ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ.Г.М. ШУБНИКОВА
Конспект открытого урока риторики
«ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА. СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ»
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Мачина В.В.
Байконур, 2014
Цели:
1.Познакомить
учащихся со словами приветствия, прощания, благодарности.
2.Научить уместно
употреблять вежливые слова, вежливо благодарить.
3.Воспитывать
уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1.Оформление для
праздничного чаепития: самовар, чашки, варенье, пряники;
подарки сказочных
героев: букет (2 шт.), банка с мёдом и вареньем, сапожки;
игрушки сказочных
героев.
2.Проектор,
компьютер, магнитофон.
3.Открытки для
учащихся и гостей.
Ход мероприятия
I.
Организационная часть
Я
рада видеть каждого из вас
И
пусть зима морозом в окна дышит.
Нам
будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ребята, на нашем занятии присутствуют гости. Давайте
создадим им и себе хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне, гостям,
друг другу.
II.
Актуализация знаний. Работа над пословицей
-Прочитайте
пословицу. Объясните смысл.
Доброе слово лечит,
а худое калечит. ( Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости,
бескультурья.
-Объясните
смысл.
- Как вы думаете,
какова тема нашего занятия? (волшебные слова.) СЛАЙД
-Вы правы мы
сегодня поговорим о волшебных словах и особое внимание уделим словам
благодарности.
Ах, как волшебные слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова- дела важны?
Дела - делами, а слова- словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
-Давайте вспомним
эти слова (называют). (СЛАЙД)
А почему они
называются волшебными, Для чего они нужны? (чтобы всем было легче жить,
общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый
человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. (СЛАЙД)
III. Постановка
проблемы.
Инсценировка по
мотивам сказки «Муха – Цокотуха»
ВЕДУЩИЙ: А сейчас…
Приготовьте, дети,
ушки!
Приготовьтесь,
гости, слушать!
Входит сказка в
светлый дом
И расскажет обо
всем.
ВЕДУЩИЙ:
Она по полю пошла,
Она денежку нашла.
Полетела на базар
И купила...
ДЕТИ: Самовар!
ВЕДУЩИЙ: Кто это?
ДЕТИ: Это
Муха-Цокотуха!
ВЕДУЩИЙ: Давайте
посмотрим, а что же было дальше. Ребята ваша задача быть внимательными
зрителями и запомнить, как Муха встречала гостей, какие волшебные слова они
произносили…
Звучит музыка В.
Гаврилина "Каприччио" (фонограмма), Муха-Цокотуха летает, находит
"денежку".
МУХА-ЦОКОТУХА: Что
же мне купить такое?
Пойду быстро на
базар
И куплю там
самовар.
Потому что день
рожденья
Буду нынче я
справлять.
Всех букашек,
таракашек
Сладким чаем
угощать.
Под музыку В.
Гаврилина Муха выбирает на одном из "прилавков" самовар.
МУХА-ЦОКОТУХА:
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят
вечерком.
У меня для гостей
Много вкусных
сластей!
Звучит фонограмма
- входят Пчела и Блошки.
ПЧЕЛА: Здравствуй,
Муха-Цокотуха,
Позолоченное
брюхо!
Я со всех родных
лугов
Принесла тебе
цветов,
Еще меду принесла!
Ах, какой он
чистый,
Сладкий и
душистый!
(передает Мухе
букет цветов и банку с медом)
1-Я БЛОШКА: Ты
прими от Блошки вот эти сапожки!
2-Я БЛОШКА:
Сапожки не простые,
В них застежки
золотые!
(передают Мухе по
сапожку)
МУХА-ЦОКОТУХА:
Спасибо, мои дорогие!
Садитесь за стол,
самовар готов! Садитесь вот тут, скоро гости ещё придут.
Звучит фонограмма
музыки Грибоедова "Вальс", исполняется танец "Прилёт
бабочек".
1-Я БАБОЧКА:
Мы
Бабочки-шалуньи,
Веселые летуньи.
Летаем по полям,
По рощам и лугам.
2-Я БАБОЧКА:
И не устаем,
весело порхаем,
Кружимся, летаем.
Мы порхаем по
цветам,
Прилетели в гости
к вам.
БАБОЧКИ (хором):
Поздравляем! Поздравляем!
Счастья, радости
желаем!
Вареньем цветочным
тебя угощаем!
(передают Мухе
варенье)
МУХА-ЦОКОТУХА:
Благодарю вас, милые подружки,
Прошу за стол! Чай
разливаю в кружки.
Бабочки садятся за
стол.
Под музыку
"Норвежской польки" Грига выходит Таракан с барабаном
ТАРАКАН:
Ш-ш-у... Вот вам
цветочки!
Ш-ш-у.. Собирал их
на лужочке.
МУХА-ЦОКОТУХА:
Огромное спасибо,
какой букет красивый!
Прошу за стол
садиться,
Прошу чайку
напиться.
Кушайте, не стесняйтесь,
Все угощайтесь.
