физкультминутку, смену динамических поз. Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

 

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

Автор Илалтдинова Раушания Валиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1425
Номер материала 25349
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