Государственное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа № 1 им. Г.М. Шубникова
Конспект открытого урока
по технологии (техническому труду)
в 5 классе на тему:
«Простейший ремонт электротехнической арматуры».
Провел учитель трудового обучения
и черчения Краснослабодцевой З.С.
Байконур, 2013
6 мая 2013
года.
5 а класс.
Тема: «Простейший ремонт электротехнической
арматуры и проводов бытовых электроприборов».
Цели урока:
Образовательные
цели урока:
- знать устройство
и назначение электромонтажного инструмента, электроарматуры, правила электробезопасности,
значение электроэнергии в жизни и труде человека.
Развивающие
цели урока:
- уметь оконцовывать и изолировать провода ,соединяя
их с электроарматурой, соблюдая правила безопасности,
- уметь выполнять
работу по образцу, пользуясь операционной картой,
- развивать
познавательный интерес.
Воспитательные
цели урока:
- воспитывать стремление экономить
электроэнергию, аккуратность при работе с материалом, бережное отношение к
оборудованию и инструментам.
Тип урока: комбинированный.
Объект труда:
- отрезки
изолированных проводов,
-
электроарматура: ламповые патроны, розетки, выключатели, вилки...
Оснащение: слайды, подкладные доски, провода, учебная таблица
по безопасности работы , операционная карта «Соединение проводов», «оконцевание
проводов», «Монтаж электроарматуры».
Инструменты: молоток, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки,
отвертки, линейка, карандаш, провода.
Методические
приемы:
- разгадывание
ребуса,
- фронтальный
опрос,
- иллюстрированный
рассказ,
- «Подбери
необходимый условный знак» - игра,
- просмотр
слайдов,
- «Убери ненужный
инструмент» - игра,
- игра «Ход конем»,
- работа с
тетрадью,
- загадка,
- практическая
работа с использованием операционной карты,
- групповая
работа,
- индивидуальная
помощь в процессе работы.
Ход урока:
1.
Организацоинный
момент:
1.1.
проверка готовности
учащихся к уроку.
1.2.
Для определения темы
урока, обучающимся предлагается разгадать ребусы. Тема урока записана на
слайде.
1.3. определение темы, цели и задачи урока:
- Какие работы мы
будем с вами выполнять? – электротехнические. (Если затрудняются ответить -
выяснить, что работали с древесиной, металлом, а теперь будем работать с
электроприборами).
- Чтоб начать
работу, что вы должны знать? – ПТБ
- В мастерской
инструменты старые. Работа должна получиться красивой, что нужно для этого? –
бережно и аккуратно выполнять работу.
2. Повторение
пройденного материала:
2.1 фронтальный
опрос:
- На прошлом
уроке мы с вами уже изучили элементы электрической цепи.
- назовите
источники тока (генератор, батарейка, гальванический элемент, аккумулятор),
- назовите потребители
электроэнергии (приемник, лампочка, телевизор, утюг... бытовые электроприборы),
- назовите
проводники (материалы, которые проводят электроэнергию, металлы, вода, человек
и т.д.),
- назовите
изоляторы (материалы, непроводящие электрический ток – резина, пластмасса,
древесина).
Опрос
сопровождается показом иллюстраций или образцов.
2.2 повторение условных
обозначений и способов соединения потребителей электроэнергии (схемы) по
карточкам.
3. Объяснение
новой темы:
Запишите в тетради
тему урока – «Простейший ремонт электротехнической арматуры и проводов бытовых
электроприборов».
3.1 Беседа
с обучающимися о значении электроэнергии в хозяйстве, жизни, труде, быту
человека.
Вопросы:
Может ли
современный человек прожить без электричества и почему?
Откуда к нам в
дома поступает ток?
А как он попадает
в наши квартиры, классы и т.д.? (с электростанций по проводам).
3.2. Беседа об
электростанциях, пользуясь учебной таблицей.
Электрическая
энергия вырабатывается на электростанциях.
Какие вы знаете
электростанции? АЭС, ТЭЦ, ГЭС (записать в тетрадь). Чтобы получить
электроэнергию применяется энергия воды, атомов, пара. Они нужны для того,
чтобы привести в движение огромные турбины, которые вырабатывают ток.
Первые станции
были ветровыми, где турбины вращались с помощью ветра. Но, тогда они в безветренную
погоду стояли на месте, а сейчас у нас современное оборудование ТЭЦ, ГЭС, АЭС.
Вы верно
заметили, что от электростанций к нам ток поступает по проводам.
