Открытый урок по русскому языку в
коррекционной школе
Дата: 21.02.2014.
Класс: 6 «А»
Предмет: Русский язык.
Тема: «
Множественное число имён существительных в именительном падеже».
Цель:
- повторить «Имя
существительное»; закрепить на практике имена существительные множественного
числа в именительном падеже, умение находить окончания;
- развивать
внимание, мышление, память, орфографическую зоркость;
- воспитывать умение
работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в
изучении русского языка.
Оборудование: карточки, кроссворд, картинки, учебник, презентация, «Лесенка успеха», методика
№ 11, план города Кокшетау.
Ход
урока
Слайд 1.
1.
Организационный момент.
Психологический настрой
Я
рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам
радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за
мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как
разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я
готов к работе. Я работаю».
Слайд 2.
2.
Пропедевтическая практика.
На
слайде фотография школы.
-
Дети, что вы видите на слайде? (Школу)
Прием
«Да - нетка»
Учитель
задает вопрос, дети отвечают да или нет.
-
Слово «школа»– отвечает на вопрос ЧТО? (Да)
-
Относится к имени существительному? (Да)
-
Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет) А, что обозначает?
(предмет)
Слайд 3.
На
слайде – «город кокшетау».
-Ребята,
обратите внимание, все ли здесь правильно? (нет, неправильно. Кокшетау пишется
с большой буквы, потому что относится к имени собственному)
-
Имена существительные изменяются по числам и падежам? (Да)
-
Множественное число имен существительных в именительном падеже имеют окончания
–а, -и, -ы, -я? (Да)
-
Молодцы!
3. Ориентация.
-
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами на прогулку. А куда? Мы с
вами узнаем, разгадав кроссворд.
п
|
р
|
о
|
г
|
у
|
л
|
к
|
а
|
о
|
с
|
т
|
а
|
н
|
о
|
в
|
к
|
а
|
|
Ю
|
б
|
и
|
л
|
е
|
й
|
н
|
ы
|
й
|
|
г
|
о
|
р
|
о
|
д
|
|
у
|
ч
|
е
|
н
|
и
|
к
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Куда мы с
вами отправляемся? (На прогулку)
2) Что
находится рядом с нашей школой? (Остановка)
3) Как
называется район в котором находится наша школа? (Юбилейный)
4) Кокшетау –
это…. (Город)
5) Кто учится
в школе? (Ученики)
- Какое
слово получилось, прочитайте? (Район)
-
Да, мы с вами отправимся на прогулку по району в котором находится наша школа.
Во время прогулки мы с вами закрепим знания о множественном числе имен
существительных. Мы будем вести с вами записи, наблюдать, запоминать все то,
что увидим. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
4.
Чистописание.
Перед
тем как записать строчку по чистописанию, давайте помассажируем пальчики рук:
Чтобы нам добыть огонь( хлопки)
Трём ладонью об ладонь
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится
Зарядим себя положительной энергией.
-
Ребята, догадайтесь, какую букву мы с вами будем прописывать.
Учитель
в воздухе прописывает букву Р.
Р Рр Ррр Рррр …..
Слайд 4.
-
Запишите словарные слова и подчеркните буквы, написание которых вам надо
запомнить:
Город, район,
прогулка.
Район – на казахский язык переводится аудан.
Район – это современные жилые застройки города.
-
Первую запись, которую необходимо вам сделать – это ЗБА слова «город».
Слайд 5.
На
слайде ЗБА «Город»
-
Выполнили задание? Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте +.
Молодцы!
5.
Презентация.
Слайд 6.
-
Ребята, мы сделали с вами первую важную запись в тетради. И теперь мы с вами
отправляемся на прогулку. Выйдя из школы, что мы с вами увидели? (Мы увидели остановку).
-
Для чего нужна остановка? (На остановке останавливаются автобусы).
Слайд 7.
-
А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель). Водитель хочет
проверить, какие вы умные и он
приготовил для вас задание:
Методика № 10. Упражнение «Вспомни пару»
На доске слова в
два столбика. (1 ребенок у доски, а остальные на местах)
Остановка водители
Автобус остановки
Водитель автобусы
Пассажир билеты
Билет пассажиры
- Прочитайте пары
слов, которые у вас получились.
- К какой части
речи относятся эти слова? (К существительному)
- На какие вопросы
отвечают? (КТО? ЧТО?)
- Чем отличаются
слова в первом столбике от слов во втором столбике? (В 1 столбике слова в
единственном числе, а во втором столбике во множественном числе).
- Прочитайте слова
во множественном числе.
- Какие у них окончания?
(-и, -ы)
- Мы можем сказать,
что существительные во множественном числе отличаются от существительных в
единственном числе окончаниями.
- Молодцы, вы
успешно справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
6.
Практика на примерах.
Слайд 8.
-
Куда мы с вами пришли? (Мы пришли в магазин)
-
Как называется магазин? (Магазин называется «Мираж»)
-
Скажите, а в нашем районе один магазин? (Нет, много)
-
Измените слово «магазин» в форму множественного числа, запишите, подчеркните
окончание.
-
Что нужно для магазина? (Нам нужны деньги)
-
Составьте предложение.
