Главная / Начальные классы / Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

hello_html_m3e331b8f.gifУрок русского языка в 4 г классе по теме:

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Р.Н.Бунеев

Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен

существительных».

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Цель урока: Создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: Уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические

признаки существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с

помощью учителя, проговаривать последовательность

действий на уроке, планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки, высказывать свое предположение (Регулятивные

УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

слушать и понимать речь других, использовать средства

языка и речи для получения и передачи информации,

участвовать в продуктивном диалоге (Коммуникативные

УУД).

Уметь самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и

делать выводы на основе ее анализа, сжимать информацию до плана и ключевых

слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.


Основные понятия: имя существительное, род, число, одушевленные имена существительные, имена существительные собственные и нарицательные, синтаксическая функция существительных.











Этап урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируе-

мые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

актуализиро-вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.





2.Актуализа-

ция знаний.

Цель: Организовать актуализацию знаний об имени существительном, признаках имен существительных.









































































































































































3.Постановка темы и цели урока.

Цель:

организовать постановку цели урока, определить средства достижения.













4.Обощение и систематиза-

ция изученного материала.



Цель:

организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на повторение и закрепление изученного;

организовать самопроверку по эталону;

организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.











































































































































































































































5.Рефлексия.

Итог урока, оценка деятельности.

Цель:

- зафиксиро-вать содержание урока;

организовать

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.









6.Домашнее задание.







































































































































.


-Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила работы на уроке помогут нам ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (устойчивые сочетания слов).

-Дайте толкование фразеологизмам: «чувство локтя»,





«ушки на макушке»,

«стоять горой».





-Вывод:



















-Ребята, как вы думаете, из чего состоит речь?



-Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева.





















- О чём это стихотворение?





- На какие группы вы могли бы разделить слова русского языка?









- Как вы думаете, какая группа самая многочисленная?

- Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.



- Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и сравнить ваши предположения с тем, как определял имя существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен:



















































- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?

_ А какое определение имени существительному дадите вы?









- Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя:
лица,

- погодные явления,

- ощущения и чувства,

- состояния,

- отношения,

- вещества







- Ребята, а все ли мы знаем о имени существительном . давайте проверим.



-Перед вами группа слов, найдите лишнее, назовите признак:

- инженер, агроном, учитель, класс;

- книги, ручки, карандаши, линейка;

- небо, солнце, туча, облако.

- Россия, Дон, страна, Москва;



( на доске в виде схемы перевернутые листочки , сверху имя сущ-е , дальше по стрелкам 1) одушев.-неодуш-е: 2) число: 3) род:

4) имя собств-е , нарицательное: отдельно от них 2 листа с надписями постоянные и непостянные

Как вы думаете на какие две группы можно разделить эти признаки? Мы не знаем Значит какая у нас на уроке цель? Узнать на какие 2 группы делятся имена существительные.

Итак ,(возвращаемся к таблице) повторяем какие имена сущ.одуш , какие неодуш.

1 . У вас на столах лежат зеленые карточки ; прочитайте текст

и карандашиком выделите имена существительные ( 2 ученика выполняют за доской) затем поменяться тетрадями проверить тех кто работал у доски , посмотрите , ребята , можем ли мы слово избушка поставить в другой столбик , а почему нет , правильно она не живая. Какой можем сделать вывод о одушевл и неодуш. Им сущ какой они имеют признак ? Постоянный ( открываю табличку) и из схемы забираю табличку пд постоянные признаки , а дети пишут у себя.

















:





Какой у нас следующий признак?





2.Число имени существительного

- Как определить в каком числе стоит имя существительное?





Со слада

Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.



Проверка- взаимопроверка

Какой делаем вывод? Могу ли я поставить эти слова в постоянный признак? Нет , так куда я его занесу?(открываю следующую табличку с непостоянными признаками и ставлю под неё табличку – число , а дети у себя в табличку пишут





 



Какой след. признак?





3.Род имени существительного.

- Сколько родов вы знаете?

- Как определить род имени существительного?





