Главная / Начальные классы / Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе «Весна в природе»

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе «Весна в природе»

Тема: «Весна в природе»

Предметные цели: обобщить, систематизировать знания детей о весенних изменениях в неживой природе, неживой природы; установить взаимосвязи между объектами неживой природы и живой природы; дать представление о природном явлении: половодье; воспитание бережного отношения к природе;

Метапредметные цели: развивать умение определять тему урока; учить использовать в работе дополнительную литературу; учить искать информацию в словарях; работать в парах, группах.

Личностные результаты: воспитывать интерес к предмету; воспитывать умение слышать и слушать; учить уважать мнение одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир», приложение на электронном носителе, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок, мы все немного волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

II. Актуализация знаний детей.

- На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

Оценить результаты.

III. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Учитель: на прошлом уроке мы были с вами на экскурсии.

- Что мы наблюдали на экскурсии?

- Какая же будет тема нашего урока?

Слайд 1.

- А на какие вопросы мы будем сегодня отвечать?

- Весна – красивое время года. Когда я смотрю, слышу, чувствую эту красоту, у меня поднимается настроение, хочется петь, как будто я вдыхаю воздух новой жизни. А что для вас весна? …

IV. Работа над новым материалом.

1. Весенние изменения в неживой природе.

-Я сейчас прочитаю загадки о весенних месяцах, а вы подумайте, что это за месяц и о каких весенних изменениях в неживой природе здесь говорится.



1)Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Ответы детей



2)Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

- Какие изменения в неживой природе происходят в апреле?

3) Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие изменения в неживой природе происходят в мае?

- С чем связаны все эти изменения?

(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее, тает снег, лед, дует теплый ветер).

2. Работа в группах

- О каких признаках весны в неживой природе говорится в стихах.

(Учитель раздает распечатки текста)

1 группа.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновал.

2 группа

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

3 группа

Весенняя песенка

Самуил Маршак
Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.





Проверка работы в группах

Подведение итогов

3. Осадки весной

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

4. Состояние почвы весной.

-Теперь вспомним почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

5. Состояние снега весной

- Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает). Слайд 2

6. Водоёмы весной.

- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают). Слайд 3

-Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. но может подломиться.

- В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем

7. Работа в парах.

Найдите в словаре значение слова «половодье»

Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. Слайд 4

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

Подведение итогов.

V. .Физкультминутка.

VI. Изменения в живой природе.

1. Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

2. Итоги наблюдений за веточками.

- Расскажите, что мы наблюдали?

Почему почки на сирени и березе на улице ещё не распустились, а на наших веточках уже листочки? Что повлияло на это?

3. Диана нашла очень хорошее стихотворение об этом процессе.

Шепчет солнышко листочку:

- Не робей голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик!

4. Травянистые растения.

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- На прошлом уроке вы получили задание сделать сообщения о первоцветах.

1) Сообщения детей о первоцветах.

Мать – и - мачеха

Мать – и - мачеха – это лекарственное растение. Настойку из её листьев и цветов употребляют при простуде. У мать – и - мачехи стебли покрыты чешуйками. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными и пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это –мать. А верхняя часть, наоборот, холодная и гладкая. Это – мачеха. Вот и получилось мать и – мачеха.

Хохлатка

Хохлатка – это знаменитый первоцвет. У этого растения один стебель, цветки собраны в нарядную кисточку. Эти цветки напоминают хохолки. Цветёт хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Это лекарственное растение.

Медуница

Медуницу называют цветок –колдунья. Наверное, из-за того. Что до осени она четыре раза меняет окраску: сначала она розовая, потом красная, затем фиолетовая. И в конце – синяя. Иногда на одном цветке можно увидеть цветки всех оттенков. Медуницу любят шмели и пчёлы. Но посещают они только цветки розового и красного цвета, потому что в них больше всего нектара.

Ветреница

Ветер гуляет в весеннем лесу. Хрупкое и нежное растение с жёлтыми листочками дрожит от любого ветра. Корень этого растения лежит у самой поверхности земли и плохо к ней прикреплено. Захочешь сорвать цветок, потянешь за стебель – вытащишь вместе с корнем. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогрелась до 6-7 градусов. Как только в лесу зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает

2) Подснежники.

