Главная / Математика / Конспект открытого урока по математике на тему "Уравнение" (5 класс)

Конспект открытого урока по математике на тему "Уравнение" (5 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «УРАВНЕНИЕ»

ФИО

Комиссарова Наталья Алексеевна

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение Охотничьевская средняя общеобразовательная школа Ульяновского района Ульяновской области

Должность

Учитель математики первой категории

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Уравнение, первый урок (45 минут)

Базовый учебник

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 31-издание, стереотипное. – Москва, Мнемозина,2013.- 280 с.

  1. Цель урока: формировать представления об уравнении, корне уравнения, решении уравнений; организовать деятельность, направленную на выполнение учебных заданий, связанных с решением уравнений вида: х + а = b, x – a = b, a – x = b и приводимых к ним; создать условия для расширения знаний математических понятий и формирования новых знаний.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий (сложения и вычитания);

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.


  1. Тип урока: урок изучения нового материала.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах.

  3. Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями, листы контроля и бланки ответов.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент


Перед объяснением нового материала учащимся Лист контроля.


Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.

2


Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.


Вступительное слово учителя.

Устный счет.




Повторение пройденного на прошлых уроках.


Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.


4

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

3

Изучение нового материала.

  1. Видеоурок

http:/videouroki.net

Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР (видеоурок).

В тетради записывают правила и алгоритм решения уравнений на примерах ЭОР (сложение и вычитание).

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

4

Первичное закрепление.

1.Устная работа.


2.Выполнение заданий.




презентация

Комментирует, направляет работу учащихся.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Решают примеры устного счета.

Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №372(а,в,г).

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

5

Физминутка.

презентация




2




6

Проверочная работа.


Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

Учащиеся выполняют задания 1-4 из карточек с индивидуальными заданиями.

Делают записи в тетрадь. Заполняют лист контроля.

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Учащиеся выполняют взаимную проверку записей в тетради.

2

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Саморегуляция, коррекция полученного результата.

Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

7

Контроль полученных знаний.

Тест.


Учитель в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся.


Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста. Результаты работы фиксируются в листе контроля.

Учащиеся проверяют результаты.

3

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция.


8

Подведение итогов урока.


Вместе с учениками формулирует основные тезисы параграфа.

Участвуют в беседе с учителем.

2

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.

9

Домашнее задание.


Задает дозированное домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

2








План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Новый материал.

4. Первичное закрепление нового материала.

5. Физминутка.

6. Проверочная работа.

7. Тест.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

И поймешь всё обязательно.

Посмотрите все ль в порядке:

книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

начинается урок!

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

1) проверка подготовки учащихся к уроку (наличие на рабочем столе тетради, дневника, учебника, чертёжных принадлежностей)

2) проверка наличия учащихся на уроке (отчёт дежурных)

2. Актуализация опорных знаний.

1) Устный счёт (на арифметические действия).
2) Повторение теории.
- Как называются компоненты при сложении?

- Как называются компоненты при вычитании?

- Какие свойства сложения и вычитания вы знаете?

3. Новый материал.

На предыдущих уроках мы с вами изучали числовые и буквенные выражения. Запись свойств сложения и вычитания с помощью букв.



Работа в тетрадях - записать число, Классная работа, тему урока.

Тема нашего урока «Уравнение». На этом уроке мы узнаем такие понятия как уравнение, корень уравнения. А также научимся  решать уравнения.



видеоурок "Уравнение"

В математике принято и очень удобно обозначать неизвестное число буквой, затем составлять равенство и решать это равенство. Рассмотрим задачу: Лере задали прочитать рассказ. Она прочитала этот рассказ за два дня. В первый день Лера прочитала  40 страниц. Сколько страниц прочитала Лера за второй день, если известно, что весь рассказ состоял из 65 страниц?

Решение: Для наглядности внесем известные нам данные в таблицу. Мы знаем, что за первый день Лера прочитала 40 страниц, и знаем, что всего 65 страниц в рассказе. Обозначим буквой х неизвестное количество страниц, которые Лера прочитала за второй день. Составим равенство по известным нам данным. Мы к страницам, прочитанным за первый день (40), прибавим количество прочитанных страниц за второй день (х), и это будет равно количеству всех страниц в рассказе (65). Получили равенство: 40 + х = 65. Нам надо найти такое значение х, при котором будет выполняться это равенство. По смыслу вычитания, чтобы найти неизвестное слагаемое мы должны от известной суммы отнять известное слагаемое. Т.е. получаем х = 65 – 40. Вычислим правую часть получившегося равенства, получим х = 25. Значит, Лера прочитала 25 страниц рассказа за второй день. Ответом задачи будет: Лера прочитала 25 страниц за второй день.

уравнение

Запишите решение задачи в тетрадях (_______)

Равенство 40 + х = 65 называют уравнением.

