Главная / Химия / Конспект открытого урока по химии в 8 классе

Конспект открытого урока по химии в 8 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боковская средняя общеобразовательная школа» Боковского района











Открытый урок по химии в 9 классе

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации: химические свойства»



Учитель Матвеева Е.В.









ст. Боковская

2013-2014 учебный год

Химия 9 класс

Тема: «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации: химические свойства»

Цель и задачи урока:

образовательная – систематизировать знания учащихся о химических  свойствах кислот; формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить учащихся, используя электрохимический ряд напряжения металлов и таблицу растворимости прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.

коррекционно-развивающая – корригировать речевые навыки учащихся, способности к анализу; развивать познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал в повседневной жизни и для познания нового.

воспитательная – показать учащимся необходимость изучения свойств веществ, для объяснения различных процессов, происходящих в жизни.

Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Интегративная учебная проблема: «Почему для растворов кислот характерны общие химические свойства?»

Тип урока: комбинированный .

Педагогические технологии: практико- ориентированное, исследовательское, проблемное обучение.

Форма организации учебной деятельности учащихся: частично поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций.

Методы  и приемы обучения: словесный, частично-поисковый.

Средства обучения: лабораторный эксперимент, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, компьютер, учебник, доска.

Оборудование: карточки-задания для групповой практической работы, оборудование и реактивы для ученического эксперимента; выставка продуктов, содержащих кислоты; презентация  по теме.

Структура урока:                                           

I блок .    Мотивация и целеполагание

           1. Организационный момент

           2. Введение в тему

      3. Формулирование темы и цели урока

II блок.   Актуализация опорных знаний о кислотах  

III блок.    Операционно - исполнительная часть

1.     Изучение химических свойств кислот.

2.     Решение экспериментальных задач.

3.     Закрепление знаний по новой теме. 

IV блок.   Оценочно – рефлексивный

            1.Контроль и самопроверка

            2.Обобщение знаний

            3. Рефлексия 

4. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I.  Мотивация и целеполагание

1.Организационный момент

2.Мотивация

В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».

Объясните, о каких химических соединениях и свойствах ведёт речь рассказчик (учащиеся приходят к выводу, что это кислоты; свойства, о которых идет речь, они не знают и хотели бы узнать)

Тема урока «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства» (слайд 1)

2.Введение в тему. Мы продолжаем с вами изучать кислоты. Что изучили? Что необходимо рассмотреть?

 II.Актуализация опорных знаний о кислотах

Опорными являются знания учащихся о кислотах как о самостоятельном классе веществ, полученные ранее в 8 классе, а также знания, приобретенные в начале изучения темы.

 Прежде, чем приступить к изучению темы, давайте вспомним некоторые свойства кислот.

А) Разгадывание кроссворда:

1. Какая кислота обугливает органические вещества?

2. Какая кислота "дымит" на воздухе и обладает резким запахом?

3. Какую кислоту применяют для консервирования овощей?

4. Какая кислота содержится в газированных напитках?

5. Какая кислота содержится в косточках вишни, абрикосов. Эта кислота и ее соли являются сильнейшими ядами.

6. Кислота очень приятна на вкус и её добавляют в лимонады, мармелад; особенно много ее содержится в кока-коле.

7. Какая кислота содержится в крапиве и в выделениях муравьев?

Б) С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно (слайд 3-8)

Обратите внимание на импровизированную выставку. Что общего у всех экспонатов нашей выставки?

В) Кислот существует большое количество. И поэтому , чтобы навести определенный порядок, кислоты классифицируют по разным признакам. Напомните, пожалуйста, признаки классификации кислот. А теперь применим на практике эти знания и классифицируем кислоты.( Слайд 9) Проверим верность ваших ответов (слайд 10)

III.   Операционно - исполнительная часть.  Изучение химических свойств  кислот (практическая часть урока).

А)Создание проблемы и ситуации. Вопрос:

- Что общее имеют все кислоты в составе молекул?

