Главная / Музыка / Конспект открытого урока (класс скрипки): Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия произведений лирического характера.

Конспект открытого урока (класс скрипки): Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия произведений лирического характера.

Средства музыкальной выразительности


Учреждение образования Средняя школа- №18 г.Гродно
Методический кабинет

Разработка открытого урока.

Тема: Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия произведений лирического характера.

Преподаватель скрипки Антончик О.М.


г.Гродно, 2013г.

Разработка открытого урока.

Тип урока: Урок практической работы (совершенствование знаний, умений, навыков)

Тема: Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия образов в произведении лирического характера.

Исполнители: ученица 9-го класса скрипки народного отделения Баймлер Дарья.

Цели урока:

Воспитательная

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости учащегося, к качеству звука исполняемого произведения.

  • Сохранение интерес к исполнительскому искусству.

Образовательная

  • Совершенствование инструментальной интерпретации через сочетание зрительного и слухового восприятия образа.

Развивающая

  • Развитие гибкости и логики мышления посредством образных ассоциаций.

Задачи урока:

Пробудить интерес к самостоятельному и осознанному поиску образов посредством применения музыкально-выразительных средств. Добиваться дифференцированного применения музыкально-выразительных средств в исполнении произведений.

Оформление класса.

Музыкальный инструменты: скрипка, фортепиано,

Технические средства: мультимедийная установка, слайдовая презентация видео к произведениям.

наглядные пособия: материал, магнитная доска, магниты, анимационная карта музыки, таблица эмоциональности, таблица муз терминов



Ход урока.
1. Организационный этап.

  • - Эмоциональная активизация внимания учащегося посредством словесного введения в проблемную ситуацию.

  • - Определение темы урока.

  • - Повторение темы «Динамика. Динамические оттенки»


2. Проверка домашнего задания.

  • - комментарии учеником образных слайдов, подобранных самостоятельно.

  • - С.В. Крупа-Шушарина Пьеса №8 проигрывание произведения с аккомпанементом

  • -Определение проблемы задачи

(учителем ставится проблема и совместно с учащимся обсуждаются пути ее решения);

  • -Совместное обсуждение особенностей образа поэтического текста музыкального произведения.

  • - проигрывание произведения в медленном темпе

(работа по фразам, с помощью мультимедийной установки, и концертмейстера )

  • - анализ формы через сознательное, постепенное сравнение каждого элемента звучания с предыдущим.

  • - «Составление кластера»

  • -использование словаря эстетических эмоций и музыкальных терминов

3. Заключительный этап работы над произведением

  • -Озвучивание клипа

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

1.Вступление. «Музыкант может заставить скрипку говорить, может заставить её петь. Он может извлечь из своих струн разнообразную гамму эмоциональных оттенков, если только он в состоянии перевести язык чувств на выразительный язык динамики и нюансов … и музыкальных оттенков.»

(Л.Ауэр)

Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна.

Что же это такое? Музыкально-образное мышление… Оно является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

Художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики и др., что в общем и представляет собой специфический язык музыки. Музыкально-образное мышление предполагает, понимание прежде всего языка музыки и осознание того факта, что музыка не изображает видимый мир, а выражает, главным образом, чувственное отношение человека к этому миру.

Характерная особенность музыки заключается в том, что она лишена предметной наглядности, поэтому на нашем уроке мы попробуем усилить эмоциональность исполнения посредством образного восприятия произведения.


Далее следует исполнение пьесы. С.В. Крупа-Шушарина «Пьеса №8»


Учитель: Пьеса №8 является произведением современного автора и не имеет названия.

Игра современных произведений даёт нам возможность включать свою фантазию создавать свои образы. Это хорошая возможность для более свободного интерпретирования мелодии. К произведению подобранно стихотворение, которое даёт нам возможность понять образное содержание пьесы и погрузиться эмоциональное исполнение.

Ученица зачитывает стихотворение:…

Есть в мире даль, где лес дремучий

Укрыл от глаз озёрный край

Там выйдет солнце из-за тучи,

Зажжёт воды святой хрусталь.

Там небо в вводы окунётся

И синь свою отдаст волне

Лес от дремоты оттряхнётся,

И пенье птиц слетит ко мне

Учитель: Дарья, читая стихотворение какие образы встают перед твоими глазами,

Предполагаемый ответ: Образы леса, рассвет над озером…

Учитель: какие чувства ты испытываешь во время игры?

Предполагаемый ответ: Спокойствие , расслабление…

Учитель: Одним из методов понимания образной выразительности музыки является метод конкретизации образа путем анализа последовательной цепи: Таким образом, следует выяснить , какие же чувства вызывает представленный предметный образ, и указать каким образом вызванные чувства находят свое отражение в данном музыкальном произведении. Для этого мы воспользуемся средствами выразительности, которые всегда предопределены автором музыкального произведения.

