Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока русского языка в 9-ом классе на тему "Русский язык в современном мире и в будущем".

Конспект открытого урока русского языка в 9-ом классе на тему "Русский язык в современном мире и в будущем".

Русский язык в современном мире Учитель русского языка и литературы МБОУ «СО...
Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовно...
Ход урока: Организационный момент. Создание проблемной ситуации и выработка ...
На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди друг другу: «Пост...
Проблемный вопрос: На каком языке будет говорить новый мир в будущем? Может л...
Аргумент №1 Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным...
Тезис №2 Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не мо...
Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огром...
70% населения в России владеет русским языком. Русский язык после значительн...
На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы. Русский язык я...
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую ...
Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в цел...
Достоинства русского языка как способного стать доминирующим мировым языком:...
Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утв...
Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших ...
Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бы так широко известен ...
Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного литерату...
Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналис...
Нет новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной ле...
Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утв...
Вывод. Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее п...
Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления...
 2007 год был годом русского языка
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Русский язык в современном мире Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №
Описание слайда:

Русский язык в современном мире Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» Биро Татьяна Исмаиловна.

№ слайда 2 Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной,
Описание слайда:

Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа. Задачи: - углубление знаний о русском языке - совершенствование навыков работы с информацией - воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к своему языку

№ слайда 3 Ход урока: Организационный момент. Создание проблемной ситуации и выработка про
Описание слайда:

Ход урока: Организационный момент. Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий. 3. Выдвижение тезисов и аргументов, основанных на личном интеллектуальном опыте. 4. Представление информации по тезисам. 5. Обсуждение информации. Анализ материала. 6. Обобщение и выводы. Итоги урока. 7. Домашнее задание.

№ слайда 4 На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди друг другу: «Построи
Описание слайда:

На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес». И сказал Господь: «Вот один народ и один язык у всех, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого». И рассеял их Господь оттуда по всей земле… Книга Бытия

№ слайда 5 Проблемный вопрос: На каком языке будет говорить новый мир в будущем? Может ли р
Описание слайда:

Проблемный вопрос: На каком языке будет говорить новый мир в будущем? Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

№ слайда 6 Аргумент №1 Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным вн
Описание слайда:

Аргумент №1 Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

№ слайда 7 Тезис №2 Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может
Описание слайда:

Тезис №2 Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

№ слайда 8 Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное
Описание слайда:

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

№ слайда 9 70% населения в России владеет русским языком. Русский язык после значительного
Описание слайда:

70% населения в России владеет русским языком. Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

№ слайда 10 На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы. Русский язык явля
Описание слайда:

На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы. Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ ЮНЕСКО, ВОЗ.

№ слайда 11 На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую кла
Описание слайда:

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику: Нажми на картинку

№ слайда 12 Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в целом
Описание слайда:

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

№ слайда 13 Достоинства русского языка как способного стать доминирующим мировым языком: Ог
Описание слайда:

Достоинства русского языка как способного стать доминирующим мировым языком: Огромный лексический запас Свобода словообразовательных возможностей Богатство синонимики Широкое применение оценочной лексики Стилевое разнообразие Гибкость порядка слов Мелодичность речи Способность адаптировать заимствования из разных языков

№ слайда 14 Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверж
Описание слайда:

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. Юрий Рождественский Нажми на картинку

№ слайда 15 Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
Описание слайда:

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

№ слайда 16 Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших рес
Описание слайда:

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.

№ слайда 17 Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бы так широко известен за
Описание слайда:

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бы так широко известен за рубежом, как его великие предшественники.

№ слайда 18 Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного литературно
Описание слайда:

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного литературного языка.

№ слайда 19 Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты,
Описание слайда:

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

№ слайда 20 Нет новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лекси
Описание слайда:

Нет новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно- технического прогресса.

№ слайда 21 Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверж
Описание слайда:

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. Юрий Рождественский Нажми на картинку

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Вывод. Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее поло
Описание слайда:

Вывод. Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небрежным отношением к нему со стороны его носителей.