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

3)Работа в учебнике.

- Почему же подснежники зацветают так рано?

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике стр. 88

Ответы детей.

(Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного). Слайд 9

4) Работа в парах

Работа в тетрадях.

Проверим, как вы знаете раннецветущие растения. Откройте тетради на странице 37.

Если у кого – то возникнут затруднения, воспользуйтесь учебником. Взаимопроверка.

5) Охрана природы.

- Сейчас послушаете небольшое стихотворение и попробуйте сделать вывод, чему учит это стихотворение.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!

Выводы детей.

Многие первоцветы занесены в Красную книгу.

6) Изменения в жизни птиц.

- Весна вносит изменения и в жизнь животных.

- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

- Какие птицы возвращаются к нам весной?

На доске фотографии птиц: ласточка, скворец, жаворонок, соловей, грач. Кто из вас знает, в каком порядке возвращаются к нам?

Грач, жаворонок, скворец, соловей, ласточка.

Ученик работает у доски.

5) Изменения в жизни животных.

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.

Кто- то из ребят готовил сообщения о первоцветах, а кто – то о жизни животных весной.

1)Послушаем сообщения одноклассников.

Ёжик - Ежи живут в норе. Весной в норе появляются малыши. Они родятся с закрытыми глазами и ушами. У них нет колючек А потом появляются колючки, но они белого цвета и мягкие. Растут ёжики, твердеют и темнеют их иголки. Родители учат деток искать пропитание: ловить жуков, мышей.

Заяц – Весной у зайчихи родились зайчата. Хоть маленькие, но пушистые, зрячие. Покормит их мама и убегает. Мама убежала и не возвращается. Детки кушать захотели. Мимо бежала другая зайчиха. Она и покормит деток. У зайцев так положено. А через неделю, зайчата начнут есть травку. Так и выживают.

Волк – Весной у волчихи появляются маленькие слепые волчата. Волки много пьют, поэтому и жилище своё устраивают около реки или ручья. Волк помогает волчице воспитывать малышей. Он заботливый и преданный отец. Первое время волчата питаются материнским молоком. А потом их кормят мясной пищей.

Медведь – Поздней зимой у медведицы в берлоге появляются 1 – 2 медвежонка. Мать спит, а они чмокают и сосут молоко, ползают вокруг неё, заползают ей на спину. Хорошо тепло и уютно им в берлоге с большой мохнатой мамой – медведицей. Весной она выйдет из берлоги и выведет уже подросших малышей.

2) Охрана животных, птиц.

- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?

(Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)

Ребята нашей школы тоже заботятся о птицах. Зимой мы все участвовали в операции «Кормушка», а совсем недавно была проведена операция «Скворечник». Ребята сами сделали скворечники и повесили возле нашей школы.

- Чем знаменит наш Данковский край?

В Приокско-террасном биосферном заповеднике под охраной находится и животные, и растения, и воздух.

VII. Работа в группах.

Я хочу проверить, как вы усвоили материал, изучаемый на уроке. Поработаем в группах.

Работа называется «Собери предмет».

У вас на партах лежат детали предметов живой и неживой природы, на которых написаны признаки весны. В классе развешены таблички «Изменения в живой природе», «Изменения в неживой природе», определите, о каких изменениях (в живой или неживой природе) говорится на ваших деталях, подойдите к нужной карточке и соберите предмет природы

Изменения в неживой природе: ледоход, ручьи, сосульки, тает снег, тает лёд, половодье, дни длиннее, гроза.

Изменения в живой природе: набухают почки, первоцветы, детёныши, появление насекомых, молодая травка, линька животных, клейкие листочки,

VIII. Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше над горизонтом, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство).

Пригодятся ли нам знания, полученные на уроке?

IX. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

- Что особенно понравилось?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

X. Домашнее задание

Учебник стр. 86 – 89, тетрадь стр. 37 №4, стр. 38 № 5, 6







Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе «Весна в природе»
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: «Весна в природе»

Предметные цели:  обобщить, систематизировать знания детей о весенних изменениях в неживой природе, неживой природы; установить взаимосвязи между объектами неживой природы и живой природы; дать представление о природном  явлении: половодье; воспитание бережного отношения к природе;

Метапредметные цели: развивать умение определять тему урока; учить использовать в работе дополнительную литературу;  учить искать информацию в словарях;  работать в парах, группах.