Я взял деньги и пошел в магазин.
-
А что можно купить в этом магазине? (Продукты)
-
Какие продукты вы хотели бы купить в магазине?
Дети
выходят к доске и прикрепляют картинки с продуктами на доску, комментируя:
-
Я хочу купить фрукты.
-
Я хочу купить овощи.
-
Я хочу купить соки.
-
Я хочу купить зеленые яблоки.
-
Молодцы! А теперь, давайте составим предложение с этими словами.
В магазине я купил фрукты, овощи, соки.
-
Подчеркните в этом предложении существительные множественного числа.
-
Молодцы, посмотрите, сколько вы купили продуктов! И теперь мы отправимся
дальше.
Слайд 9.
7.
Гимнастика для глаз. По углам висят окончания –и, -ы, -а, -я.
-
Ребята, я называю окончания, а вы отыскиваете их глазами.
8.
Управляемая практика.
Слайд 10.
-
Ребята, а куда мы теперь пришли? (В аптеку)
-
Как вы думаете, что продают в аптеке? (В аптеке продают лекарства).
-
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Слайд 11.
На
слайде картинки:
Таблетки, капли, бинты, витамины, мази, травы, шприцы.
1 – 2 уровень: - Ребята, я на спине каждому
из вас пишу букву, а вы должны записать названия картинок, оканчивающихся на
эту букву.
3 уровень – по карточкам: вставить
окончания и подчеркнуть.
Проверка:
дети зачитывают слова, которые выписали и выделяют окончания.
-
Какое окончание я написала тебе на спине?
-
Какие слова ты записал?
-
Все справились с заданием, молодцы!
-
Но мы с вами не будем болеть и нам не надо покупать лекарства. А чтобы мы не
болели, сделаем физминутку.
9.
Физминутка.
Если
я называю имена существительные в единственном числе - хлопаете ,во
множественном числе - топаете.
Магазин, аптеки, школа, остановки, автобус, таблетки, продавец, овощи,
хлеб.
10. Самостоятельная практика.
Слайд 12.
-
Как вы думаете что это? ( Это - детский сад)
-
Кто ходит в детские сады? (В детский сад ходят маленькие дети)
-
А что любят дети больше всего? (Дети любят читать сказки). А где пишут сказки?
(Сказки пишут в книгах). А какая у вас книга на столе? ( У нас на столе учебник).
Учебник – это настольная книга ученика. И сейчас мы поработаем по учебнику.
Слайд 13.
Откройте
страницу
3 уровень: с. 110 упр. 177 (2). Вам надо
списать имена существительные и подчеркнуть окончания в существительных
множественного числа.
1 – 2 уровень: с. 109 упр. 176. Вы должны
данные существительные поставить во множественном числе.
- Все выполнили задание? А теперь, давайте проверим как вы выполнили
задание. (Дети зачитывают слова, которые изменили. Называют окончания, которые
подчеркнули).
- Следующее задание, которое вам необходимо выполнить: 1 вас на партах
лежат конверты со слогами, составьте слова.
- Выполнили? А я приготовила для вас еще задание: на доске рассыпанное
предложение. Соберите предложение, запишите в тетрадь и подчеркните главные
члены предложения
-
Молодцы! Вы все справились с заданием и дети с детского сада передали вам сюрпризы
(Kinder сюрприз).
11. Закрепление.
Слайд 14.
Вот
и подходит к концу наша прогулка. Вы все хорошо поработали и нам пора
возвращаться в школу.
Методика № 11. Упражнение «Чертеж»
-
Ребята, обратите внимание, что вы видите на доске? (Это план города Кокшетау).
-
А давайте найдем тот район в котором находится наша школа. И составим мини –
план нашего района (прикрепляют картинку школы).
-
У меня на столе лежат объекты, давайте расставим их.
-
А что вы еще видели? (Дети по очереди выходят и прикрепляют картинки объектов),
комментируя:
-
Мы видели остановки (картинка остановки)
-
Мы видели магазины (картинка магазина)
-
Мы видели аптеки (картинка аптеки)
-
У нас есть детские сады(картинка детского сада)
-
На каждой улице растут деревья. (картинка деревьев). Летом эти деревья
становятся зелеными и красивыми.
-
Посмотрите, какой у нас получился план нашего района. Вам нравится?
12. Итог:
-
Урок подошел к концу, и мы подведем с вами итог урока:
- Как изменяются
имена существительные? (по числам).
Слайд 15.
На слайде прием
«Лови ошибку».
-а, -у, -ы, -и,
-я, -о.
- Какие окончания
имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже? (Имена
существительные во множественном числе имеют -а, -и, -ы, -я)
13. Рефлексия.
- Ребята, вы
сегодня все хорошо поработали, но я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на
уроке.
- На доске висит
«лесенка успеха».
- Оцените
собственные результаты по изученной теме. У вас на партах лежат магниты –
смайлики, возьмите и прикрепите смайлик на ту ступень, по которой вы оценили
свою работу.
Слайд 16.
Домашнее
задание: повторить все правила «Имя существительное».
1 – 2 уровень: С.
111 упр. 179.
3 уровень: с.
110 упр. 177(1).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.