- На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими словами запишите антонимы и определите их род.





















-Как вы думаете род это постоянный или непостоянный признак ? Правильно. Запишем в таблицу





Какой следующий признак имени сущ.?



Слайд

4.Имена собственные и нарицательные.



Работа по карточкам.

-Образуйте от слов клички животных. (работают со слайда)

Проверка

вывод
































- Как вы считаете, является ли постоянным данный признак имени существительного? Да, это постоянный признак, запишем в табличку.

Итак , Какую цель мы с вами поставили в начале урока? Выяснить на какие 2 группы делятся признаки имен существительных. Достигли мы цели? Повторить

































Вывод: Чему мы сегодня научились на уроке?





.



















Стр.86 упр .103




















































































- чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах;

- внимательно слушать;

- всеми средствами защищать, отстаивать кого-либо, что-либо.

На уроке внимательно слушаем, помогаем друг другу, сотрудничаем, отстаиваем собственное мнение.



Записывают дату.







Высказывают предположения.





Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.







- О словах.















Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.



- Имя существительное.































Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку.

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта!!!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.









- Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. Слайд (после ответов детей)







Фронтальная работа.



- одушевленный-неодушевл.;

- число;

- род.

- имя собственное или нарицательное;





- Нет.











- Повторение и обобщение знаний об имени существительном.







Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?  Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? 











- Распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность - неодушевленность












- Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в ед. числе, если несколько – во множественном.

Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат.

Проверка по эталону.







Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число











- Чтобы определить род имени существительного надо заменить имя существительное одним из местоимений (он, она, оно).



Работа у доски (1 ученик).

Грусть-радость (ж.р.)

Зло-добро (ср.р.)

Трусость-героизм (м.р.),смелость (ж.р.)

Безделье-трудолюбие (ср.р.)

Ненависть-любовь (ж.р.)

Глупость-ум (м.р.)

Жадность-щедрость (ж.р.)

Ложь-правда (ж.р.)

Грубость-нежность (ж.р.)

Равнодушие-сострадание (ср.р.)







- Нет.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число



Род








 Существительное собственное — это индивидуальное название  
предмета, живого существа, которое отличает его от других подобных.  

Существительное нарицательное — это обобщённое название  
однородных предметов, живых существ.

друг –Дружок

шар – Шарик

мурлыкать – Мурка

белая – Белянка

пёстрая – Пеструшка

рыжий – Рыжик

черная - Чернушка

умный - Умка

Проверка по эталону

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность – неодушевленность

Число

Имя собственное – имя нарицательное


род






.



Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Одушевленность-неодушевленность

Число

Имя собственное-имя нарицательна

Род




Постоянными признаками имени существительного являются: род, одушевленность, принадлежность к именам собственным или нарицательным.





- Повторить и обобщить знания об имени существительном, распознать постоянные и непостоянные признаки имен существительных.



























Находить постоянные и непостоянные признаки имен существительных



































Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникатив-ные УУД).

























































Уметь анализиро-

вать объекты с целью выделения признаков (познавательные УУД).



































































































































Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализировать истинность утверждений с опорой на изученное правило (познавательные УУД).



Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

























Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).























































Уметь выполнять работу по предложенному плану (регулятивные УУД).

Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)





















































































































Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (регулятивные УУД)















Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (регулятивные УУД).









Освоение личностного смысла учения (личностные УУД)






















































































































Конспект открытого урока по русскому языку на тему"Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
  • Начальные классы
Описание:

  Конспект открытого урока по русскому языку п теме существительны"Постянные и непостоянные признаки имен существительных  " для 4 класса.  В начале урока вспоминаем с детьми , что мы знаем о именах существительных, определяем их признаки и, ставим цель новго открытия.Рассматриваем примеры и соотносим признаки в тадлицу с постоянными и непостоянными признаками имен существительных. Каждый признак разбираем по отдельности . Дети работают и у дски, и тетрадях , и устно.Затем подводим итог урока .

Автор Никифорова Монира Боргановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 897
Номер материала 3688
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