-Что с позиций ТЭД отличает кислоты от других классов неорганических веществ? Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа, Катионом ……...
-
С какими веществами будут реагировать кислоты? Перечислите и выберите на доске подходящие вещества. (Один ученик выполняет интерактивное задание на доске: из всех веществ выбирает только те, которые реагируют с кислотами).

- Объясните утверждение: кислоты имеют ряд общих свойств.

- Доказательство и применение найденного решения.

На примере разных кислот  можно убедиться в том, что растворы кислот проявляет перечисленные свойства.

Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах по 4 человека.

Прежде чем приступить к работе вспомним правила обращения с растворами кислот. Инструктаж по Т.Б. (учащиеся называют правила техники безопасности при  выполнении практической работы).  На доске плакат с ТБ:

Каждая группа получает  инструктивную карту (всего пять карт, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. На исследовательско- групповое работу  отводится 7-10 минут.

Вопросы, на которые вы должны дать ответ, после завершения лабораторной работы:

1.Как можно доказать наличие в растворе  кислотной среды? (растворы соляной, серной, уксусной, лимонной кислот).

 2.Известно, что гашеная известь, входит  в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?

3. Почему нельзя варить кислые щи, борщ или компот из свежих ягод в алюминиевой кастрюле?

4. Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются.  Все ли металлы подвергаются такому разрушению?

5. Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Затем идет обсуждение результатов работы каждой  группы. (Один ученик пишет уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде на  доске. Второй объясняет результаты опыта. Все учащиеся делают записи в тетради).

IV.   Оценочно – рефлексивный блок 1.Контроль и самопроверка. Решаем тест слайд 11-12 Проверка теста  самостоятельно. возьмите авторучку с цветной пастой и перечеркните  неверные ответы. Слайд  13        

2.Обобщение знаний по теме. Сегодня вы увидели, какие химические свойства характерны кислотам. Повторим их. Слайды 14-19. Домашнее задание слайд 20.

- Почему все кислоты обладают одинаковыми свойствами?

3. Рефлексия

Ребята, я предлагаю вам сделать самоанализ собственной деятельности. Возьмите листы рефлексии и ответьте на вопросы, обводя в кружок свой ответ. Теперь покажите мне свои ответы. Вывод о достижении цели урока и его значимости.

4. Подведение итогов:  Дается общая оценка работы класса на уроке. Особое внимание обращается на работу класса в целом; взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий. Отмечаются самые активные учащиеся и учащиеся, имеющие хорошие знания по химии.

 Инструктивная карта №1

Как можно доказать наличие в растворе  кислотной среды?

Опорные знания: индикаторы; изменение окраски индикаторов в разных средах: нейтральной, щелочной и кислотной.

Цель эксперимента: определить окраску индикаторов  в растворах разных кислот (лимонной, яблочной, аскорбиновой, соляной).

Ход эксперимента:

1.   в растворы разных кислот внести несколько капель индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого;

2.   капнуть  соляной кислоты  на полоску универсального индикатора.

Что наблюдаете?

Составьте уравнения электролитической диссоциации серной и соляной кислот.

Сделайте вывод о распознавании кислот. 





Инструктивная карта №2

 Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются.  Все ли металлы подвергаются такому разрушению?

 Опорные знания: взаимодействие кислот с металлами,  электрохимический ряд напряжений (ряд активности) металлов, реакции замещения.

Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на  различные металлы.

Ход эксперимента:

1. В две пробирки  налить  по 1-2 мл  соляной кислоты; в одну поместить железный гвоздик, в другую – медную проволоку.

2. В две другие пробирки налить по  1-2 мл серной кислоты; в одну поместить железный гвоздик, в другую – медную проволоку.

Что наблюдаете?

Составьте  уравнение  реакции между  соляной кислотой и железом в молекулярном и ионном виде.

Сделайте вывод об активности металлов и  взаимодействии кислот с  некоторыми металлами.

Инструктивная карта №3

Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить щи  или компот из свежих ягод?

Опорные знания: алюминий, из которого изготовлена  кастрюля, покрыт неядовитой оксидной пленкой. Типы реакций.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать оксид алюминия с кислотами.

