ФГКОУ
СОШ №2
Конспект
открытого урока по русскому языку
для
3 класса
Тема:
Род имен прилагательных.
Учитель начальных классов
Гульченко Елена Юрьвна
Тема:
Род имен прилагательных.
Цели:
обучающие
1. Развивать
умения распознавать имена прилагательные в тексте.
2. Устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
3. Расширять
словарный запас детей;
развивающие
1. Развивать
внимание и логическое мышление;
2. Продолжать
учить работать в группах.
воспитательные
1. Воспитывать
чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе.
2. Оборудование:
карточки для работы в группах, компьютер, проектор,
картинки островов с.р., м.р., ж.р., презентация.
Ход
урока
1. Организационный
момент
2. Сообщение
темы и целей урока.
На доске написаны
ключевые слова: прилагательное, род, имя..
Учитель:
- Попробуйте определить
тему сегодняшнего урока по ключевым словам, которые написаны на доске.(Род имен
прилагательных).
Как вы думаете, есть ли
у имен прилагательных род? (ответы детей)
Чтобы точно узнать ответ
на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие на корабле.
3. Словарная
работа
Учитель:
Но сначала
познакомимся со словом КОРАБЛЬ поближе.
Что такое корабль?
(ответы детей). Давайте прочтем, как об этом слове написано в толковом словаре.
(Слайд 2) Дети
читают выписку из толкового словаря Ожегова написанную на экране.
Назовите опасные места в
этом слове. Придумайте предложение со словом КОРАБЛЬ (работа в тетрадях).
4. Письмо
по памяти.
Учитель предлагает детям
послушать словосочетания со словарными словами, при этом прилагательные из этих
словосочетаний написаны на доске, а существительные произносятся вслух.
Большой корабль
Попутный ветер
Отважный капитан
Красное море
После чтения
словосочетаний дети записывают только существительные по памяти. Затем дети
меняются тетрадями и проверяют выполненную работу, объясняя написание словарных
слов.
Учитель:
Что общего в этих словах?
Какое слово из тех, что
вы записали на ваш взгляд лишнее? Почему?(ответы детей могут быть разными,
учитель направляет учеников на слово море)
Как вы думаете куда
сегодня мы с вами отправимся? Мы поплывем с вами на Красное море, (связь с
красным днем).
Существует ли на самом
деле Красное море?(ответы детей)
5. Актуализация
знаний. Работа в группах
Класс делится на три группы.
Каждой группе дается текст для чтения с пометками «Три версии происхождения
Красного моря». Для экономии времени каждой группе для чтения дается одна
версия происхождения названия, общая информация о море всем трем командам.
Для работы с
текстом командам дается 7 минут. После чтения проводится обобщающая беседа,
рассматривается карта моря.
(Слайд 3)Карта Красного моря
- Как вы думаете, почему
его так назвали? (ответы детей)
6. Работа
по теме урока.
Учитель:
Физкультминутка
Отправляемся в путь. Возьмитесь
за штурвал. Лево руля, право руля… (импровизация учителя).
Вот мы с вами и у
Красного моря. И первое что показалось в дали это: солнце, скала и коралл. Но
мы не можем с вами увидеть всю красоту этого пейзажа, потому , что
прилагательные и существительные так запутались, что не могут найти себе пару.
Помогите им.
Дети работают в группах
(3 группы). Каждой группе раздаются карточки со словосочетаниями, и они
определяют окончание прилагательного в словосочетании. Затем группа объясняет,
почему именно такое окончание они поставили.
Учитель:
Почему именно такие
окончания вы написали у имен прилагательных?
От чего это зависит? (от
рода имени сущ.)
Что изменялось в
прилагательном, когда оно присоединялось к существительному: коралл, солнце и
скала? (окончание)
7. Наблюдение
за окончаниями прилагательных м. р. , ж. р., с. р.
Учитель:
Запишите получившиеся
словосочетания в тетрадях, обозначьте род имен существительных, выделите
окончания у прилагательных.
Ответьте на вопрос:
существует ли род у имен прилагательных?
Сделайте вывод.
От чего зависит род прилагательных? Какие окончания бывают у прилагательных
м.р., ж.р.. с.р.?
Дети обобщают сказанное и
формулируют правило своими словами.
8. Закрепление
изученного материала.
Учитель:
Плывем дальше. И сейчас
мы приближаемся к островам Красного моря. У вас на столах лежат карточки со
словосочетаниями, если вы правильно определите род имен существительных и
прилагательных и поместите эти словосочетания на острова С.р., М.р., и Ж.р, то
вы познакомитесь с обитателями и тайнами Красного моря.
Карточки на столах:
Чернопятнистый сладкогуб
Императорский ангел
Гигантская мурена
Радужная вариола
Морское чудовище
Морское сокровище
Дети работают в
группах, определяют род прилагательных. Затем словосочетания вывешиваются к
нужному острову.
По ходу проверки
выполненной работы, показывается презентация в слайдах «Обитатели и тайны
Красного моря». За правильный ответ показывается слайд рыбы и ее краткое
описание.
Учитель:
Вот и подошло наше
путешествие к концу. Возьмитесь за штурвал. Лево руля, право руля…
Вот мы и дома.
9. Итог
урока.
- Молодцы. Вы сегодня
хорошо поработали.
- О чем вы узнали из
нашего путешествия?
- Что понравилось больше
всего?
- Оцените свою работу и
работу своей группы с помощью сигнальных карточек.
- Кто сегодня поставил бы
себе 4 или 5 поднимите зеленую карточку. Кто считает, что не достаточно сегодня
работал, то красную. (Так же оценивается работа групп. Оценки можно
прокомментировать).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.