Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект открытого урока по русскому языку" Правописание ЖИ-ШИ"

Конспект открытого урока по русскому языку" Правописание ЖИ-ШИ"

Скачать материал

Образовательная технология: Разноуровневое обучение

 Тема: «Правописание жи - ши».

Цели и задачи урока:

    - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].

    - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ  в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И,  

  - развитие и корригировать   речи учащихся при изменении слов, при составлении предложений.

, расширение словарного запаса.

   - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков; воспитание коммуникативных навыков

Планируемые результаты:

    - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

    - научатся относить объекты к известным понятиям

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    - научатся выбирать уровень заданий в зависимости от своего уровня развития и подготовленности.

Оборудование и дидактические материалы:

Интерактивная доска и мультимедийная установка

Приложение к учебнику «Русский язык» Климановой Л. Ф., Макеевой С. Г. с учебными тренировочными упражнениями.  Конверты   сзаданиями, льдинки со словам «Жизнь». Прищепки.

Карточки  с деформированным текстом.

 

                                 Ход урока.

1.                  Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Ребята, поздоровайтесь с гостями.

- Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Мне очень приятно видеть ваши улыбки и я надеюсь, в конце урока  улыбки останутся на ваших лицах.

Тихо сели, спинки прямо,

Вижу, класс наш хоть куда.

 

2. Актуализация  знаний

- Какой сейчас урок?  (Сейчас урок письма и развития речи.)

- Какой он по счёту? (Второй).

- Какой сейчас идёт месяц? (декабрь)

-Какой он по счёту из зимних месяцев?(первый)

- Какое число? (Сегодня 5 число)

- Откройте тетради. Вспомним правила  посадки:

   Ножки – прямо

  Спина – прямая

  Тетрадь – под  наклоном.

- Запишите дату в тетради:     5 декабря.

                                                Классная  работа.

 - Какое  время года наступило? (Наступила зима)                                                              СЛАЙД  Зима

- Какие признаки зимы вы знаете? (На улице холодно, мороз, застывает река, выпадает снег, люди ходят в тёплой одежде, деревья стоят голые).

- Вы чувствуете в классе стало холодно? Где же мы оказались?

                                                                                    Слайд. Картинка с изображением Снежной королевы)

- Кто знает, где мы оказались? (В царстве Снежной Королевы).  (Сказка .Ханса Христиана Андерсена)

- Кто там сидит? ( Кай).

- Он заколдован, а Герда  старается помочь ему составить слово  из льдинок, чтобы расколдовать его, но не получается. Давайте поможем Герде -  выполним задания.   Всего  льдинок ПЯТЬ, значит  букв в слове  коже  ПЯТЬ.

  

3. Работа над  ошибками.

1 льдинка  

Проверка  .Итог.

4.  Проверка домашнего  задания.  

-Повторите правило, которое было домашним заданием .

- Ребята, а вспомнить правило  вам помогут вот эти предметы.

(Слайд. Жук, шарф, часы, щётка).                                                      Слайд.

- Назовите предметы  и  прочитайте подписи под  ними.

- Чётко произнесите первый звук  в этих словах (Ж, Ш, Щ, Ч). 

- Назовите хором эти звуки.

- Расскажите правило, которое вы изучали дома. (1 ученик – Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные)

- Повторим хором это правило.

4. Физминутка.

С царстве Снежной Королевы  пошёл снегопад.

                                                                                                            (Слайд + музыка).

Давайте встанем и исполним танец Снежинок.

5. Минутка  чистописания.

- Снег запорошил все  дорожки . Остались вот такие следы.  Вам надо  красиво запишем  в тетрадь то что осталось на первой дорожке.

- Прежде, чем  запишем давайте  выполним пальчиковую гимнастику.

- В царстве Снежной Королевы очень холодно и мороз кусает наши пальчики. Возьмите прищепки и щипаем кончики пальцев.

