Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока по литературе на тему « Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть» ( по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Конспект открытого урока по литературе на тему « Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть» ( по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Конспект открытого урока по литературе.

Тема урока:

« Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть»

( по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).



Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.

  • Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

  • Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.

  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.



Материалы и оборудование: презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, учебник, фильм С.Бондарчука «Судьба человека».

Эпиграф к уроку:

«Вершиной жизнелюбия является рассказ Шолохова «Судьба человека». Его нельзя читать без слёз. Но какие это обжигающие слёзы! Вся боль, горечь утраты, как дождь под лучами солнца, начиная испаряться, превращается в неугасающую в человеке потребность любви.»

Мариэтта Шагинян.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О Великой Отечественной войне написано много произведений

- Назовите фамилии поэтов, писателей, которые писали о войне.

(К. Симонов, М.Дудина, Б. Слуцкий, Ю, Бондарев, В. Быков, А.Т. Твардовский, В. Гроссман, Б. Васильев

.)

Одним из произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

- А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией).

3. Изучение нового материала.

А теперь перейдём к анализу рассказа. Скажите, пожалуйста, в каком году был написан рассказ?

-В 1956 году.

Рассказ был написан в поразительно короткий срок- всего лишь за несколько дней. В замечательном произведении автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Это главная мысль данного произведения.

Творение совершенное – от рассказа ничего нельзя отнять и к нему нечего прибавить, в этом залог его полноценной и долгой художественной жизни.

Поэтому рассказ Шолохова «Судьба человека » «томов премногих тяжелей».

Обратите внимание на композицию рассказа. Какова композиционная особенность данного произведения?

Слайд

( Шолохов использует особый композиционный прием – рассказ в рассказе. Первый рассказ – это встреча автора с неизвестным мужчиной , который вёл за руку мальчика- как выясняется дальше шофером Андреем Соколовым. Второй рассказ- это рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о своей судьбе).

- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? Найдите в тексте и прочитайте. ( Работа с текстом).

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный простой человек. Он появляется с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном.)

История шофера Андрея Соколова – история горестных скитаний человека, сорванного со своих корней «военным ураганом невиданной силы».

- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей .)

Обратимся к рассказу А. Соколова о своей судьбе. Жизнь его сложилась поначалу обыкновенно, как и у многих тысячи людей.

Зачитаем этот отрывок. ( Работа с текстом).

Расскажите о военной судьбе А. Соколова.

( Война обрушилась на страну как грозное бедствие, как суровое испытание. И Андрей подобно миллионам людей, пошёл на фронт. Тяжёл и трагичен был его путь на дорогах войны).

Герою пришлось пройти через различные испытания. Какие испытания?

(А.Соколов был в немецком плену два года, потерял семью, домашний очаг у него был разрушен, погибает сын в последний день войны).

Слайд.

- Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(Достойно. Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость).

Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

- Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат –христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так , как велит ему совесть.)

Показ фрагмента фильма «Судьба человека» С.Бондарчука.

Диалог с Мюллером- это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Это, прежде всего, нравственная победа



И вот наступил мир, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд...

А. Соколов смотрит на окружающий мир глазами «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?. Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...Нету и не дождусь...». Жизнь «исказнила» человека, но смогла ли, ребята, его сломить?

(Нет, жизнь не смогла его сломить, убить в нём в нём живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и сильным простым и открытым , скромным и нежным . Этот высокий «сутуловатый мужчина», одетый в ватник, в солдатских ботинках, сразу же расположил к себе. Он не согнулся, выстоял.)

Но в жизни героя произошла еще одна встреча. С кем?

(С маленьким беспризорным мальчиком-Ванюшей.)

Что же схожее с судьбой А.Соколова с Ванюшей?

Слайд

(Война также отняла у него всё: сгорел родной кров, в эвакуации убило бомбой мать, погиб на фронте отец.)

Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека).

Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную судьбу», не может оживить своих «мёртвых , потухших глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребёнка».Андрей Соколов делает ещё больше. Он идёт на ложь. Что это за ложь?

(Он объявляет мальчику, что он его отец, которого считает погибшим).

Это святая ложь, ложь во имя спасения.

И вот два «осиротевших». Всё «потерявших» человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни.

Ведь не только мальчик смотрит на мир своими светлыми глазами, у мужчины, после того, как он решает взять мальчика себе в «сынки сразу на душе стало легко и как-то светло».

В чем смысл названия рассказа?

Слайд

Разбираем значение слова « судьба» по словарю Ожегова.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

  2. Доля, участь;

  3. История существования кого-нибудь;

  4. Будущее, то, что случится.

Судьба –многозначное слово.

В каком значении оно использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

Назовите мне, пожалуйста, те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности.

(Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т.д.)

Рассказ «Судьба человека » вызвал почти растерянность в литературных кругах. Это было новое слово о войне. Он обращается к теме, которую избегали все писатели: судьба советских военнопленных. Их, как известно, были миллионы. Шолохов одним из первых говорит о цене, в которую нам обошлась война. О неизбежности ран, которые не заживут.

Автор не рассказывает о том, как сложилась жизнь Андрея и его приемного сына. Он преследует другую цель- показать , что делает с человеческой жизнью война.

Слайд

Почти сразу же, в 1958 году. снимается фильм по мотивам данного произведения. называется этот фильм «Судьба человека».Главную роль играет Сергей Бондарчук.

Фильм завоевал главный приз на Международном кинофестивале в Москве. Его создатели — С. Бондарчук и В. Монахов — были удостоены Ленинской премии.

Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами, впечатанными в последние кадры фильма: "…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина".

4. Подведение итогов.

Письменно ответить на вопрос: «Чем мне близок и дорог образ Андрея Соколова».

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.

  1. Домашнее задание.





Конспект открытого урока по литературе на тему « Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть» ( по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока по литературе на тему " Он сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть"( по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"):

·        Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.

·        Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

·        Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.

·        Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.

 

 

Автор Бахтиярова Насимя Амирхановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1024
Номер материала 35490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