Ход эксперимента:

1.   в  одну пробирку налейте 1-2 мл  с серной  кислоты,

2.   в  другую - 1-2 мл  с соляной  кислоты,

3.   добавьте в них немного оксида алюминия.

Что наблюдаете?

Составьте уравнение  реакции между оксидом алюминия и серной кислотой  в молекулярном и ионном виде.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов.

 



Инструктивная карта №4

Известно, что гашеная известь, входит  в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов . Устойчива ли она к действию кислот?

1. Опорные знания: гашеная известь Сa (OH)2 ;взаимодействие кислот с основаниями, реакция нейтрализации, реакции обмена.

Цель эксперимента: определить, будет ли реагировать гашеная известь с кислотами.

Ход эксперимента:

1.в  две пробирки налейте по 1-2 мл  гидроксида кальция Сa (OH)2,

2. добавьте в них несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

3. в одну из них прилейте немного  серной, а в другую -  азотной кислоты.

Что наблюдаете?

Составьте уравнение  реакции между Сa (OH)2 и  азотной кислотой  в молекулярном и ионном виде.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями.

Инструктивная карта №5

Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Опорные знания: В состав эмали зубов входят  соли: карбонаты и фосфаты кальция (Сa CO3,   Сa3 (PO4)2 ); угольная кислота неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ.

Цель эксперимента: определить, как реагируют  соли с кислотами.

Ход эксперимента:

1.в  одну пробирку поместите немного  карбоната кальция СaCO3

2.  в  другую пробирку поместите немного   фосфата кальция Сa3 (PO4)2.

  3. добавьте в них немного  соляной  кислоты.

Что наблюдаете?

Составьте уравнение  реакции между СaCO3 и  соляной кислотой  в молекулярном и ионном виде.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями.





























http://klg-int.edusite.ru/images/clip_image00145.png







http://klg-int.edusite.ru/images/clip_image00356.png







Самоанализ

Тема урока: «Кислоты в свете ТЭД : химические свойства»

            При подготовке к данному уроку я ставила следующие цели и задачи.

образовательная – систематизировать знания учащихся о химических  свойствах кислот; формировать умение записывать химические уравнения с учетом ТЭД, научить учащихся, используя электрохимический ряд напряжения металлов и таблицу растворимости прогнозировать возможность протекания химических реакций с кислотами.

коррекционно-развивающая – корригировать речевые навыки учащихся, способности к анализу; развивать познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал в повседневной жизни и для познания нового.

воспитательная – показать учащимся необходимость изучения свойств веществ, для объяснения различных процессов, происходящих в повседневной жизни.

Диагностика умений и навыков учащихся:

На момент изучения данной темы, учащиеся знают:

-         определение кислот;

-         химические формулы , состав кислот ;

-         физические свойства кислот ;

-         особенности свойств некоторых кислот (H2CO3; H2SO4; HCL);

-         степень окисления элементов и заряды ионов;

-         название солей, образованных различными кислотными остатками;

-         кислотные оксиды, основные оксиды;

-         соли;

-         основания;

-         электролиты и неэлектролиты.

На момент изучения данной темы учащиеся умеют:

-         классифицировать кислоты (кислородсодержащие и бескислородные, по числу атомов водорода, одноосновные и многоосновные);

-         составлять химические  формулы веществ, используя степени окисления и заряд ионов;

-         писать уравнения диссоциации кислот, солей, основания;

-         писать ионные уравнения химической реакции.

Для реализации поставленных целей учащиеся были разделены на 5 групп. Эти группы сформированы с учетом психологических особенностей каждого учащегося, уровня их знаний и умений.

В ходе  урока использовались методы:   словесный, частично-поисковый.

Педагогические технологии: проблемное, практико-ориентированное, исследовательское обучение.

