Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект открытого экологического занятия по теме "Насекомые"

Конспект открытого экологического занятия по теме "Насекомые"

Скачать материал

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

НА ТЕМУ

 

«НАСЕКОМЫЕ.

ЗНАКОМЫЕ…

НЕЗНАКОМЫЕ?..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  ВЫПОЛНИЛА: ПЕТКЕВИЧ Л. Н.

                                                                                                       Специалист высшего  

                                                                                                       уровня

                                                                                                       квалификации 2

                                                                                                       категории,

                                                                                                       учитель 4 «Б» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ  ГОД

 

 

 

 

ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ. ЗНАКОМЫЕ… НЕЗНАКОМЫЕ?»

 

ЦЕЛИ: 1. Знакомство со сложным устройством жизни насекомых на примере муравья.

              2. развитие познавательного интереса, наблюдательности, творческих способностей         

                  учащихся.

              3. Коррекция развития эмоциональной сферы учащихся.

              4. Воспитание заботливого, внимательного отношения к природе.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

              1. Презентация.

              2. Эмблемы.  

              3. Закладки.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.      Инсценирование ст-ия С.Михалкова «Лесная академия».

2.      Вступительное слово учителя (сообщение темы).

3.      Виды муравьёв.

4.      «Кто сильнее всех на свете?»

5.      «Кто быстрее всех на свете?»

6.      Внешний вид.

7.      Жизнь муравьёв (устройство муравейника).

8.      Маскировочная окраска.

9.      Для чего нужны муравьи?

10.  Инсценирование басни «Стрекоза, Муравей и другие…»

11.  Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Лесная академия
(инсценировка)

 

Действующие лица:

Майский Жук, Шмель, Муха, Стрекоза, Кузнечик, Клоп, Комарик, Муравей, Паук, Таракан.


Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:
А - Акула, Б - Берёза,
В - Ворона, Г - Гроза...
- Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д - Дорога, Е - Енот...
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

Ж - Журавль или Жаба,
3 - Забор или Змея...
- Не смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

И - Иголка, К - Крапива,
Л - Личинка, Липа, Луг...
- Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!

М - Медведь, Мышонок, Море.
Н - Налим, а О - Олень...
- В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

П - Петрушка,
Р - Ромашка,
С - Сучок или Сморчок...
- Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т - Травинка, У - Улитка,
Ф - Фиалка, Х - Хорёк...
- После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало -
Только ползать и летать!

 

2.      Вступительное слово (сообщение темы).

Учитель:

-  Дорогие гости!  Мы рады приветствовать вас в Лесной Академии. Наше занятие посвящено, как вы уже, наверное, догадались, удивительному миру насекомых.

   Вы думаете, что насекомые только досаждают нам? Хотели бы вы избавиться от этих надоедливых созданий навсегда? Возможно, вы травите, давите и бьете их при любом удобном случае? Но прежде чем объявлять всеобщую мобилизацию на борьбу с любой букашкой, попавшейся вам на глаза, почему бы не узнать как можно больше об удивительно и неповторимом мире насекомых? Так как насекомых на нашей планете в двести миллионов раз больше, чем нас людей, то они, всегда будут находиться рядом с нами!

   Давайте, поближе познакомимся лишь с одним из этих удивительных крошечных созданий, и вы сможете убедиться, что они заслуживают вашего внимания и уважения.

 

-  Кто же  герой нашего рассказа?

 

«Отгадать загадку»

 

Без работы, хоть убей,

Жить не может … (муравей)

 

-Правильно, это -  муравей. Он кажется нам таким знакомым. Но так ли это?

 

Я прошу вас быть очень внимательными, так как в конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: «Почему героем нашего рассказа стал именно Муравей?»

 

3.      Виды муравьёв.

 

МУРАВЕЙ

 

Мы различных насекомых,
Даже хорошо знакомых,
Видим только иногда.
Но встречаемся всегда

С муравьями и в лесах,
В огородах и в садах,
В скверах, в роще, средь полей.
Всюду - шустрый муравей.

 

Науке известно более 10 000 видов муравьёв. Одним из самых распространённых  является чёрный садовый муравей.

А ещё есть муравьи портные (их ещё называют муравьями-ткачами), муравьи-плотники, муравьи листорезы, африканские рыжие кочевые муравьи, бродячие муравьи из Южной Америки.

 

4.      Кто сильнее всех на свете?


Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей!


Хоть и мал, зато - силён,
Тяжелей себя ведь он
Может ношу поднимать,
Раз примерно в двадцать пять.

 На самом деле, он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.



Если представить, что _____   (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш _____  поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. Но муравей не только самый сильный на планете.

 

5.      Кто быстрее всех на свете?

 

Оказывается, он ещё быстрее человека.