Посмотрите, каких
пряников я напекла!
МУХА-ЦОКОТУХА:
Бабочки-красавицы,
кушайте варенье!
Или вам не
нравится мое угощенье?
1-Я БАБОЧКА: Ваше
угощенье - просто загляденье!
ТАРАКАН: Просто
объеденье ваше угощенье!
2-я БАБОЧКА: А сейчас
пора и в пляс!
Гости выходят
из-за стола, становятся вокруг Мухи-Цокотухи.
Исполняется
хоровод "Каравай".
-Как на Мухи
именины испекли мы каравай…
Звучит музыка
Грига "В пещере горного короля", появляется Паук, все гости
разбегаются и прячутся.
ПАУК:
Я - злой Паучище,
длинные ручищи!
Я за Мухой пришел,
Цокотухой пришел!
МУХА-ЦОКОТУХА:
Дорогие гости,
помогите!
Паука-злодея
прогоните!
ПАУК: Я не только
Мух ем,
Я и Пчел, и
Комаров -
Всех попробовать
готов!
Звучит фонограмма
музыки П. Чайковского "Марш", появляется Комар.
КОМАР: Я -
Комар-храбрец,
Удалой молодец!
Где Паук, где
злодей?
Не боюсь его
сетей!
Паука я не боюсь,
С Пауком я
сражусь!
Звучит фонограмма
музыки Бизе "Куплеты Тореодора", исполняются музыкально-ритмические движения
"Сражения Комара с Пауком".
Паук побежден.
КОМАР (Мухе): Я
тебя освободил,
А теперь,
душа-девица,
Будем вместе
веселиться!
Я тебя от смерти
спас...
ТАРАКАНЫ: Прилетел
ты в добрый час!
КОМАР: Ты, усатый
Таракан,
Бей скорее в
барабан!
БАБОЧКА: Бом! Бом!
Бом! Бом!
Спляшет Муха с
Комаром!
Исполняется общий
танец "Полька", болгарская плясовая мелодия "Кремена",
музыка А. Арскос
ВСЕ:
Нынче
Муха-Цокотуха именинница!
МУХА:
Вам спасибо
говорю,
От души благодарю
за подарки, за веселье
И за то, что в страшный
час
Комар меня от
смерти спас!
До свидания,
дорогие гости!
Учитель: Спасибо
актёрам! Аплодисменты.
- Какие волшебные
слова были произнесены в сказке « Муха – Цокотуха?
(прикрепить
карточки со словами)
Дети: Здравствуйте,
до свидания, спасибо, большое спасибо, огромное спасибо, благодарю.
Учитель: На какие
группы их можно разделить?
Дети: Слова
приветствия, слова прощания, слова благодарности.
Учитель: Можно ли
добавить в каждую группу другие слова? Какие, назовите их.
Дети: Добрый день,
доброе утро, привет, прощай, до встречи, пока
Учитель: В какую
группу не получилось добавить слова?
Дети: В группу «
слова благодарности»
Учитель: Что
значит «благодарить»?( дарить благо, добро)
Учитель: За что
благодарила Муха своих гостей? За что ещё можно благодарить?(за оказанную
помощь,за добрые дела)
IV.Практические
задания в группах
( разыгрывание
ситуаций из жизни)
Работа в парах. Встают
возле парт, напротив друг друга.
У Нуржигита (просит
у Алины) сломался карандаш. Как поступить?
Андрей
Яковлев(просит Альбину) не может застегнуть манжет рукава. Как быть?
Ответы детей
Вывод учителя (стих)
За что мы говорим
“спасибо”?
За все, что делают
для нас.
И мы припомнить не
смогли бы –
Кому сказали?
Сколько раз?
Учитель: Послушайте
историческую справку о слове спасибо.
“Слово “спасибо”
известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”.
В конце второго
слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое
обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.А ещё
каждый год 11 января отмечают международный день спасибо
Человеку
необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть
благодарным. Каждый день задавайте себе вопрос: «За что я могу быть благодарным
сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).
-
Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за
доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и учиться…
V.Итог урока
Учитель: Итак, какие
слова благодарности мы должны запомнить и употреблять в своей речи?
Дети: спасибо,
большое спасибо, огромное спасибо, благодарю.
Учитель: У нас
сегодня гости. Поблагодарите гостей, что они к нам пришли.
Дети выражают
слова благодарности.
Учитель: И я тоже
благодарю, вас, уважаемые гости, за внимание. И вас, ребята, я благодарю за
хорошую работу на уроке, за участие в сценке и на память вручаю маленькую
открытку со словом, которое должны помнить и произносить все: СПАСИБО!
А ещё я предлагаю
вам дома тоже нарисовать свою открытку и подарить её тому, кому вы хотите
выразить слова благодарности.
Литература:
1.
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др. "Детская риторика в рассказах
и рисунках: 1 класс: Методические рекомендации", Баласс, 2004
2. http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.