Личностные результаты: воспитывать интерес к предмету; воспитывать умение слышать и слушать; учить уважать мнение одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир»,  приложение на электронном носителе,  «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки для работы в группах.

Ход урока.

 I. Организационный момент.

 Учитель:  У нас сегодня не совсем обычный урок, мы все немного волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

II. Актуализация знаний детей.

      - На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

 Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

 Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

Оценить результаты.

 III.  Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

 Учитель: на прошлом уроке мы были с вами на экскурсии.

-  Что мы наблюдали на экскурсии?

- Какая же будет  тема нашего урока?

 Слайд 1.

 - А на какие вопросы мы будем сегодня отвечать?

- Весна – красивое время года. Когда я смотрю, слышу, чувствую эту красоту, у меня поднимается настроение, хочется петь, как будто я вдыхаю воздух новой жизни. А что для вас весна? …

IV. Работа над новым материалом.

 1. Весенние изменения в неживой природе.

-Я сейчас прочитаю загадки о весенних месяцах, а вы подумайте, что это за месяц и о каких весенних изменениях в неживой природе здесь говорится.

 

1)Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Ответы детей

 

2)Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

- Какие изменения в неживой природе происходят в апреле?

3)  Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие изменения в неживой природе происходят в мае?

 - С чем связаны все эти изменения?

 (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее, тает снег, лед, дует теплый ветер).

 2. Работа в группах

- О каких признаках весны  в неживой природе говорится в стихах.

(Учитель раздает распечатки текста)

1 группа.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновал.

2 группа

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

3 группа

Весенняя песенка

Самуил Маршак
Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.



 

Проверка  работы в группах

Подведение итогов

3. Осадки весной

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

4. Состояние почвы весной.

-Теперь вспомним почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

5. Состояние снега весной

- Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится  теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает).  Слайд  2

6. Водоёмы весной.

- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают). Слайд 3

-Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. но может подломиться.

- В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем

7. Работа в парах.

 Найдите в словаре значение слова  «половодье»

 Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. Слайд 4

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

Подведение итогов.

  V. .Физкультминутка.

  VI. Изменения в живой природе.

1.   Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

2. Итоги наблюдений за веточками.

-  Расскажите, что мы наблюдали?

Почему почки на сирени и березе  на улице ещё не распустились, а на наших веточках уже листочки? Что повлияло на это?

3. Диана нашла очень хорошее стихотворение об этом процессе.

Шепчет солнышко листочку:

- Не робей голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик!

4.  Травянистые растения.

 -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- На прошлом уроке вы получили задание сделать сообщения о первоцветах.

1) Сообщения  детей о первоцветах.

Мать – и - мачеха

Мать – и - мачеха – это лекарственное растение. Настойку из её листьев и цветов употребляют при простуде. У мать – и - мачехи стебли покрыты чешуйками. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными и пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это –мать. А верхняя часть, наоборот, холодная и гладкая. Это – мачеха. Вот и получилось мать и – мачеха.

Хохлатка

Хохлатка – это знаменитый первоцвет. У этого растения один стебель, цветки собраны в нарядную кисточку. Эти цветки напоминают хохолки. Цветёт хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Это лекарственное растение.

 Медуница

Медуницу называют цветок –колдунья. Наверное, из-за того. Что до осени она четыре раза меняет окраску: сначала она розовая, потом красная, затем фиолетовая. И в конце – синяя. Иногда на одном цветке можно увидеть цветки всех оттенков. Медуницу любят шмели и пчёлы. Но посещают они только цветки розового и красного цвета, потому что в них больше всего нектара.

Ветреница

Ветер гуляет в весеннем лесу. Хрупкое и нежное растение с жёлтыми листочками дрожит от любого ветра. Корень этого растения лежит у самой поверхности земли и плохо к ней прикреплено. Захочешь сорвать цветок, потянешь за стебель – вытащишь вместе с корнем. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогрелась до 6-7 градусов. Как только в лесу зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает

2) Подснежники.

 Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

3)Работа в учебнике.

- Почему же подснежники зацветают так рано?

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике стр. 88

   Ответы детей.

 (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного). Слайд  9

4) Работа в парах

Работа в тетрадях.

Проверим, как вы знаете раннецветущие растения. Откройте тетради на странице 37.

Если у кого – то возникнут  затруднения,  воспользуйтесь учебником. Взаимопроверка.

5) Охрана природы.

-  Сейчас послушаете небольшое стихотворение и  попробуйте сделать вывод, чему учит это стихотворение.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

 Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

 В стакане он день простоял и завял,

 А сколько бы он на лугу простоял!

Выводы детей.    

Многие первоцветы занесены в  Красную книгу.              

6) Изменения в жизни птиц.

- Весна вносит изменения и в жизнь животных.

- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

- Какие птицы возвращаются к нам весной?

На доске фотографии птиц: ласточка, скворец, жаворонок, соловей, грач. Кто из вас знает, в каком порядке возвращаются к нам?   

Грач, жаворонок, скворец, соловей, ласточка.

Ученик работает у доски.

 5) Изменения в жизни животных.

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. 

Кто- то из ребят готовил сообщения о первоцветах, а  кто – то о жизни животных весной.

1)Послушаем сообщения одноклассников.

Ёжик - Ежи живут в норе. Весной в норе появляются малыши. Они родятся с закрытыми глазами и ушами. У них нет колючек А потом появляются колючки, но они белого цвета и мягкие. Растут ёжики, твердеют и темнеют их иголки. Родители учат деток искать пропитание: ловить жуков, мышей.

Заяц – Весной у зайчихи родились зайчата. Хоть маленькие, но пушистые, зрячие. Покормит их мама и убегает. Мама убежала и не возвращается. Детки кушать захотели. Мимо бежала другая зайчиха. Она и покормит деток. У зайцев так положено. А через неделю, зайчата начнут есть травку. Так и выживают.

Волк – Весной у волчихи появляются маленькие слепые волчата. Волки много пьют, поэтому и жилище своё устраивают около реки или ручья. Волк помогает волчице воспитывать малышей. Он заботливый и преданный отец. Первое время волчата питаются материнским молоком. А потом их кормят мясной пищей.

Медведь – Поздней зимой у медведицы в берлоге появляются  1 – 2 медвежонка. Мать спит, а они чмокают и сосут молоко, ползают вокруг неё, заползают ей на спину. Хорошо тепло и уютно им в берлоге с большой мохнатой мамой – медведицей. Весной она выйдет из берлоги и выведет уже подросших малышей.

2) Охрана животных, птиц.

 - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?

(Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)

Ребята нашей школы тоже заботятся о птицах. Зимой мы все участвовали в операции «Кормушка», а совсем недавно была проведена операция «Скворечник». Ребята сами сделали скворечники и повесили возле нашей школы.

- Чем знаменит наш Данковский край?

В Приокско-террасном биосферном  заповеднике под охраной находится и животные, и растения, и воздух.

VII. Работа в группах.

    Я хочу проверить, как вы усвоили материал, изучаемый на уроке. Поработаем в группах.

Работа называется  «Собери предмет».

У вас на партах лежат детали предметов живой и неживой природы, на которых написаны признаки весны. В классе развешены таблички «Изменения в живой природе», «Изменения в неживой природе», определите, о каких изменениях (в живой или неживой природе) говорится на ваших деталях, подойдите к нужной карточке и соберите предмет природы

Изменения в неживой природе: ледоход, ручьи, сосульки, тает снег, тает лёд, половодье, дни длиннее, гроза.

Изменения в живой природе: набухают почки, первоцветы, детёныши, появление насекомых, молодая травка, линька животных, клейкие листочки,

 VIII. Подведение итогов.

— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше над горизонтом, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство).

Пригодятся ли нам  знания, полученные на уроке?

IX. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

- Что особенно понравилось?

- Кто, по вашему мнению,  заслужил особую похвалу?

X. Домашнее задание

Учебник стр. 86 – 89, тетрадь стр. 37 №4, стр. 38 № 5, 6

 

 

 

 

Автор Нечаева Ирина Альбертовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2273
Номер материала 48379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