На основании проведенных экспериментов и имеющейся базы знаний учащиеся делают выводы об особенностях протекания химических реакций с веществами, относящимися к различным классам неорганических веществ. В ходе урока использовались групповые, индивидуальные, дифференцированные формы обучения. Я пыталась обучать детей процессу познавательного поиска. В начале урока перед учащимися была поставлена проблема. Решить ее они смогли, пройдя все этапы урока. Задания в группах были даны дифференцированно, т.е. адаптировано  с учетом их психологических особенностей по мере накопления знаний. В процессе урока учащиеся делают выводы о свойствах кислот. Полученные знания на уроке учащиеся могут использовать при изучении свойств, других классов неорганических веществ и применять их в жизни. В ходе урока оценивалась деятельность каждого учащегося в группах (выполнение эксперимента, написание уравнения химических реакций), индивидуальная работа отдельных учащихся (запись уравнений реакции на доске, выбор соединений, реагирующих с кислотами), умение обобщать, и делать выводы. В результате урока учащиеся дали ответ на поставленный в начале проблемный вопрос. Домашнее задание задано с целью закрепления полученных знаний и умений (дифференцировано).

Место данного урока в планировании.

Тема. Растворение. Растворы. Свойства растворов, электролитов.

Урок 1. Растворение. Л/о: «Растворение безводного сульфата меди(II) в воде». Инструктаж по т/б.

Урок 2. Растворимость. Л/о: «Растворимость веществ при разной температуре. Тепловые явления при растворении». Инструктаж по т/б.

Урок 3. Электролитическая диссоциация.

Урок 4.  Электролиты и неэлектролиты.

Урок 5. Электролитическая диссоциация

Урок 6. Основные положения теории электрической диссоциации.

Урок 6. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи.

Урок 7. Ионные уравнения реакций. Л/о: «Примеры реакций между растворами электролитов, идущие до конца». Инструктаж по т/б.

Урок 8. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации: состав, классификация, нахождение в природе.

Урок 9. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации: химические свойства.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма организации занятий: эвристическая беседа с использованием сравнения результатов полученных самими учащимися входе проведения исследований (урок- исследование).

Форма организации работы в классе:    индивидуальная;  групповая;    фронтальная;

   дифференцированная.

Средство обучения: лабораторный эксперимент, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, компьютер, учебник, доска.

Хронометраж урока – 45 минут:

А) организационный этап – 1 минута,

Б) подготовка к основному этапу усвоения учебного материала, мотивация – 3 минуты,

В) актуализация знаний: кроссворд, нахождение в природе, классификация кислот – 10 минут,

Г) проведение эксперимента – 10 минут,

Д) итоги эксперимента, отчет групп о лабораторных опытах – 8 минут,

Е) контроль и самопроверка: тест – 5 минут,

Ж) повторение химических свойств, характерных для кислот – 5 минуты,

З) информация о домашнем задании – 1 минуты 

И) подведение итогов урока, рефлексия – 2 минуты,

Учебник Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  под редакцией О.С. Габриелян.

 

 Учитель химии Матвеева Е.В. 19.03.2014 г







Химия 9 класс

Тема: «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»

ХОД УРОКА

I.  Мотивация и целеполагание

1.Организационный момент

2.Мотивация

В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».

Объясните, о каких химических соединениях и свойствах ведёт речь рассказчик (учащиеся приходят к выводу, что это кислоты; свойства, о которых идет речь, они не знают и хотели бы узнать)

Тема урока «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства» (слайд 1)

2.Введение в тему. Мы продолжаем с вами изучать кислоты. Что изучили? Что необходимо рассмотреть?

 II.Актуализация опорных знаний о кислотах

Опорными являются знания учащихся о кислотах как о самостоятельном классе веществ, полученные ранее в 8 классе, а также знания, приобретенные в начале изучения темы.

 Прежде, чем приступить к изучению темы, давайте вспомним некоторые свойства кислот.

А) Разгадывание кроссворда:

1. Какая кислота обугливает органические вещества?

2. Какая кислота "дымит" на воздухе и обладает резким запахом?

3. Какую кислоту применяют для консервирования овощей?

4. Какая кислота содержится в газированных напитках?

5. Какая кислота содержится в косточках вишни, абрикосов. Эта кислота и ее соли являются сильнейшими ядами.

6. Кислота очень приятна на вкус и её добавляют в лимонады, мармелад; особенно много ее содержится в кока-коле.

7. Какая кислота содержится в крапиве и в выделениях муравьев?

