Главная / Другое / Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

Конспект открытого урока

Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум».



Цели урока:

Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

 Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины. 

Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала.

Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей.

Задачи:

изучить структуру потребительской корзины;

изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.

Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью.

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Подготовка к восприятию темы урока.


Учитель приветствует учеников.


Каждому человеку необходим минимальный набор для обеспечения жизнеспособного состояния.


Предлагаю вам определить, что может входить в этот набор, на ваш взгляд.

На столах у вас карточки. Выберите из представленных вариантов, что необходимо каждому человеку для обеспечения жизнедеятельности?









Представьте, пожалуйста, что вы выбрали.

(Если дети выбрали карточки, не входящие в состав потребительской корзины, то необходимо предложить обосновать свой выбор. Ребятам из других групп предложить оспорить представленный вариант).









Дети обсуждают в группах. Выбирают, что бы они включили в потребительскую корзину.












Каждая группа называет.


Обсуждение.









Коммуникативные

(участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные (перерабатывать, выбирать нужную информацию).



Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).


2. Целеполагание, планирование деятельности

Ребята, какой экономический термин можно использовать для обозначения этого набора?


Правильно, «потребительская корзина».

Тема нашего урока – потребительская корзина и прожиточный минимум.

Таким образом, целью нашего урока является изучение понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», а также осознание социальной, практической и личностной значимости.


Изучение темы предполагает разбор теоретических вопросов. Как вы считаете, на какие вопросы нам предстоит найти ответы?


Задачи:

изучить структуру потребительской корзины;

изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.


Теоретическое определение данного понятия звучит следующим образом:

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.


Ответы детей.











Учащиеся записывают дату и тему урока.




Ответы детей.



















Дети записывают понятие в тетрадь.


Личностные

(самоопределение).








Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).


Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

3. Осуществление деятельности по плану

А изучать теоретические вопросы будем на примере потребительской корзины Вологодской области.

Учитель выдает распечатки Закона «О потребительской корзине Вологодской области» от 2001 и 2013 года.


Учитель задает вопросы:


1. Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).


2. Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).


3. Что бы вы отметили из данного Закона, что привлекло ваше внимание?


4. Сравните Законы Вологодской области, принятые в 2001 и 2013 годах? Как изменилась потребительская корзина за 12 лет?


Мы видим, что изменения произошли в количественном составе на 1 человека. Меняется структура потребления продовольственных товаров.

А кто же тогда вносит изменения и на основании чего?


Представление теоретической информации:

В России потребительская корзина определяется федеральным законом один раз в пять лет, при этом в ее разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.

Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.

Что это значит в расчете на одного человека в день?

А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день:

- 300 г. хлеба;

- картошки – 280 г.,

- овощей – 300 г.,

- фруктов свежих – 160 г.,

- сладкого – 60 г.,

- молока и молочных продуктов – 800 г.,

- масла растительного и жиров – 40 г.

- 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо;

- довольствоваться в день 160 г. Мяса;

- употреблять за неделю 350 г. рыбы.


Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.


Понятие «потребительская корзина» тесно связано с понятием «прожиточный минимум».

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.

Для этих целей используется индекс потребительских цен – показатель изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.


Обратите внимание, как менялся прожиточный минимум в РФ и Вологодской области за период 2001-2014.

Дети анализируют Закон «О потребительской корзине Вологодской области» за 2013 год и за 2001 год.



Ответы детей.

Записывают состав потребительской корзины.




Записывают группы населения, для которых рассчитывается потребительская корзина.










Ответы детей.




Ответы детей.


















Дети смотрят на презентацию и слушают учителя.








































































Дети записывают определение «прожиточный минимум» в тетрадь.

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).


Личностные (оценивание усваиваемого содержания).








































Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).


5. Рефлексия

Подведем итоги.

Достигли мы цели? Все ли поставленные задачи мы выполнили?


Выводы:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который составляется раз в 5 лет для 3 основных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, который позволяет минимальную черту бедности.


Учитель называет оценки за работу на уроке. Дает обоснование оценки.

Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Дети отвечают, что они узнали на уроке. Свои выводы.


Дети записывают выводы.









Дети записывают домашнее задание.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).









Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)



Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум».
  • Другое
Описание:

Конспект открытого урока

Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

 

Цели урока:

Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися  и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

 Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины. 

Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала.

Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей.

Задачи:

– изучить структуру потребительской корзины;

– изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

– какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

– определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.

Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью.

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.

Автор Мазилова Александра Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1809
Номер материала 2854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