Учёные недавно подсчитали, что бродячий муравей (длина тела – 1 см) может передвигаться со скоростью 3 метра в минуту, т.е. 180 метров в час или 0,18 км/ч. Кому-то эта скорость может показаться незначительной.  А теперь давайте немного посчитаем:  средний легковой автомобиль примерно в 450 раз больше  муравья. Если мы скорость муравья, 0,18 км/ч умножим на эту разницу, 450 раз, то получится, что муравей движется со скоростью 81 км/ч. Это, конечно, не предельная скорость передвижения автомобиля, но уж точно в несколько раз больше скорости бегущего человека.

 

6.      Внешний вид.

 

А теперь давайте внимательно рассмотрим нашего героя.

 

На иллюстрации хорошо видно, что голова муравья выглядит очень большой в сравнении с общими пропорциями тела. На голове у него имеются два усика: это антенны, играющие роль органов обоняния, осязания и вкуса (как у людей – нос и язык). У муравьёв нет ушей, подобных человеческим, но он может «слышать», т.е. улавливать колебания почвы. Как и у других насекомых, глаза у муравья имеют сложное строение: каждый глаз состоит примерно из 1000 фасеток-хрусталиков. Для сравнения – у человека глаз имеет только 1 хрусталик. Фасетчатые глаза хорошо засекают малейшее движение, но сосредоточить взгляд муравей может только на тех предметах, которые находятся на очень близком расстоянии.

Позади головы расположена грудь, где находятся сердце и пищевод, по которому пища поступает в брюшко. Грудь снабжена мощными мышцами, которые приводят в движение ножки муравьёв.

Тонкая талия (перехват) соединяет грудь муравья с брюшком, где проходит процесс переваривания пищи. По сравнению с грудью, брюшко довольно велико. У некоторых видов муравьёв на заднем конце брюшка имеется ядовитое жало, которым они могут защищаться от нападения любого из своих врагов.

Тело муравья покрыто твёрдой оболочкой, играющей роль скафандра и защищающей внутренние органы от повреждений. У  одних видов муравьёв есть крылья, у других – нет. Длина тела у некоторых видов не превышает двух миллиметров, у других же - достигает величины вашего мизинца.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

 

7.      Жизнь муравьёв (устройство муравейника).

 

А теперь давайте познакомимся с жизнью этих удивительных созданий.

Все виды муравьёв объединяет одно общее свойство – они живут большими семьями (колониями).

 

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.


Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

 

Муравьи большой семьёй
Обитают под землёй.
Там настойчивым трудом
Строят необычный дом,


Есть в котором коридоры,
Многочисленные норы,
Залы, спальни, кладовые
И посты сторожевые


Дом лесной - совсем иной.
Словно башня над землёй,
Он стоит среди ветвей.
В нём - десятки этажей.



 Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в  идеальной чистоте.


Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.


Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.


Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших  собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все входы-выходы, муравьи сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.


В хлебном складе муравьи хранят зерна.


Ну а сытная еда
Им встречается всегда.
Это - куколки, жуки,
Мотыльки и червяки.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

 

Съесть способны даже ос,
Мушек, бабочек, стрекоз.
Иногда находят дар -
Сахар, мёд или нектар,

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли.

 

Но сироп древесных тлей
Ими ценится сильней.
Тли, как дойные коровы,
Муравьёв кормить готовы.

Их жильё - трава, кусточки,
Пища - нежные листочки,
Встанут тесно на листок,
И сосут растений сок.

Муравьи с зарёю рано
Заступают на охрану.
Сладких тлей, невзрачных с виду,
Не дают они в обиду,

Их содержат иногда
Много - целые стада.
Подползают молча к стаду,
Пьют сироп, а если надо,

На себе друзей разносят,
К свежим листикам подносят,
Так, за доблестную службу,
Получают корм и дружбу.

 

Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят коров и ухаживают за  ними, так муравьи  заботятся о тлях.


В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. 


Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Итак, чёрные садовые муравьи устраивают гнёзда  под камнями, поваленными деревьями, в земле, в виде конуса.

 

Муравьи-портные для устройства гнезда из листьев затаскивают в крону дерева своих личинок, которые вырабатывают липкую шелковистую паутину, склеивающую листья между собой. Таким образом и формируется гнездо.

 

Южноамериканские муравьи-листорезы устраивают свои гнёзда вокруг грибницы. Сначала они выращивают её.  Насекомые отгрызают крошечные кусочки листьев от растущих около гнезда растений, тащат их домой, пережёвывают и используют в качестве удобрения для грибницы. Вырастив таким образом грибницу, они её употребляют в пищу.

 

8.      Маскировочная окраска.

Как и любое другое насекомое, муравьи хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке.

 

В лесу могут проживать миллионы муравьёв, но вполне возможно, что вы их даже не заметите, поскольку окраска служит им хорошей маскировкой.

