Конспект
образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема:
«Свойства воздуха».
Цель:
систематизировать знание детей о свойствах воздуха через организацию совместной
деятельности.
Задачи:
1) Развивать
познавательно – исследовательскую деятельность детей через элементарное
экспериментирование.
2) Закреплять
умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать
результат при помощи действия и слова.
3) Создавать
эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, воспитывать у детей
доброжелательное отношение к друг другу
4) Развитие
целостного восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета,
развивать коммуникативные навыки.
5) Обеспечить
получение опыта взаимодействия в парах (группах) преодоление боязни тактильного
контакта.
6) Упражнять
в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия,
закреплять положительные эмоции.
Предварительная
работа:
Наблюдения
за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств
воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и
человека, работа с календарем природы.
Оборудование:
Оборудование
для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые
пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая,
корочки апельсина. Листы бумаги по количеству детей.
Виды
деятельности: познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная, трудовая, художественно-творческая.
Интеграция
образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методы
и приемы: наглядные, словесные
Организационный
момент:
- Вы знаете, что
такое лаборатория? Правильно – это помещение. Где проводят разные опыты и
исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для
проведения опытов. Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая
называется «Научная лаборатория».Можно я на правах старшей по возрасту возьму
на себя роль заведующей лабораторией?(одевает халат, шапочку, очки). А вы
будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории
должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать
без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать
работать другим.
Правило №3. Содержимое сосудов не
пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с
оборудованием. Проработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно
проводить только в присутствии взрослых.
-Что мы сегодня будем исследовать вы
узнаете отгадав загадку.
Он
нам нужен чтоб дышать,
Чтобы
шарик надувать.
С
нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что
это?
-Правильно
воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы
сотрудники изучали свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям,
животным. И если нужен, то какой.
(Воспитатель
предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.)
Посмотрите
– я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?
-
Красный, синий, жёлтый и т. д.
-
А как называется эти шарики?
-
Воздушные.
-
А вы знаете, почему они так называется?
-
Потому что внутри шарика есть воздух
-
А откуда воздух появился в шариках?
-
Он там появился, когда шарик надували.
- Значит – в нас тоже есть воздух. Давайте
проверим.Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте
подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдёт с
водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? А как они там оказались? В
стакане была же только вода.
- Ответы.
- Пузырьки – это воздух,
который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы
подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки.
- Давайте продолжим
исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
- Скажите, а можем ли мы
с вами увидеть воздух.
- Нет (ответы).
-
Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному
опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите.
Что в нём? (ответы).
- Воздух занял всё место в мешке.
Теперь развяжем пакет и выступим из него воздух. Что изменилось? Пакет
опять стал пустым. Интересно, почему?
- Ответы.
Теперь мы с вами убедились, что воздух
прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы
поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух
есть вокруг нас, а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?.
-
Ответы.
- Для того, чтобы нам его почувствовать,
нам нужно сделать веера. Берём лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот
так.
А
теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
- Ответы.
-Правильно, мы чувствуем ветерок. А как
ещё можно почувствовать воздух?
- Можно подуть себе на руку. Опять дует
ветерок.
Физминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и кусты (руки вверх,
наклоны)
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс,
наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься на пора (садятся)
- А как вы думаете мы сможем ли мы
услышать воздух?
- Ответы.
- На самом деле звук возникает, когда
происходит очень быстрое движение воздуха вперёд, это называется колебание.
Повторите как это называется (словарная работа).
- Колебания.
- Посмотрите, у меня есть свистулька,
через неё можно пустить быструю струю воздуха?
- Да.
- Благодаря свистульке мы смогли услышать
воздух? Так же мы можем другим способом услышать воздух (воздух издаваемый из
резиновой игрушки).
-Скажите, а у воздуха есть запах?
-
Нет.
-
Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведём ещё одно
исследование. Возьмите корку апельсина. Помните её. Что вы чувствуете?
-
Пахнет апельсином.
-
Как вы думаете, это пахнет или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-
Это корка.
-
Значит, запах передаётся по воздуху и мы его чувствуем.
Подведения итогов.
-
Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше
всего?
-
Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть
поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и
поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.