Уравнение  – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Запишите определение уравнения (_______)

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения. Запишите (_________)

Например, корнем уравнения 40 + х = 65 является число 25.

 Если в равенство входит буква, то оно может быть верным при одних значениях этой буквы и неверным при других ее значениях. Например, уравнение 40 + х = 65 при х = 25 – верно, подставим вместо х значение 25, видим, что равенство выполняется верно. А при х = 15 - это равенство будет уже неверным, т.к. при замене х на число 15 равенство 40 + 15 никак не может быть равно 65. Запишите (__________)

Иногда надо узнать, является ли данное число корнем уравнения или нет. Тогда его не надо решать, нужно просто подставить предлагающиеся числа вместо неизвестного числа. Если получится верное равенство, то это данное число и есть корень уравнения, если равенство неверно – число не является корнем. Например, выполним задание: какое из чисел 3, 5 или 7, является корнем уравнения  х + 7 = 12? Подставим по очереди каждое данное нам число. При х = 3 получаем равенство 3+7 равно оно 10, что в свою очередь не равно 12. При х = 5, получаем  5+7=12. При х = 7, получаем  7+7=14 и ≠12. При подстановке чисел мы убедились, что только число 5 дает в сумме с числом 7 верное равенство.

Решить уравнение – значит найти все его корни, или убедиться, что уравнение не имеет корней.

Запишите полезные правила для решения некоторых уравнений:

уравнение

1.     Нахождение неизвестного слагаемого:

a + x = b, где a и b – любые натуральные числа. Если нам неизвестно второе слагаемое, то мы должны из суммы вычесть первое слагаемое, т.е. x = b – a.

x + a = b. Если нам неизвестно первое слагаемое, то мы должны от суммы отнять второе слагаемое, т.е. x = b – a.

2.     Нахождение неизвестного уменьшаемого:

x – a = b. Если нам неизвестно уменьшаемое, то мы должны к разности прибавить вычитаемое, т.е. x = b + a.

3.     Нахождение неизвестного вычитаемого:

a – x = b. Если нам неизвестно вычитаемое, то мы должны от уменьшаемого отнять разность, т.е. x = а – b.



4. Первичное закрепление.

1.Устная работа. (слайды 8-22)

2.Выполнение заданий: № 372 (а,в,г) в тетрадях и один ученик у доски.

5. Физминутка (видеролик).

Вы на славу потрудились,

И немного утомились.


6. Проверочная работа.

Учащиеся выполняют задания 1-4 из карточек с индивидуальными заданиями.

Делают записи в тетрадь. Заполняют лист контроля.



Проверочная работа

Вариант 1



  1. x – 234 = 56

  2. 367 + x = 549

  3. 369 – x = 23

  4. x + 145 = 189




Проверочная работа

Вариант 2



  1. 127 + x = 379

  2. x – 367 = 25

  3. x + 238 = 299

  4. 296 – x = 77


Учащиеся выполняют взаимную проверку записей в тетради.

- Поднимите руки, кто из вас получил «5», кто «4» и кто «3»., молодцы. Но эти работы мне, пожалуйста, сдайте, чтобы я их посмотрела и подтвердила вашу оценку.


7. Тест (теоретический).

- Сейчас мы выполним небольшой тест (тест показан на экране, а так же у учащихся имеются карточки с тестами).

Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста. Результаты работы фиксируются в листе контроля.

Учащиеся проверяют результаты.

- Поднимите руки, кто из вас получил «5», кто «4» и кто «3»., молодцы.

  1. Подведение итогов.

Итак, сделаем основные выводы: на этом уроке мы узнали, что такое уравнение, корень уравнения. Научились составлять уравнения и решать их.

Вместе с учениками формулирует основные тезисы пункта. Проводят рефлексию.

Я все понял и мне было интересно.

  Я понял на уроке, но у меня есть вопросы.

  Я ничего не понял на уроке, мне было скучно.

  1. Домашнее задание: п. 10 (правила); № 395(а, в, д), 401, 402.

Вершина знаний высока.

И к ней ступенек много.

Пусть будет к знаниям всегда.

Успешною дорога!






























Конспект открытого урока по математике на тему "Уравнение" (5 класс)
  • Математика
Описание:

Цель  урока:формировать представления об уравнении, корне уравнения, решении уравнений; организовать деятельность, направленную на выполнение учебных заданий, связанных с решением уравнений вида: х + а = b, x – a = b, a – x = b и приводимых к ним; создать условия для расширения знаний математических понятий и формирования новых знаний.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий (сложения и вычитания);

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы решения уравнений в зависимости от  условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах.

 

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями, листы контроля и бланки ответов.  

Автор Комиссарова Наталья Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1262
Номер материала 26359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