Б) С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно (слайд 3-8)

Обратите внимание на импровизированную выставку. Что общего у всех экспонатов нашей выставки?

В) Кислот существует большое количество. И поэтому , чтобы навести определенный порядок, кислоты классифицируют по разным признакам. Напомните, пожалуйста, признаки классификации кислот. А теперь применим на практике эти знания и классифицируем кислоты.( Слайд 9) Проверим верность ваших ответов (слайд 10)

III.   Операционно - исполнительная часть.  Изучение химических свойств  кислот (практическая часть урока).

А)Создание проблемы и ситуации. Вопрос:

- Что общее имеют все кислоты в составе молекул?

-Что с позиций ТЭД отличает кислоты от других классов неорганических веществ? Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа, Катионом ……...
-
С какими веществами будут реагировать кислоты? Перечислите и выберите на доске подходящие вещества. (Один ученик выполняет интерактивное задание на доске: из всех веществ выбирает только те, которые реагируют с кислотами).

- Объясните утверждение: кислоты имеют ряд общих свойств.

- Доказательство и применение найденного решения.

На примере разных кислот  можно убедиться в том, что растворы кислот проявляет перечисленные свойства.

Предлагаю химические свойства изучить самостоятельно, работая в группах по 4 человека.

Прежде чем приступить к работе вспомним правила обращения с растворами кислот. Инструктаж по Т.Б. (учащиеся называют правила техники безопасности при  выполнении практической работы).  На доске плакат с ТБ:

Каждая группа получает  инструктивную карту (всего пять карт, содержащих по одному вопросу), выполняют по ней экспериментальную задачу, отвечают на вопросы, пишут уравнения и делают выводы. На исследовательско- групповое работу  отводится 7-10 минут.

Вопросы, на которые вы должны дать ответ, после завершения лабораторной работы:

1.Как можно доказать наличие в растворе  кислотной среды? (растворы соляной, серной, уксусной, лимонной кислот).

 2.Известно, что гашеная известь, входит  в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?

3. Почему нельзя варить кислые щи, борщ или компот из свежих ягод в алюминиевой кастрюле?

4. Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются.  Все ли металлы подвергаются такому разрушению?

5. Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?

Затем идет обсуждение результатов работы каждой  группы. (Один ученик пишет уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде на  доске. Второй объясняет результаты опыта. Все учащиеся делают записи в тетради).

IV.   Оценочно – рефлексивный блок 1.Контроль и самопроверка. Решаем тест слайд 11-12 Проверка теста  самостоятельно. возьмите авторучку с цветной пастой и перечеркните  неверные ответы. Слайд  13        

2.Обобщение знаний по теме. Сегодня вы увидели, какие химические свойства характерны кислотам. Повторим их. Слайды 14-19

- Почему все кислоты обладают одинаковыми свойствами? Сделаем общий вывод.

Домашнее задание слайд 20.

3. Рефлексия

Ребята, я предлагаю вам сделать самоанализ собственной деятельности. Возьмите листы рефлексии и ответьте на вопросы, обводя в кружок свой ответ. Теперь покажите мне свои ответы. Вывод о достижении цели урока и его значимости.

4. Подведение итогов:  Дается общая оценка работы класса на уроке. Особое внимание обращается на работу класса в целом; взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий. Отмечаются самые активные учащиеся и учащиеся, имеющие хорошие знания по химии.

Ребята, всем спасибо за сотрудничество!



Конспект открытого урока по химии в 8 классе
  • Химия
Описание:

Конспект открытого урока разрабатывался для учащихся 8а класса. Проведен для учителей ШМО вапреле 2014 года. Конспект урока включает в себя разработку самого урока, карточки для групп учащихся, по которым проводился химический эксперимент, сетку для кроссворда, опорный конспект по технике безопасности при работе с кислотами  и самоанализ урока. Сам урок состоит из четырех блоков: мотивация и целеполагание, актуализация опорных знаний о кислотах,  операционно-исполнительный блок урока и оценочно-рефлексивный. Весь урок сопровождается компьютерной презентацией, которую тоже приложу к уроку.

Автор Матвеева Елена Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1196
Номер материала 43670
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