Главная / Начальные классы / Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

МОКУ «Целинная СОШ имени К.Э.Эрендженова»


Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:

«Автор – художник. Секреты коротких стихотворений».


Преподаватель начальных классов,

учитель первой квалификационной категории Боваева Мацак Натыровна.



Цели


- Познакомить с короткими стихотворениями: японской малой поэтической формой - хокку, формой калмыцкого фольклора - "триады мира", помочь учащимся раскрыть их секреты;

- доказать, что у народов мира одинаковые ценности: в России и Калмыкии так же любят и ценят природу, как в Японии;

- формировать умение видеть красоту в простом;

- развивать мышление и воображение.



Тип урока


Урок открытия нового знания.



Планируемые результаты


Предметные УУД:

- произведения зарубежной и отечественной литературы и искусства;

- иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные:

- интерес к новым общим способам решения задач;

- развитие эстетических чувств;

Познавательные:

- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

- осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Регулятивные:

- учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;

- находит необходимую информацию в учебнике;

Коммуникативные:

- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.


Основные понятия


Поэты, писатели и художники Японии, России и Калмыкии, хокку, триады, любование, красота в простом и обычном, особое зрение.


Ресурсы



Компьютер, проектор, указка, цветные мелки, интерактивная доска.


Организация пространства



Групповая, индивидуальная работа.


Ход урока



Этап урока


Деятельность педагога


Деятельность обучающихся



I. Организационный момент


- Давайте подарим себе, друг другу и гостям наш сегодняшний урок.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукою обожжённою солнце достать

И подарить красоту его людям.


Регулятивные действия: обеспечение организации учебной деятельности учащихся.

Личностные УУД: доброжелательное отношение к окружающим; эмоционально-положительный настрой на урок; создание ситуации успеха, доверия.



II. Проверка домашнего задания


- С какими произведениями мы познакомились?



- О чём поведал нам писатель Сергей Козлов?








- Как вы думаете, зачем художник



Альбрехт Дюрер столько внимания уделил обыкновенной траве? (Слайд)




- У калмыцкого поэта Хонинова (Слайд) есть короткое стихотворение:

«Би һазрин урһмлыг өдртнь

Болһаҗ хәләнәв. Нанд эдн

Негл нилх күүкд . Даңгин

Нарнур һаран суңһсн бәәнә».


- О чём хотели нам сказать авторы?






- Как называют того, кто умеет видеть, создавать и беречь красоту?





- Можно ли писателей Козлова, Хонинова и художника Дюрера назвать поэтами?


- Чтобы видеть, создавать и беречь красоту, какой секрет нам надо знать?



- С рассказом Козлова «Красота» и картиной Дюрера «Травы».


- Сергей Козлов говорит нам, что из голых веточек можно создать красоту.

- Что можно увидеть красоту рядом: справа, слева, сверху, под ногами.


- Каждая травинка



неповторима и особенная. Травы стремятся вверх, к жизни.


(Перевод МН):

- Каждый день смотрю на травы:

Тянутся к солнцу.

Нежные ручки младенцев.


- Надо уметь видеть, беречь красоту, быть внимательными, наблюдательными, фантазировать.


- Того, кто видит, создаёт и ценит красоту, называют поэтом.



- Да.




- Секрет любования, переживания.


III. Актуализация знаний.

Постановка целей урока.

  • - "Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашён!"

- Знакомы ли вы с этим стихотворением? (Это хокку японского поэта Исса). (Слайд)


- Что такое хокку? (Короткое стихотворение из трёх строчек).


-Прочитайте на странице 115 учебника название темы урока.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового узнаем? (Будем говорить о коротких стихотворениях и открывать их секреты, понимать, о чём говорится, представлять и фантазировать.)


- На прошлом уроке мы рассматривали свиток художника Хиросиге. (Слайд) Найдите строчки, которые говорят о том наблюдении, которое сделал Миша. А вы заметили эту запись?



Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели урока.

Коммуникативные УУД: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить высказывания.

Регулятивные действия: совместная постановка учебных целей и задач.





- В верхнем углу свитка висят 3 ниточки каких-то закорючек…


IV. Работа по теме урока.


1). Работа с учебником на стр. 116.

(Читаю текст).

- Что нового вы узнали из рассуждений Барсука? (Японцы пишут сверху вниз. Вместо букв - иероглифы. Здесь написано целое стихотворение из трех строчек.)


- Что на свитке напоминает иероглифы? (Сухие стебли тростника).



- Прочитаем хокку про уточку, переведённое Барсуком.




- Что слышит герой?



- Что ощущает?




- Что видит?



- Что мы, читатели, смогли почувствовать?






- Чем похожи произведения Козлова, Дюрера, Хиросиге и Хонинова?