№ слайда 24 Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления де
Описание слайда:

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. … мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. А.А.Ахматова

№ слайда 25  2007 год был годом русского языка
Описание слайда:

2007 год был годом русского языка

Конспект открытого урока русского языка в 9-ом классе на тему "Русский язык в современном мире и в будущем".
  • Русский язык и литература
Описание:

Русский язык в современном мире и в будущем.

 

Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа.

Задачи:

- углубление знаний о русском языке

- совершенствование навыков работы с информацией

- воспитание чувства патриотизма и бережного

отношения к своему языку

                               Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.

3.Выдвижение тезисов  языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.

4. Представление  информации по тезисам .

5. Обсуждение информации. Анализ  материала.

6. Презентация отчётов групп.

7. Обобщение и выводы. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

 

                                      На всей земле был один язык и одно наречие.

                                      И сказали люди друг другу: «Построим себе город

                                      и башню высотою до небес». И сказал Господь:

                                      «Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

                                      начали делать, и не отстанут они от того, что

                                      задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

                                      чтобы один не понимал речи другого».

                                      И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

                                                                         Книга Бытия

 

 

Учитель: Постараемся с вами ответить на вопросы, которые задают многие лингвисты , филологи и простые россияне:

 

На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

 

Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.

                                                                           А.Столяров

Учитель: Для этого зададим простой вопрос :

«Хорош ли русский язык?»  и  это будет тезис для сочинения-рассуждения, которое будет домашним заданием .

 

Учитель: Напомните алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Предлагаю в качестве доказательств тезиса использовать приём антитезы.

Значит, какие стороны русского языка мы будем характеризовать?

 

Запишите   аргумент №1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

 

Учитель: Девочки подготовили самостоятельно материал , пользуясь Интернет-ресурсами, который поможет вам прокомментировать предложенный тезис. Вы, слушая, запишите в тетрадь не менее 2-ух комментариев.

 

Комментарий к аргументу №1:

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

70% населения в СНГ владеет русским языком.

На русском языке опубликовано 1/3 мировой научной литературы.

Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику .

Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

 

Запишите  аргумент №2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

 

Комментарий к аргументу №2:

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного

литературного языка.

Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений

и предметов современного мира.

Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

 

Домашние индивидуальные задания:                                                                Учитель: Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Используя Интернет, девочки коротко  расскажут о языках  эсперанто, глобиш, рунглиш, албанском или языке « падонкаф».

 

Учитель: Чтобы ответить на поставленный в начале урока  вопрос, послушаем ещё одну информацию, которая может быть убедит вас  в правильном выборе .

 

Презентация: Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:

Огромный лексический запас

Свобода словообразовательных возможностей

Богатство синонимики

Широкое применение оценочной лексики

Стилевое разнообразие

Литературно-художественная разработанность

Гибкость порядка слов

Мелодичность речи

Способность адаптировать заимствования из разных языков

 

 

Учитель: Так может ли русский язык занять главенствующее положение в мире, как можно повысить статус его, станет ли мир говорить на русском? Может это риторические вопросы?

 

Вывод:    Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

 

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.

 

Учитель: Я думаю, у вас достаточно материала для того, чтобы написать сочинение-рассуждение на тему: «Хорош ли русский язык?», а прослушанный материал на уроке закрепим небольшим тестом .

 

Учитель: презентация, представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)

Примите эти советы от Ю.Рождественского и берегите свой язык.

 

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение « Хорош ли русский язык?».

 

Приложение.

Юрий Рождественский Хорош ли русский? (фрагмент)

 

Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?

1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.

2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.

3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.

4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.

5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.

6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.

Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:

а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле

 

 Приложение.

1.У ООН есть свои рабочие языки, на которых проводятся конференции, составляются юридические документы. Всего таких языков, особенно значимых в международном общении, шесть. Назовите хотя бы четыре из них.