            Дед Мороз – седая борода!

            Не морозь меня!

            Я пойду на улицу,

            На коньках кататься,

            Буду прыгать и играть,

            Над тобой смеяться.

- А теперь согреем наши ладони – потрём их.                  Слайд.

 

Отсканировано 13.04.2011 18-36.bmp

 - Прочитайте слоги на второй дорожке ( строчке). Запишем их тоже.

- Дайте характеристику  звуку Ж. (Звук Ж – согласный, звонкий).

- Дайте характеристику  звуку Ш. (Звук Ш – согласный, глухой).

- А ещё, что  вы можете сказать об этих  звуках? (Они парные согласные).

 - Давайте, их  запишем  на минутке чистописания.

- Какое соединение букв? (Соединение букв – верхнее).

- Вспомним правила посадки:

- ножки – прямо,

- спина – прямая,

- тетрадь – под наклоном.

- О чём нужно помнить, чтобы правильно каллиграфически их написать? (Наклон, высота элементов, расстояние между элементами.) Сели правило  и стараемся выводить каждую букву.

 Итог. - Подчеркните  самый красивый слог, который у вас получился.

 

6. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на слоги, которые мы записали.

Сегодня мы потренируемся в написании ЖИ и ШИ, чтобы навсегда запомнить эти сочетания и писать без ошибок.

- Какое правило вы вспомнили? (Жи, ши  - пиши с буквой и).

 

 7.Изучение нового  материала.  Работа  по  теме.

1)_Почему в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?                            Слайд.

Послушайте сказку:

 

“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

 

2) Работа в парах. Изучение правила. 

 

-Откройте книгу. Стр. 98.

- Самостоятельно прочитайте правило;

- Прочитайте правило товарищу;

- Закройте книгу. Расскажите правило товарищу и послушайте, как он расскажет вам. 

- Давайте хором повторим правило.

7. Словарная работа.                            Слайд

- А вот и 2 льдинка появилась.

Задание: угадайте словарные слова, запишите их, подчеркните букву, которую надо запомнить и поставьте ударение.

(Слайд.  Изображены предметы: машина, корзина, тарелка, мебель, картофель, посуда.).

- Новый вид работы, отметьте красную стоку, запишите слова, вставьте  пропущенные  буквы, поставьте ударение.

- Проверьте себя (на экране появляются слова).     Итог.

- Скажите, какое из этих словарных слов  подходит к нашей теме урока? (К нашей теме урока подходит слово – машина).

- Назовите орфограмму  в этом слове? (ЖИ,ШИ пиши с буквой и).

 

9. Работа  с учебником                                               Слайд.

- Вот появилась ещё одна льдинка.

Задание: Найдите  пословицы  в учебнике на странице 98  в  упражнение№2 и выполните задание.

Чтение задания.

- Прочитайте пословицы  в учебнике, а на экране найдите объяснение пословицы.

Работа в парах, обсудите с соседом.

- Запишите пословицы и найдите  слова  с сочетаниями жи, ши, подчеркните слоги  жи, ши.

(У доски 1 человек пишет пословицу с объяснением,    

вторую пословицу записывают самостоятельно,

 проверяют по экрану). (ОЦЕНКА)

 

10. Физминутка.

- Давайте немного отдохнём. Я называю слова, если есть сочетание жи, ши, вы хлопаете, если нет – поднимаете руки вверх.

(Вершина, пружина, пушинка, хлопок

Шишка, бычок, машина, носорог).

 

11. Закрепление.                   Вот  ёщё  одна льдинка.

       Работа  по  карточкам.

  Измени      слово

 Один.               Много.

Малыш ._______________

Нож.___________________

Груша._________________

Чиж.___________________

Лужа.__________________

 

- Запишите слова во множественном числе и подчеркните слоги жи, ши.

(Малыш, нож, груша,  чиж,лужа).