Вы согласны с этим высказыванием?


- Какой секрет хокку мы открыли?




Прочитайте, что записано на плакате (Слайд). Там перечислены поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Вспомните их произведения.




- Чем похожи их произведения?














- Чему мы можем научиться у них?








- Откроем еще один секрет их произведений.

(Об одном и том же авторы могут рассказывать по-разному).


- Хотите послушать хокку о вороне на японском языке?


- Сидзукаса я

Ива – ни симииру

Сэми – но – коэ.


Карээда ни Карасу

Но томаритару я

Аки но курэ.


Познавательные УУД: умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи.


-«Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью».


- Дикая утка кричит.



- Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо.


- Видит, как по воде пошла рябь.


- Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить, увидеть небольшую картину природы.


- Они любуются обычными простыми травами.




- Поэт выражает своё восхищение красотой мира.


- Картина Дюрера "Травы", рассказ Козлова "Красота", стихотворение Хонинова о растениях, картина и хокку Хиросиге.


- Дюрер показывает, а Хонинов пишет, что прекрасной может быть даже трава. Хиросиге создал образ прекрасной уточки и вместе с тем ощущение холода и одиночества. Козлов поведал нам, что красивыми могут быть обычные голые веточки.



- Они учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить его во всех проявлениях и самим учиться открывать красоту природы.


- Говорят нам о разном, а они - об одном и том же.



(Перевод В.В.Захаровой и М.В.Серовой):

- Скажи мне, для чего,

О ворон, в шумный город отсюда ты летишь?

- На голой ветке ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.


Физминутка.



Калмыцкая считалка «Зайчик» с движениями - проводит ученица.


- Зайчик, зайчик, это ты убежал из Элисты? Убежал из Элисты, добежал до Башанты? Добежал до Башанты, съел капусту и в кусты? Ты или не ты?




3). Продолжение работы по учебнику на стр. 117. – Прочитайте хокку поэта Иссё. (Слайд).




- Как понимаете слова «Видели всё на свете глаза мои»?






- А знаете ли вы, что хризантема считается символом Японии? Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – ордене Хризантемы. (Слайд).


- Какой вывод вы можете сделать?


- Он обладал особым зрением – видением окружающего мира – и смог заметить неброскую красоту цветка. Ещё один секрет коротких стихотворений.


- (Слайд). - Прочитаем хокку Бусона.





- Какой образ рисует поэт?



- Какое чувство переполняет душу поэта?



- Как это показано в записи?


- Почему образ пиона останется навсегда в сердце Бусона? Что можно сказать об этом человеке?




Как ты ответишь Мальвине?






- Можно ли без любви обнаружить красивое? Этот ответ и будет ещё




одним секретом коротких стихотворений.


- Предлагаю путешествие в «Музейный дом». Полюбуемся работой русского художника Алексея Гавриловича Венецианова «Жнецы». (Слайд).

- Как художник даёт нам понять, что это жнецы?



- Что заставило их прервать работу? Почему они замерли и затаили дыхание?

- Красота природы приковывает внимание, завораживает, останавливает взгляд.


- Как вы думаете, почему бабочки так доверчиво сидят на руке у крестьянки?




- Можно ли сказать, что Венецианов смог увидеть и запечатлеть красоту?


- Что автор хотел нам сказать?







-"Видели все на свете Мои глаза - и вернулись

К вам, белые хризантемы".


- Герой много путешествовал, бывал в разных странах, удивлялся многим



красотам.







- Поэт любит свою страну.



- Надо обладать особым зрением, чтобы быть поэтом.


- "Осыпался… Но в сердце

Будет цвести всегда

Этот пион".


- Образ осыпающегося пиона.


- Чувство тоски, досады, потому что красота увядает.


- Стоит многоточие.


- Этот образ поразил Бусона до самого сердца. Он внимательный, видит красоту в простом.


- Стихи и о красоте, и о любви, которая позволяет эту красоту обнаружить, а потом запечатлеть в сердце.


- Без любви нельзя увидеть прекрасное в




природе.








- У них в руках серпы, а на заднем плане колосья пшеницы.


- Они боятся спугнуть бабочек, которые сели на руку девушки. Они осторожно любуются ими, можно сказать, что у них особое зрение на природу.


- Это руки человека, близкого к природе, живущего в согласии с ней.


- Да.



- Только тем, кто живёт в согласии с природой, открывается её красота. Но она такая хрупкая, поэтому её надо уметь беречь.



Физминутка.



«Туула» - калмыцкая считалка с движениями. Проводит ученик.


- Туула, туула, чи-ви-чи, Эльстас гүүвичи? Эльстас гүүһәдлә, Башантур күрвичи? Башантур күрәдлә, хавстн идчкәд бултвчи? Чи аль бишвчи?