Так, например, европейские древесные муравьи имеют рыжевато-коричневую окраску и живут преимущественно в сосновых лесах, где их нелегко заметить.

А вот муравьи-плотники, которым приходится прятаться в трещинах тёмной древесной коры, имеют подходящую коричневую окраску.

Другие муравьи, например, жёлтые луговые, живут на травянистых полянах, и их тела сливаются с жёлтой, высушенной солнцем травой у самой земли.

Ну, а чёрных садовых муравьёв трудно разглядеть на такой же чёрной земле сада.

9.      А для чего же  нам нужны  муравьи?

Муравьи  участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается,   и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелённых растений, питательные вещества.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами природы».

Так кто же они - друзья или враги?

   Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то, от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.

   Нередко для борьбы с вредными насекомыми, люди используют методы, не портящие экологический баланс, выращивая и охраняя природных врагов насекомых. Обычная божья коровка и златоглазка — прекрасный механизм защиты от тлей. А в Юго-Восточной Азии врачи обнаружили, что всего лишь пара личинок стрекозы может полностью предотвратить появление и развитие личинок комаров в емкости с водой.

   И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь.  Вот слова одного  учёного: “Насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

Вы не забыли, что в начале занятия перед вами был поставлен вопрос: почему героем нашего рассказа стал Муравей? Чтобы более точно понять это, я предлагаю посмотреть инсценировку известной  басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Только смотрите внимательней – басня та, да не та.

 

10.  И.А.Крылов и Ко. «Стрекоза, Муравей и другие»

Действующие лица:

Стрекоза, Муравей, Пчела, Оса, Бабочка, Светлячок, Кузнечик, Сверчок.

 

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

 

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

 

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт

И кому же в пойдёт

На желудок петь голодный.

 

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

 

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

 

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.» -

«А, так ты…» - «Я без души

Лето целое всё пела». –

 

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

 

Что же делать Стрекозе?

Вновь она в большой тоске:

Ветер злой по полю рыщет,

Где найти приют и пищу?

 

Дальше Стрекоза ползёт.

Видит, маленький домок,

Из трубы идёт дымок –

Пчёлка в доме том живёт.

 

«Пчёлка, Пчёлочка, дружок,

Полосатенький бочок!

Ты пусти меня к себе,

Не дай погибнуть Стрекозе!»

 

Только Пчёлка молвит ей:

«Это видано – то где,

Чтобы Пчёлка-непоседа

Помогала Стрекозе?»

 

Отказались ей помочь

И Оса, и её дочь,

Бабочка, и Светлячок,

И Кузнечик, и Сверчок.

 

В каждом доме говорят:

«Веселиться каждый рад!

Только чтобы веселиться,

Не мешало б потрудиться!»

 

Вновь тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Поняла я, что была очень, очень не права!

 

Радость есть не в том веселье,

Что приходит от безделья.

От души трудиться буду –

Науку вашу не забуду!»

 

 

Мораль сей басни такова

(И в этом истина, друзья):

Не забыть бы нам подчас,

Что делу – время, потехе – час!

 

 

   Итак, почему же героем нашего рассказа был выбран Муравей?

Правильно. И хорошим подтверждением вашего вывода является фраза из рассказа Ибрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»:

   

   «Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живёшь не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду».

 

11.  Подведение итогов.

 

А теперь давайте подытожим всё то, что вы сегодня узнали о муравьях. А поможет нам в этом рассказ в картинках. Ваша задача – заменить картинки словами. Я покажу, как это сделать

(читается текст).

 

   На память о нашем занятии мы хотим подарить вам закладки с изображением насекомых. Пользуйтесь ими и помните, что  рядом с нами существует удивительный и неповторимый мир – мир живой природы. И именно мы, люди, должны научиться жить в мире и согласии со всеми его обитателями. Наблюдайте за природой, цените её, и она навсегда станет вашим другом!

 

 

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Использованные материалы:

 

  1. Насекомые. Полная энциклопедия/перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  2. И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».
  3. Материалы интернет – ресурсов (иллюстрации)
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого экологического занятия по теме "Насекомые""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное занятие посвящено насекомым, а именно - муравью. Все мы знаем это насекомое, но вот всё ли мы знаем?

В разработке использована басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей". Однако в нашем занятии басня получила продолжение, написанное мной к этому занятию.

 Также  была показана инсценировка   стихотворения Сергея Михалкова "Лесная академия". 

Дети узнали об уникальных способностях мураьёв, разнообразии их видов и приспособленности к жизни в разных природных зонах.

Занятие сопровождалось яркой, красочной презентацией. 

Заранее благодарна за просмотр и, возможно, использование конспекта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 454
    • DOCX 66.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петкевич Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петкевич Лариса Николаевна
    Петкевич Лариса Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 576
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе