Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема урока «Письмо с фронта»
(эпистолярный жанр).
Учителя русского языка и литературы Яценко Д.В.
Таганрог 2011
Цели:
1. Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности, расширить исторические знания детей, показать значение переписки в жизни человека в годы Великой Отечественной войны;
2. Познакомить с алгоритмом написания писем.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим,; чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа , чувства сострадания и доброты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодняшний урок необычный, мы с вами будем учиться писать письма. Но для этого нужно не только хорошо знать факты о ВОВ, но и суметь представить себя тем солдатом на поле боя, который рьяно защищал русскую землю от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому тема нашего урока «Письмо с фронта».
3. Вводная беседа.
Мы не слышали залпы орудий,
Не вдыхали кровавую пыль,
Только сердце всегда будет помнить,
Подвиг тех, кто врага победил.
С каждым годом время все дальше и дальше отделяет нас от тех дней, когда наш народ героически сражался за Родину. Сегодня каждый уголок земли хранит тайны военных событий, покоит имена погибших. О цене этой победы говорить не приходится. Тысячи жизней, тысячи судеб искалечила война. Вечная память – это то немногое, что мы можем сохранить, отдавая дань событиям того времени.
Мы помним и гордимся,
Скорбим и горько плачем,
По тем, кто так отважно
Давал отпор врагу.
В неоплатном долгу мы остаемся перед героями Великой Отечественной Войны. То, что видели они воочию, навсегда зарыто в земной шар. Суровые будни того времени, как кадры кинофильма, мы можем увидеть в глазах ветеранов, которые ещё живы. (Просмотр видеоролика о войне, слайд 2).
4. Работа по теме урока.
Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
Лексико-орфографическая работа
Но что обозначает слово эпистола, каково значение слова письмо? Имеет 4 значения, какое из них мы выберем? (3)
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Письмо –
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
Справка. (Слайд 3).
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола –послание, письмо)- это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Возник во времена античности. Историкам литературы известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии. По определению Аристотеля, эпистолярная форма “позволяет автору оставаться самим собой”.
Мы уже писали письмо другу, родным, письмо ветерану. Это личные письма. К какому стилю речи мы отнесем личное письмо другу? /разговорный стиль/
- Назовите приметы разговорного стиля речи.
/употребление просторечья, упрощенные формы, неполные предложения,
уменьшительно – ласкательные суффиксы,
Сегодня мы рассмотрим на уроке письма с фронта. На фронте, там, где ведутся боевые действия, опасно, страшно. И конечно, бойцам хочется поделиться своими переживаниями с близкими людьми: они пишут письма родным, близким людям. (Просмотр видеофрагментов писем, слайды 4-6).
5. Устная работа над репродукцией картины. (Слайд 7)
- Рассмотрим репродукцию картины художника Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта». Обратите внимание, она называется так же, как тема нашего урока. Когда происходят действия, изображенные на картине? Можете ли вы точно дать название войны? Какие детали указываю на это?
/Это годы Великой Отечественной войны /1941 – 1945/.
Пилотка со звездочкой, ордена, военная гимнастерка на раненом солдате
времен Великой Отечественной войны. Мальчик с красным галстуком./
- 66 лет назад закончилась страшная Великая Отечественная война, но память об этих трагических событиях никогда не сотрется в памяти народа, сохранится в книгах, картинах, документах, письмах…
- Как вы думаете, какое письмо получили герои, изображенные на картине? Грустное или радостное? Почему вы так решили?
/Все герои картины веселы, их позы свободны, не напряжены,
солнечные блики – все это говорит о том, что письмо принесло
радостную весть. Отец, или муж, или сын здоров/
6. Знакомство с письмом-завещанием и письмом-воспоминанием.
Письма войны – это «микроистория» человека, народа, страны. Это – уникальный, ни на что не похожий вид исторического документа. Письма родным, семейная и частная хроника, письма-воспоминания, письма-исповеди, письма-завещания… С таким письмом-завещанием мы сейчас с вами познакомимся.
– После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года. (Слайд 8).
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню... А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья", – сказал он. Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина... Мое сердце верит: письмо дойдет.
– Что вы узнали о времени написания письма?
– Какие исторические моменты обращают на себя внимание?
– Что рассказывает письмо о Кате?
– Что завещает девочка отцу?
7.Алгоритм написания письма. (Слайд 9).
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
– Писать письма – это своего рода искусство, которое требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами голая фраза. Поэтому надо быть очень осторожными при выборе слов, ведь они могут не только сделать человека счастливым, но и сильно ранить. Вот несколько основных правил, которые следует соблюдать при написании письма:
8.Правила написания писем.
1.Письмо пишут только на хорошей бумаге.
2.Письмо лучше писать от руки.
3.Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки.
4.Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения.
5.Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме.
6.Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей.
7.Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
8.Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
9.Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
10.Письмо должно быть написано грамотно
11.Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни
12.Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
13.Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
14.Письмо перед отправлением следует перечитать.
9.Проверочная работа «Оформление письма»
Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете его. Пишите только ответ под цифрами.
1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?)
/Аккуратным и разборчивым/
2. В правом верхнем углу мы ставим … /дату/
3. На середине строки пишем слова приветствия. (Какие?) Чем больше, тем лучше. /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./
4. К словам приветствия добавляем … /обращение или имя отчество/
5. Напишите определения (прилагательные) к этим словам. Чем больше, тем лучше. /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/
6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся …. /с большой буквы/
7. Какая часть письма является самой большой? /Содержание письма/
8. О чем пишут в заключении письма? /Пожелание здоровья, вежливая просьба ответить на письмо/
9. В конце письма нужно поставить … /подпись/
10. Каким образом мы оформляем эти слова на бумаге? /В правом нижнем углу/
10. Домашнее задание: написать письмо своим близким, представив, что вы участник ВОВ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.