 

2.Языками международного общения являются те, которые используются в наибольшем количестве различных сфер жизни, таких как наука, искусство, коммуникация, дипломатия, торговля, транспорт, туризм. Это распространения обусловлено социальными и лингвистическими факторами. Приведите хотя бы по одному примеру каждого из этих факторов.

 

 

3.Некоторые русские слова почти без изменений вошли в другие языки. Например, слово спутник. А какие из нижеприведённых слов также вошли в мировой обиход: царь,школа, президент, большевик, водка, самовар, сарафан?

 

 

4.Сегодня учёные-лингвисты всё чаще и чаще говорят о заимствовании русским языком английских слов, например: сканер, компьютер, бодибилдинг. Некоторые даже опасаются, как бы русский не был полностью вытеснен своим более удачливым собратом. Как ещё одну возможную перспективу дальнейшей судьбы русского отмечают его превращение в рунглиш, некую гибридную форму. А гибридом чего является рунглиш и в чём его суть?

 

 

5.После распада СССР в ставших независимыми государствах начался активный процесс развития национальных языков, а вот русскому стали уделять всё меньше и меньше внимания. И только в трёх странах его положение по-прежнему остаётся надёжным. Во-первых, это Казахстан, где работают люди разных национальностей (немцы, казахи, русские, корейцы), которые используют для общения более распространённый язык. Во-вторых, Киргизия, закрепившая за русским языком статус официального. А вот какая третья страна?

 

 

6.Михаил Васильевич Ломоносов (вслед за римским императором Карлом Пятым) однажды сказал, что на испанском языке следует говорить с Богом, на французском – с друзьями, на итальянском – с женщинами. А на каком языке нужно говорить с неприятелем и какой язык, по мнению Ломоносова, пригоден для всех вышеперечисленных целей?                                            

 

 

1.У ООН есть свои рабочие языки, на которых проводятся конференции, составляются юридические документы. Всего таких языков, особенно значимых в международном общении, шесть. Назовите хотя бы четыре из них.

 

 

2.Языками международного общения являются те, которые используются в наибольшем количестве различных сфер жизни, таких как наука, искусство, коммуникация, дипломатия, торговля, транспорт, туризм. Это распространения обусловлено социальными и лингвистическими факторами. Приведите хотя бы по одному примеру каждого из этих факторов.

 

 

3.Некоторые русские слова почти без изменений вошли в другие языки. Например, слово спутник. А какие из нижеприведённых слов также вошли в мировой обиход: царь,школа, президент, большевик, водка, самовар, сарафан?

 

 

4.Сегодня учёные-лингвисты всё чаще и чаще говорят о заимствовании русским языком английских слов, например: сканер, компьютер, бодибилдинг. Некоторые даже опасаются, как бы русский не был полностью вытеснен своим более удачливым собратом. Как ещё одну возможную перспективу дальнейшей судьбы русского отмечают его превращение в рунглиш, некую гибридную форму. А гибридом чего является рунглиш и в чём его суть?

 

 

5.После распада СССР в ставших независимыми государствах начался активный процесс развития национальных языков, а вот русскому стали уделять всё меньше и меньше внимания. И только в трёх странах его положение по-прежнему остаётся надёжным. Во-первых, это Казахстан, где работают люди разных национальностей (немцы, казахи, русские, корейцы), которые используют для общения более распространённый язык. Во-вторых, Киргизия, закрепившая за русским языком статус официального. А вот какая третья страна?

 

6.Михаил Васильевич Ломоносов (вслед за римским императором Карлом Пятым) однажды сказал, что на испанском языке следует говорить с Богом, на французском – с друзьями, на итальянском – с женщинами. А на каком языке нужно говорить с неприятелем и какой язык, по мнению Ломоносова, пригоден для всех вышеперечисленных целей?   

                    

 

Автор Биро Татьяна Исмаиловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1743
Номер материала 17028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