Повторение Динамических оттенков Ученица перечисляет все динамические оттенки, которые она знает…

Учитель: Главным выразительным средством является, конечно, мелодия - ее интонационный характер, ритмическая организация, членение на мотивы, фразы, периоды и т. д., что воспринимается аналогично речи, воздействуя не только звучанием, но и смыслом. Это обстоятельство имеет очень важное значение для музыкально-образного мышления, особенно аналогия интонационного смысла мелодии эмоционально насыщенной речи. учащийся уже имеет некоторый жизненный опыт: может различать эмоциональные состояния окружающих его людей, отличать их волевые качества, умеет воспринимать и воспроизводить эмоционально насыщенную речь, к тому же имеет и некоторый музыкальный опыт. Все это мы будим использовать в процессе нашего погружения в фантазию музыкальных образов понимания интонационного смысла мелодии, а следовательно, и развития музыкально-образного мышления. Весь вопрос в том, чтобы умело опереться на этот опыт, используя его как предварительно приобретенные знания и умения.

Эмоционально-образная Фантазия

Учитель: Я буду рассказывать свою фантазию усиливая это слайдами и таблицей средств музыкальной выразительности ( лежит у всех на столе), а Дарья будет переносить всё увиденное и прочувствованное в исполнение на скрипке, передавая эмоциональную сторону произведения при помощи динамических оттенков и других средств выразительности.

1-й слайд: sognando- соньяндо- мечтательно

Ты входишь в эльфийский лес ощущение чего-то необычного, ты мечтаешь о том ,что там происходит, как выглядят эльфы Ощущение волшебства…

И наченаем без атаки. Положение смычка на струне. Движение смычка мягкое, как будто ты продолжаешь игру. Mρ-меццо пиано- не очень тихо

2-й слайд: ugualmente un poco strascinando-угуальмэнтэ ун поко страчинандо-ровно немного растягивая

Ощущение чего-то неизвестного тебе любопытно и интересно одновременно… как будто входишь в воду … Вода и успокаивает и одновременно притягивает своей неизвестностью

Продолжаем на том же звуке detache целым смычком без рывков мягкая смена смычков

3-й слайд:и последующие слайды , до конца произведения рассматриваются так же подробно.

На каждый слайд приходится приблизительно по 4 такта.

Получается подробный, эмоционально-образный анализ произведения, который позволит ученику максимально глубоко погрузиться в исполняемое произведение, поможет понять эмоциональную и образную сторону произведения, познакомиться с музыкальной терминологией более углубленно.



В дальнейшем ученик сможет придумывать свои фантазии по исполняемому произведению.

Спасибо за внимание!!

Конспект открытого урока (класс скрипки): Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия произведений лирического характера.
  • Музыка
Описание:

Учреждение образования Средняя школа- №18  г.Гродно
Методический кабинет

Разработка открытого урока.

Тема: Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия                  произведений лирического характера.

 Преподаватель скрипки Антончик О.М.


г.Гродно, 2013г.

Разработка открытого урока.

Тип урока:  Урок практической работы (совершенствование знаний, умений, навыков)

Тема: Формирование исполнительского опыта учащегося посредством зрительного восприятия образов в произведении лирического характера.

Исполнители: ученица 9-го класса скрипки народного отделения Баймлер Дарья.

Цели урока:

Воспитательная

·                     Воспитание эмоциональной отзывчивости учащегося, к качеству звука исполняемого произведения.

·                    Сохранение интерес к исполнительскому искусству.

Образовательная

·                    Совершенствование   инструментальной интерпретации через сочетание зрительного и слухового восприятия образа.

Развивающая

·                    Развитие гибкости и логики мышления посредством образных ассоциаций.

 Задачи урока:

Пробудить интерес к самостоятельному и осознанному поиску образов посредством применения музыкально-выразительных средств. Добиваться дифференцированного применения музыкально-выразительных средств в исполнении произведений.

Оформление класса.

 Музыкальный инструменты: скрипка, фортепиано,

Технические средства:  мультимедийная установка,  слайдовая презентация видео к произведениям.

 наглядные пособия: материал, магнитная доска, магниты, анимационная карта музыки, таблица эмоциональности, таблица муз терминов

 

 

Ход урока.
1. Организационный этап.

ü     - Эмоциональная активизация внимания учащегося посредством словесного введения в проблемную ситуацию.

ü     - Определение темы урока.

ü     - Повторение темы «Динамика. Динамические оттенки»

 

2. Проверка домашнего задания.

ü     - комментарии учеником образных слайдов, подобранных самостоятельно.

ü     - С.В. Крупа-Шушарина Пьеса №8  проигрывание произведения с аккомпанементом

ü     -Определение проблемы задачи

(учителем ставится проблема и совместно с учащимся обсуждаются пути ее решения);

ü     -Совместное обсуждение особенностей образа поэтического текста музыкального произведения.

ü     - проигрывание произведения в медленном темпе

(работа по фразам, с помощью мультимедийной установки, и концертмейстера )

ü     - анализ формы через сознательное, постепенное сравнение каждого элемента звучания с предыдущим.

ü     - «Составление кластера»

ü     -использование словаря эстетических эмоций и музыкальных терминов

3. Заключительный этап работы над произведением

ü     -Озвучивание клипа

4.      Подведение итогов.

