Урок русского языка в 4 г классе по теме:
«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Автор УМК: Р.Н.Бунеев
Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен
существительных».
Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Цель урока: Создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические
признаки существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя, проговаривать последовательность
действий на уроке, планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки, высказывать свое предположение (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
слушать и понимать речь других, использовать средства
языка и речи для получения и передачи информации,
участвовать в продуктивном диалоге (Коммуникативные
УУД).
Уметь самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и
делать выводы на основе ее анализа, сжимать информацию до плана и ключевых
слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Основные понятия: имя существительное, род, число, одушевленные имена существительные, имена существительные собственные и нарицательные, синтаксическая функция существительных.
Этап урока. Цель этапа.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируе-
мые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
2.Актуализа-
ция знаний.
Цель: Организовать актуализацию знаний об имени существительном, признаках имен существительных.
3.Постановка темы и цели урока.
Цель:
организовать постановку цели урока, определить средства достижения.
4.Обощение и систематиза-
ция изученного материала.
Цель:
организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на повторение и закрепление изученного;
организовать самопроверку по эталону;
организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
5.Рефлексия.
Итог урока, оценка деятельности.
Цель:
- зафиксиро-вать содержание урока;
организовать
рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
6.Домашнее задание.
.
-Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (устойчивые сочетания слов).
-Дайте толкование фразеологизмам: «чувство локтя»,
«ушки на макушке»,
«стоять горой».
-Вывод:
-Ребята, как вы думаете, из чего состоит речь?
-Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева.
- О чём это стихотворение?
- На какие группы вы могли бы разделить слова русского языка?
- Как вы думаете, какая группа самая многочисленная?
- Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
- Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и сравнить ваши предположения с тем, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен:
- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?
_ А какое определение имени существительному дадите вы?
- Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя:
лица,
- погодные явления,
- ощущения и чувства,
- состояния,
- отношения,
- вещества
- Ребята, а все ли мы знаем о имени существительном . давайте проверим.
-Перед вами группа слов, найдите лишнее, назовите признак:
- инженер, агроном, учитель, класс;
- книги, ручки, карандаши, линейка;
- небо, солнце, туча, облако.
- Россия, Дон, страна, Москва;
( на доске в виде схемы перевернутые листочки , сверху имя сущ-е , дальше по стрелкам 1) одушев.-неодуш-е: 2) число: 3) род:
4) имя собств-е , нарицательное: отдельно от них 2 листа с надписями постоянные и непостянные
Как вы думаете на какие две группы можно разделить эти признаки? Мы не знаем Значит какая у нас на уроке цель? Узнать на какие 2 группы делятся имена существительные.
Итак ,(возвращаемся к таблице) повторяем какие имена сущ.одуш , какие неодуш.
1 . У вас на столах лежат зеленые карточки ; прочитайте текст
и карандашиком выделите имена существительные ( 2 ученика выполняют за доской) затем поменяться тетрадями проверить тех кто работал у доски , посмотрите , ребята , можем ли мы слово избушка поставить в другой столбик , а почему нет , правильно она не живая. Какой можем сделать вывод о одушевл и неодуш. Им сущ какой они имеют признак ? Постоянный ( открываю табличку) и из схемы забираю табличку пд постоянные признаки , а дети пишут у себя.
:
Какой у нас следующий признак?
2.Число имени существительного
- Как определить в каком числе стоит имя существительное?
Со слада
Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.
Проверка- взаимопроверка
Какой делаем вывод? Могу ли я поставить эти слова в постоянный признак? Нет , так куда я его занесу?(открываю следующую табличку с непостоянными признаками и ставлю под неё табличку – число , а дети у себя в табличку пишут
Какой след. признак?
3.Род имени существительного.
- Сколько родов вы знаете?
- Как определить род имени существительного?
- На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими словами запишите антонимы и определите их род.
-Как вы думаете род это постоянный или непостоянный признак ? Правильно. Запишем в таблицу
Какой следующий признак имени сущ.?
Слайд
4.Имена собственные и нарицательные.
Работа по карточкам.
-Образуйте от слов клички животных. (работают со слайда)
Проверка
вывод
- Как вы считаете, является ли постоянным данный признак имени существительного? Да, это постоянный признак, запишем в табличку.
Итак , Какую цель мы с вами поставили в начале урока? Выяснить на какие 2 группы делятся признаки имен существительных. Достигли мы цели? Повторить
Вывод: Чему мы сегодня научились на уроке?
.
Стр.86 упр .103
- чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах;
- внимательно слушать;
- всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.
На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение.
Записывают дату.
Высказывают предположения.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- О словах.
Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.
- Имя существительное.
Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку.
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта!!!
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
- Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. Слайд (после ответов детей)
Фронтальная работа.
- одушевленный-неодушевл.;
- число;
- род.
- имя собственное или нарицательное;
- Нет.
- Повторение и обобщение знаний об имени существительном.
Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
- Распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
- Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в ед. числе, если несколько – во множественном.
Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат.
Проверка по эталону.
Непостоянные признаки
Одушевленность-неодушевленность
Число
- Чтобы определить род имени существительного надо заменить имя существительное одним из местоимений (он, она, оно).
Работа у доски (1 ученик).
Грусть-радость (ж.р.)
Зло-добро (ср.р.)
Трусость-героизм (м.р.),смелость (ж.р.)
Безделье-трудолюбие (ср.р.)
Ненависть-любовь (ж.р.)
Глупость-ум (м.р.)
Жадность-щедрость (ж.р.)
Ложь-правда (ж.р.)
Грубость-нежность (ж.р.)
Равнодушие-сострадание (ср.р.)
- Нет.
Непостоянные признаки
Одушевленность-неодушевленность
Число
Род
Существительное собственное — это индивидуальное название
предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных.
Существительное нарицательное — это обобщённое название
однородных предметов, живых существ.
друг –Дружок
шар – Шарик
мурлыкать – Мурка
белая – Белянка
пёстрая – Пеструшка
рыжий – Рыжик
черная - Чернушка
умный - Умка
Проверка по эталону
Непостоянные признаки
Одушевленность – неодушевленность
Число
Имя собственное – имя нарицательное
род
.
Непостоянные признаки
Одушевленность-неодушевленность
Число
Имя собственное-имя нарицательна
Род
Постоянными признаками имени существительного являются: род, одушевленность, принадлежность к именам собственным или нарицательным.
- Повторить и обобщить знания об имени существительном, распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
Находить постоянные и непостоянные признаки имен существительных
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-ные УУД).
Уметь анализиро-
вать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД).
Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).
Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)
Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД).
Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.