4). - Прочитаем хокку японской поэтессы Тиё на стр. 119. (Слайд)





- Что вы заметили в записи?


- Как вы думаете, что нам хотела сказать автор?



- Закройте последнюю строчку. Продолжите по смыслу.



- А теперь прочитайте последнюю строчку. Можно ли её назвать неожиданным поворотом?



- Почему?




- Что хотела нам сказать поэтесса?


- Герой хокку – наблюдательный человек?







- А можно назвать его чутким? Докажите.






- Японский поэт Оницура написал



короткое трёхстишие. Познакомимся с содержанием на стр. 120. (Слайд).




- Давайте представим, где и когда происходит действие? На дворе утро, день или ночь?


- Почему герою некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать?




- Нравится ли ему, что всюду поют цикады или это его раздражает?



- Сравним оба хокку.




5). - В калмыцких сказках встречается интересная форма фольклора – «триады мира» орчлңгин һурвнтс. Эти загадки–триады требуют от человека находчивости, ума, смекалки. (Слайд).

- Например, «Орчлңгд һурвн улан юмб? Бамб цецг улан, сууҗ йовх нарна сүүр улан, күүнә цусн улан».


- Рассмотрите картину «Комната в Арле», в которой жил великий голландский художник Винсент Ван-Гог. (Слайд).




- Перечислите цвета красок, которыми пользовался Ван-Гог, чтобы изобразить свою комнату.






- Какое у нас создаётся впечатление от картины? Бедно или богато жил

художник?




- Что общего у картин и коротких стихотворений? Что хотели сказать нам авторы своими работами?


6). Итоги урока. – Что мы узнали на уроке? Чему учились? (- Надо уметь видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира).





- Какие секреты откроют нам двери в мир прекрасного?


Синквейн (на доске):


Красота.

Простая, обычная.

Притягивает, удивляет, завораживает.



- (Слайд). У Д.Н. Кугультинова есть триада:

«Уул – ората,

Усн – көвәтә,

Ухан – кемҗән уга».


Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?


Пожелание:

- В свои знания смело поверьте –

В прекрасный мир откроются двери.

- Благодарю за работу и терпение!

- Әрүн цаһан седкләсн ханҗанав!











-" За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца…

У соседа воды возьму!"


- Многоточие.


- Тиё задумалась, залюбовалась, а дальше возможен неожиданный поворот.


- Освобожу бадью от вьюнка и наберу воды из своего колодца.


- Можно, так как герой пойдёт за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.


- Герой хотел оставить эту красоту нетронутой.


- Берегите красоту!


- Да, такой человек не забросит автоматически ведро в колодец, а прежде обратит внимание на неброскую красоту вьюнка.


- Герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа; это говорит о его чуткой душе, ведь он сохранил красоту.


- «Некуда воду из



ванны

Выплеснуть мне

теперь…

Всюду поют цикады!»


- Ночь, так как цикады поют по ночам.



- По звукам он думает, что цикады везде и боится навредить им или погубить их.


- Если бы раздражало, то он вылил бы воду прямо на них.


- Эти стихи о красоте, которую человек не хочет нарушить.


(Перевод МН):

- Какие три ценности в мире прекрасны? Степной тюльпан, солнце в лучах заката, кровь (жизнь) человека.



- Видим столик, на нём тазик с кувшином. На стене висят картины, зеркало, вешалка с одеждой. Полы давно не красили.


- Применял разные цвета, но больше красок светлых и ярких тонов: оранжевых, жёлтых, зелёных.




- Он жил бедно, но комната наполнена яркими красками и

светом, как будто праздником.


- Они убедили нас в том, что окружающие предметы таят в себе красоту.


Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


- Секрет любования и переживания. Умение чувствовать красоту в простых и обычных вещах и беречь её. Умение удивляться и восхищаться ею. Без любви и фантазии она не откроется.


- (Перевод МН): «У горы есть вершина, у воды – берега, а ум человека – безграничен».


Личностные УУД:

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросами: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?»

Нравственно-этическая ориентация, личностный социальный выбор.





12


Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе на тему:
  • Начальные классы
Описание:

У всех народов мира одинаковые ценности: мир, природа, человек. В России и Калмыкии также любят и ценят красоту окружающего мира, как и в Японии. И это любование природой люди воспевают стихами картинами и песнями. И абсолютно неважен размер произведения: поэма ли это или небольшое трехстишие. Главное - смысл.    

Цель данного урока - познакомить с литературным жанром коротких стихотворений: японской малой поэтической формой - хокку и формой калмыцкого фольклора - гурвнтс - "триадами мира". Также дети учатся видеть красоту в простом и развивают мышление и воображение. 

 

 

Автор Боваева Мацак Натыровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 608
Номер материала 45566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