5.      Домашнее задание.

1.Вступление. «Музыкант может заставить скрипку говорить, может заставить её петь. Он может извлечь из своих струн разнообразную гамму эмоциональных оттенков, если только он в состоянии перевести язык чувств на выразительный язык динамики и нюансов … и музыкальных оттенков.»

(Л.Ауэр)

Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна.

Что же это такое? Музыкально-образное мышление… Оно является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

Художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики и др., что в общем и представляет собой специфический язык музыки. Музыкально-образное мышление предполагает,  понимание прежде всего языка музыки и осознание того факта, что музыка не изображает видимый мир, а выражает, главным образом, чувственное отношение человека к этому миру.

Характерная особенность музыки заключается в том, что она лишена предметной наглядности, поэтому на нашем уроке мы попробуем  усилить эмоциональность исполнения посредством образного восприятия произведения.

 

Далее следует исполнение пьесы.  С.В. Крупа-Шушарина «Пьеса №8»

 

Учитель: Пьеса №8  является произведением современного автора и не имеет названия.

 Игра современных произведений даёт нам возможность включать свою фантазию создавать свои образы. Это хорошая возможность для более свободного интерпретирования мелодии.  К произведению подобранно стихотворение, которое даёт нам возможность понять образное содержание пьесы и погрузиться эмоциональное исполнение.

Ученица зачитывает стихотворение:…

Есть в мире даль, где лес  дремучий

Укрыл от глаз озёрный край

Там выйдет солнце из-за тучи,

Зажжёт воды святой хрусталь.

Там небо в вводы окунётся

И синь свою отдаст волне

Лес от дремоты оттряхнётся,

И пенье птиц слетит ко мне

Учитель: Дарья, читая стихотворение какие образы встают перед твоими глазами,

Предполагаемый ответ: Образы леса, рассвет над озером…

Учитель: какие чувства ты испытываешь во время игры?

Предполагаемый ответ: Спокойствие , расслабление…

Учитель: Одним из методов понимания образной выразительности музыки является метод конкретизации образа путем анализа последовательной цепи: Таким образом, следует выяснить , какие же чувства вызывает представленный предметный образ, и указать каким образом вызванные чувства находят свое отражение в данном музыкальном произведении. Для этого мы воспользуемся средствами выразительности, которые всегда предопределены автором музыкального произведения.

 Повторение Динамических оттенков Ученица перечисляет все динамические оттенки, которые она знает…

Учитель:Главным выразительным средством является, конечно, мелодия - ее интонационный характер, ритмическая организация, членение на мотивы, фразы, периоды и т. д., что воспринимается аналогично речи, воздействуя не только звучанием, но и смыслом. Это обстоятельство имеет очень важное значение для  музыкально-образного мышления, особенно аналогия интонационного смысла мелодии эмоционально насыщенной речи. учащийся уже имеет некоторый жизненный опыт: может различать эмоциональные состояния окружающих его людей, отличать их волевые качества, умеет воспринимать и воспроизводить эмоционально насыщенную речь, к тому же имеет и некоторый музыкальный опыт. Все это мы будим использовать в процессе нашего погружения в фантазию музыкальных образов  понимания интонационного смысла мелодии, а следовательно, и развития музыкально-образного мышления. Весь вопрос в том, чтобы умело опереться на этот опыт, используя его как предварительно приобретенные знания и умения.

Эмоционально-образная Фантазия

Учитель: Я буду рассказывать свою фантазию усиливая это слайдами и  таблицей средств музыкальной выразительности ( лежит у всех на столе), а Дарья будет переносить всё увиденное и прочувствованное в исполнение на скрипке, передавая эмоциональную сторону произведения при помощи динамических оттенков и других средств выразительности.

1-й слайд: sognando- соньяндо- мечтательно

Ты входишь в эльфийский лес ощущение чего-то необычного, ты мечтаешь о том ,что там происходит, как выглядят эльфы Ощущение волшебства…

И наченаем без атаки. Положение смычка на струне. Движение смычка мягкое, как будто ты продолжаешь игру. Mρ-меццо пиано- не очень тихо

2-й слайд: ugualmenteunpocostrascinando-угуальмэнтэ ун поко страчинандо-ровно немного растягивая

Ощущение чего-то неизвестного тебе любопытно и интересно одновременно… как будто входишь в воду … Вода и успокаивает и одновременно притягивает своей неизвестностью

Продолжаем на том же звуке  detacheцелым смычком без рывков мягкая смена смычков

3-й слайд:и последующие слайды , до конца произведения рассматриваются так же подробно.

На каждый слайд приходится приблизительно по 4 такта.

Получается  подробный, эмоционально-образный анализ произведения, который позволит ученику максимально глубоко погрузиться в исполняемое произведение, поможет понять эмоциональную и образную сторону произведения, познакомиться с музыкальной терминологией более углубленно.

 

В дальнейшем ученик сможет придумывать свои фантазии по исполняемому произведению.

Спасибо за внимание!! 

Автор Бернатович Ольга Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1056
Номер материала 34152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