Главная / Русский язык и литература / Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Употребление причастий и деепричастий в речи»

МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово











Конспект открытого урока



по русскому языку в 6 Б классе





«Употребление причастий и деепричастий в речи»















Учитель русского языка и литературы:

Абакумова М.В.





2014 год



Урок № 136

Тема урока:

«Употребление причастий и деепричастий в речи»

Цели урока:

  1. Обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их даже выделяют в особые формы.

  2. Сформировать умение правильно использовать причастия и деепричасти в речи.

Методическое обоснование:

Вид глагола относится к числу важнейших постоянных морфологических признаков, подробно рассматриваемых на уроках. Глаголы совершенного и несовершенного вида анализируются не только с точки зрения смысловых, но и морфемных различий. Дети должны запомнить, что приставки, как правило, указывают на совершенный вид, а суффиксы – ива- (-ыва-) являются верным признаком глагола несовершенного вида.

Оборудование:

SMART-доска, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

Опрос:

СЛАЙД №2

- Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу».

- что это за форма?

- причастие.

- как вы понимаете слова Ломоносова?

- от прилагательного причастие унаследовало способность определять, обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии.

3. Введение нового материала.



НАБЛЮДЕНИЕ за употреблением причастий (упражнение 518 )

СЛАЙД №3

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Используя текст этого стихотворения, покажите способность причастий являться выразительными средствами в художественном тексте.



Назовите слова, которые помогают нарисовать пейзаж, создать настроение. Это прилагательные и причастия.

Прилагательные

Причастия

Весенней сыростью

Круглые бубенчики

Плотные бубенчики

Зеленый лист

Прохладен цветок

Хрупок цветок

Душист цветок

Раннею весною

Счастливую тоску

Горькому цветку


Разбуженный лес

Объят лес

Закрыты бубенчики

Спеленутый цветок

Завернутый цветок

Нетронутой глуши



- Какова роль прилагательных?

- Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов.

Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета.

- Какова роль причастий?

- придают образность, передают настроение автора. Причастия «разбуженный», «спеленутый» употреблены в переносном значении. Это олицетворение.

Вывод:

В художественных текстах часто используются прилагательные и причастия для создания большей выразительности и образности речи.

ИЗУЧЕНИЕ теоретического материала на с.237

НАБЛЮДЕНИЕ за употреблением причастий (упражнение 519 )



СЛАЙД № 4



Причастия, совмещая признаки разных частей речи, богаче содержательно, а потому более экономны.

В текстах картины природы переданы через причастные формы и обороты, которые выполняют изобразительную функцию.

Причастия создают живую картину, усиливая образную и эмоциональную значимость слов.

Таким образом, причастия являются средством живописания.



4.Практикум.

Различение причастий и прилагательных.

Упражнение 520 (1 чел. у доски)

Работа со SMART-доской (2 чел.)

РАЗЛИЧЕНИЕ причастий совершенного и несовершенного вида по значению незавершенности и завершенности действия и по вопросам.

СЛАЙД № 5

- Обратимся к стихотворению.

Кипя,

 Шипя,

 Журча,

 Ворча,

 Струясь,

 Крутясь,

 Сливаясь,

 Вздымаясь,

 Мелькая, шурша,

 Резвясь и спеша,

 Скользя, обнимаясь,

 Делясь и встречаясь,

 Ласкаясь, бунтуя, летя,

 Играя, дробясь, шелестя,

 Блистая, взлетая, шатаясь,

 Сплетаясь, звеня, клокоча,

 Взвиваясь, вертясь, грохоча,

 Морщинясь, волнуясь, катаясь,

 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

 Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

 Вперед убегая в свободном задоре —

 Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.

- В чем особенность текста? Какую роль выполняют в нем деепричастия?

СЛАЙД № 6

Деепричастия также являются средством образного изображения действительности.

Обладая изобразительными качествами глагола, его разнообразными смысловыми и экспрессивными оттенками, они более лаконично и точно выражают значения.

Скопление деепричастий создает атмосферу волнения морской пучины.



Работа со SMART-доской (2 чел. у доски)

Диск «Фраза» Обучающая программа-тренажер по русскому языку – 400 заданий!

Правописание причастий.

Знаки препинания при деепричастном и причастном оборотах.



ИЗУЧЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ правописания суффиксов причастий

(упражнение 522) (1 чел. у доски)



5.Итог урока.

Об использовании каких глагольных форм в речи говорили мы сегодня?

Какова роль употребления причастий и деепричастий в речи?



6. Домашнее задание:

Параграф 47, упр. 525.

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Употребление причастий и деепричастий в речи»
  • Русский язык и литература
Описание:

Употребление причастий и деепричастий в речи -непростая тема.

Цель предлагаемого урока - обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на глагол, что их  даже выделяют в особые формы; а также сформировать умение правильно использовать причастия  и деепричастия в речи.

Вид глагола относится к числу важнейших постоянных морфологических признаков, подробно рассматриваемых на уроках.

Глаголы совершенного и несовершенного вида анализируются не только с точки зрения смысловых, но и морфемных различий. Дети должны запомнить, что приставки, как правило, указывают на совершенный вид, а суффиксы – ива- (-ыва-) являются верным признаком  глагола несовершенного вида.

 

 

Автор Абакумова Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2128
Номер материала 27209
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