- А из какого
материала изготавливают провода?
(проволоки)
- А почему
проволока не из стали, а из меди или алюминия?
Надо, чтобы
металл был мягким, и хорошо проводил электрический ток.
- А зачем на
проводах в помещениях изоляция?
Для того, чтобы
определить в роли кого, мы сегодня будем, предлагаю отгадать загадку:
Он монтирует,
паяет,
Провода
соединяет,
Он работает на
страх,
Свет зато во
всех домах. (электрик,
электромонтер) записать в тетрадь.
Основным инструментами
электрика являются электромонтажные. Какие из них электромонтажные? (на столе)
«Уберите лишний инструмент» - игра.
Подобрать
слесарный инструмент для работы. Класс контролирует.
Назовите их.
Проверим (по слайду).
Названия новых
инструментов записать в тетрадь: плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, монтерский
нож, монтажная отвертка, изолента, иногда применяется молоток.
Приспособление – оправка.
При работе с
данными инструментами необходимо соблюдать определенные правила.
Как класть инструмент?
Подать? Показать.
Класть ручками к
себе. Подавать ручкой от себя. Пользоваться аккуратно, чтобы не защемить
пальцы.
В правой руке
молоток. Какие удары будем наносить? (кистевые). Показать.
4. Физминутка. Повторяя эти правила, мы с вами начали физминутку.
Давайте прервемся и выполним небольшую разминку. Отложите инструменты и
встаньте возле своих мест.
1. для глаз:
посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, вращение
глазами по часовой, потом против часовой стрелки;
2. для шеи:
наклоны головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну, потом в
другую сторону;
3. оглянуться –
посмотреть нет ли кого за спиной – улыбнуться;
4. для плечевого
пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
5. для кистей рук:
круговые движения руками, сгибание и разгибание пальцев в кулак;
6. для мышц спины:
проверь расстояние между работающими - потягивание с наклоном туловища назад и
вперед;
7. для мышц ног:
приседание.
А теперь продолжим
урок.
5. Закрепление.
Скажите, а какую
работу выполняет электрик?
Он занимается
ремонтом электрических приборов, соединяет провода.
(если позволяет
время) предложить игру «Ход конем»- отгадаем предметы, с которыми работает
электрик.
Сложные приборы
чинить в 5 классе еще рано, а вот соединить провода, подключить розетку, вилку,
выключатель можно.
6. Вводный
инструктаж.
Проследить порядок
работы по операционным картам на слайдах, дополнительно карты лежат на партах.
С комментарием
учителя.
Мы будем соединять
розетки, вилки, выключатели, ламповые патроны.
Работу будем
выполнять группами, т.к. оборудования не хватает.
Рассмотрим операционную
карту: на слайдах.
Если остается
время вспомним правила ТБ с ножом, последовательно с отверткой и др.
инструментами.
7. Подведение итогов 1 урока.
Требования, которые необходимо соблюдать при
выполнении работы: аккуратность, соблюдение правил ТБ, терпение,
правильность рабочей позы, взаимопомощь, дисциплина, самоконтроль,
саморегуляция.
Выставление
оценок.
Расписаться в
журнале по ТБ.
2-й урок.
8. Практическая
работа. Ремонт
электроарматуры. Соединение проводов.
Вводный
инструктаж. (На доске требования, которые необходимо
соблюдать при выполнении работы: аккуратность, соблюдение правил ТБ,
терпение, правильность рабочей позы, взаимопомощь, дисциплина, самоконтроль,
саморегуляция).
Проверьте все ли
необходимое для практической работы подготовлено. Возьмите инструкционную карту
и проследите, в каком порядке нужно выполнять работу.
работа
учащихся: Ремонт
электроарматуры. Соединение проводов по карте.
текущий
инструктаж: в процессе
работы оказывать необходимую помощь учащимся, указывая на их ошибки.
9. Физминутка. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте
прервемся и выполним небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле
своих мест.
1. для глаз:
посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, вращение
глазами по часовой, потом против часовой стрелки;
2. для шеи:
наклоны головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну, потом в
другую сторону;
3. для плечевого
пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
4. для кистей рук:
круговые движения руками, сгибание и разгибание пальцев в кулак;
5. для мышц спины:
потягивание с наклоном туловища назад и вперед;
6. для мышц ног:
приседание.
заключительный
инструктаж: проверить работы учащихся, указав на их
ошибки, определить трудности.
10. Подведение
итогов урока, проверка
выполнения практической работы, выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.