(1 человек работает у доски – с объяснением). (ОЦЕНКА)

 

 


- Ну вот мы выполнили задание на всех льдинках – составьте слово.

- Какое слово получилось? (Жизнь).

 

- Кай расколдован, он оттаял и ожил. Герда говорит вам спасибо, они прощаются  с нами.

- Да и мы оказались дома, у нас стало тепло, уютно, хорошо.

12. Домашнее задание.

- Найдите в учебнике страницу 99, упражнение 4.

Послушайте задание. (Учитель читает и объясняет задание:

- Закройте учебник и положите на край  стола.

13. Итог урока.

- Услышим скоро мы звонок

  Пора заканчивать урок.

- Скажите, какое правило повторили сегодня на уроке?

 - Выберите снежинку с настроением и положите её под обложку тетради, а  я посмотрю, какое настроение было  у каждого из вас.

14.Рефлексия.

Ø    Что тебе понравилось на уроке?

Ø    Что было трудно на уроке?

Ø    Над чем нужно ещё поработать?

- Какое задание для вас было самым интересным на уроке?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Передайте тетради на первую парту.

На этом урок окончен – большое спасибо всем. (Звонок)

 

 

 

 

 

Вставь  пропущенные буквы.

Лыж_, мыш_ и уж_,

Ш_ны, ёж_ки, чиж_.

Ж_ да Ш_, Ж_ да Ш_

С буквой _ всегда пиши.

 

Чиж_, уж_, еж_, стриж_,

Ж_рафы, мыш_ и морж_,

Ш_повник, ш_ны, камыш_,

Маш_ны и карандаш_.

 

 

Исправь ошибки.

 

  Мы собирали рыжыки в лесу.

  На столе стоит кувшын.

  В городе всюду машыны.

  В жывом уголке крольчата..

   С наукой и трудом дружы!

 

 

 

Вместо черточек надо вставить нужный слог: жи или ши.

 «В ж…вом уголке ж….л маленький бельчонок. Дети кормили бельчонка орехами и  ш…шками. Сначала бельчонок  боялся детей, а затем бельчонок к детям привык. Бельчонок позволял гладить свою пуш….стую шубку. Детям нравилось ухаж….вать за  бельчонком. Дети подруж… лись с бельчонком». 

 

 

 

    

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

                                Измени      слово

 

  Один.                       Много.

Малыш ._______________________    

Нож.__________________________

Груша._________________________

Чиж.___________________________

                                                         

 

 


                             Измени      слово

 

  Один.                       Много.

Малыш ._______________________    

Нож.__________________________

Груша._________________________

Чиж.___________________________

Лужа.__________________________

Карандаш.___________________________    

 

 

 

 

                             Измени      слово

 

  Один.                       Много.

Малыш ._______________________    

Нож.__________________________

Груша._________________________

Чиж.___________________________

Лужа.__________________________

                                                         

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока по русскому языку" Правописание ЖИ-ШИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Образовательная технология: Разноуровневое обучение

 Тема: «Правописание жи - ши».

Цели и задачи урока:

    - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].

    - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ  в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И,  

  - развитие и корригировать   речи учащихся при изменении слов, при составлении предложений.

, расширение словарного запаса.

   - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков; воспитание коммуникативных навыков

Планируемые результаты:

    - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

    - научатся относить объекты к известным понятиям

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    - научатся выбирать уровень заданий в зависимости от своего уровня развития и подготовленности.

Оборудование и дидактические материалы:

Интерактивная доска и мультимедийная установка

Приложение к учебнику «Русский язык» Климановой Л. Ф., Макеевой С. Г. с учебными тренировочными упражнениями.  Конверты   сзаданиями, льдинки со словам «Жизнь». Прищепки.

 

Карточки  с деформированным текстом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 537 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 499
    • DOCX 987.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаврилова Людмила Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаврилова Людмила Григорьевна
    Гаврилова Людмила Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27460
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 515 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек