Главная / Логопедия / Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте. Звук (Л), буква Л

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте. Звук (Л), буква Л


Конспект

непосредственно организованной деятельности

по подготовке детей к обучению грамоте

в подготовительной группе.

Разработала: учитель-дефектолог Савельева Н.В.


Тема: Звук (Л). Буква Л.

Цель: Расширение представления о звуке (Л), характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровне); развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; систематизировать тематический лексический материал по звуковому признаку; произношение звука (Л) в словосочетаниях; знакомство с буквой Л; развитие связной речи, мышления, воображения, внимания, тонкой моторике рук.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: - Ребята, я назову вам слова, а вы мне скажите какое слово лишнее:

Груша, яблоко, лук, апельсин

Лопата, карандаш, ручка, фломастер.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Медведь, лошадь, волк, заяц.

Автобус, машина, поезд, лодка.

Картинки с изображением лука, лопаты, ласточки, лошади и лодки выставляются на наборном полотне.

-Посмотрите сколько у нас картинок, и какие они все разные. Найдите среди них самое короткое слово.

Дети: Лук.

Учитель-дефектолог: Самое длинное слово.

Дети: Ласточка, лопата.

Дети находят слова при помощи слогового анализа слов.

Учитель-дефектолог: - Вот видите ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи.

Послушайте: Лук, Ласточка, Лопата, Лошадь, Лодка

Дети: в них есть звук (Л).

Учитель-дефектолог: - Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем знакомится со звуком (Л). Всем знаком такой звук? Вы, наверное, его уже слышали и даже произносили. Вот и сейчас мы с вами будем тренироваться произносить правильно звук (Л). Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (Л), что делает язычок?

Дети: Язычок поднимается наверх, за зубки.

Учитель-дефектолог: - Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (Произношение).

-Какой звук (Л)

гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Учитель-дефектолог: Твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Учитель-дефектолог: Звонкий или глухой?

Дети: Звонкий.

Учитель-дефектолог: А теперь приготовьте свои пальчики и загибайте:

звук (Л) 1-согласный,

2-твердый,

3- звонкий.

-Про какой звук мы с вами говорим?

Дети: Про звук (Л).

Учитель-дефектолог: Послушайте загадку, и угадайте, какой сегодня нас ждет сюрприз.

Он по небу пролетает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что же это?

Дети: Самолет.

Учитель-дефектолог: Правильно ребята самолет. Звук у самолета (Л). Сейчас мы с вами поиграем. Когда самолет будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубки. Полетели.

-Язычок поработал, теперь ладошки приготовили. Будем с вами искать звук (Л).

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

-Теперь я буду «кидать» вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а , л – о, л - у .

-Снова приготовили ладошки, все вместе ищем слоги со звуком (Л)

да, ба, ла, ка, ту, сы, ло, пы, ша, до, лу.

-Теперь ищем звук (Л) в словах.

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа.

-Для чего ребята нам нужен самолет? (ответы детей)

-Правильно на самолете можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем самолете багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова.

Волшебный мешочек. Дети по выбору достают картинку и определяют ее местоположение.

Физкультминутка.

-Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите какой у нас самолет: большой или маленький? (маленький). Вот и мы должны наш багаж сделать маленьким, чтобы он поместился в самолет.

Была ложка стала ложечка была тарелка стала тарелочка
был стол стал столик был крокодил стал крокодильчик

было яблоко стало яблочко был флаг стал флажок

был стул стал стульчик

-Кроме багажа в нашем самолете полетят пассажиры. А какие вы должны отгадать.

Загадки про лося, волка, осла. (ответы детей).

На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных.

-В самолете все пассажиры садятся на места указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове: начало, середина, конец).

-Лось, волк и осел полетели к другу на самолете. Что они видят из окошка?

Дети: Небо.

Учитель-дефектолог: Какого цвета небо?

Дети: Голубое.

Учитель-дефектолог: В слове голубое тоже есть звук (Л). Давайте с вами перекрасим предметы в голубой цвет (голубая лопата, голубое платье, голубой флаг, голубой стол, голубые колготки).

-Летят наши пассажиры к своему другу в гости. Вы хотите узнать, к кому они летят? Пальчиковая гимнастика.

-Теперь откройте свои тетради и возьмите карандаш.

Графический диктант. Изображение слона.

-Слон по Африке идет букву Л нам он несет.

Показ детям буквы Л. Написание буквы в воздухе, в тетради.

-Прилетели друзья к слону не просто так, а за помощью. Беда случилась у зверей, все буквы перепутались, а им нужна только буква Л. Поможем волку, лосю и ослу?

- У вас на столе у каждого есть листок, на котором напечатаны разные буквы, вы должны найти все буквы Л среди других букв. Сколько букв нашли? (5)

-Сегодня ребята вы все отлично потрудились, и я вам ставлю всем 5.

-А теперь скажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуком (Л).

Учитель-дефектолог: Какой звук (Л)?

Дети: Звук (Л)- согласный, твердый, звонкий.





Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте. Звук (Л), буква Л
  • Логопедия
Описание:

Конспект

непосредственно организованной деятельности

 по подготовке детей к обучению грамоте

в подготовительной группе.

Разработала: учитель-дефектолог Савельева Н.В.

 

Тема: Звук (Л). Буква Л.

Цель: Расширение представления о звуке (Л), характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровне); развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; систематизировать тематический лексический материал по звуковому признаку; произношение звука (Л) в словосочетаниях; знакомство с буквой Л; развитие связной речи, мышления, воображения, внимания, тонкой моторике рук.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: - Ребята, я назову вам слова, а вы мне скажите какое слово лишнее:

Груша, яблоко, лук, апельсин

Лопата, карандаш, ручка, фломастер.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Медведь, лошадь, волк, заяц.

Автобус, машина, поезд, лодка.

Картинки с изображением лука, лопаты, ласточки, лошади и лодки выставляются на наборном полотне.

-Посмотрите сколько у нас картинок, и  какие они  все разные. Найдите среди них самое короткое слово.

Дети: Лук.

Учитель-дефектолог: Самое длинное слово.

Дети: Ласточка, лопата.

Дети находят слова при помощи слогового анализа слов.

Учитель-дефектолог:  - Вот видите ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи.

Послушайте: Лук, Ласточка, Лопата, Лошадь, Лодка

Дети: в них есть звук (Л).

Учитель-дефектолог: - Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем знакомится  со звуком (Л). Всем знаком такой звук? Вы, наверное, его уже слышали и даже произносили. Вот и сейчас мы с вами будем тренироваться произносить правильно звук (Л). Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (Л), что делает язычок?

Дети: Язычок поднимается наверх, за зубки.

Учитель-дефектолог: - Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (Произношение).

-Какой звук (Л)

гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Учитель-дефектолог: Твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Учитель-дефектолог: Звонкий или глухой? 

Дети: Звонкий.

Учитель-дефектолог: А теперь приготовьте свои пальчики и загибайте:

звук (Л) 1-согласный,

               2-твердый,

               3- звонкий.

-Про какой звук мы с вами говорим?

Дети: Про звук (Л).

Учитель-дефектолог: Послушайте загадку, и угадайте, какой сегодня нас ждет сюрприз.

Он по небу пролетает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что же это? 

Дети: Самолет.

Учитель-дефектолог: Правильно ребята самолет. Звук у самолета (Л). Сейчас мы с вами поиграем. Когда самолет будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место -  вверх за зубки. Полетели.

-Язычок поработал, теперь ладошки приготовили. Будем с вами искать звук (Л).

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

-Теперь я буду «кидать» вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а ,  л – о,  л - у .

-Снова приготовили ладошки, все вместе ищем слоги со звуком (Л)

да, ба, ла, ка, ту, сы, ло, пы, ша, до, лу.

-Теперь ищем звук (Л) в словах.

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка,  рот, лужа.

-Для чего ребята нам нужен самолет? (ответы детей)

-Правильно на самолете можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем самолете багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова.

Волшебный мешочек. Дети по выбору достают картинку и определяют ее местоположение.

Физкультминутка.

-Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите какой у нас самолет: большой или маленький? (маленький). Вот и мы должны наш багаж сделать маленьким, чтобы он поместился в самолет.

Была ложка стала ложечка                                         была тарелка стала тарелочка
был стол стал столик                                                   был крокодил стал крокодильчик

было яблоко стало яблочко                                        был флаг стал флажок                                                

был стул стал стульчик

-Кроме багажа в нашем самолете полетят пассажиры.  А какие вы должны отгадать.

Загадки про лося, волка, осла. (ответы детей).

На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных.

-В самолете все пассажиры садятся на места указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове: начало, середина, конец).

-Лось, волк и осел полетели к другу на самолете. Что они видят из окошка?

Дети: Небо.

Учитель-дефектолог: Какого цвета небо?

Дети: Голубое.

Учитель-дефектолог: В слове голубое тоже есть звук (Л). Давайте с вами перекрасим предметы в голубой цвет (голубая лопата, голубое платье, голубой флаг, голубой стол, голубые колготки).

-Летят наши пассажиры к своему другу в гости. Вы хотите узнать, к кому они летят? Пальчиковая гимнастика.

-Теперь откройте свои тетради и возьмите карандаш.

Графический диктант. Изображение слона.

-Слон по Африке идет букву Л нам он несет.

Показ детям буквы Л. Написание буквы в воздухе, в тетради.

-Прилетели друзья к слону не просто так, а за помощью. Беда случилась у зверей, все буквы перепутались, а им нужна только буква Л. Поможем волку, лосю и ослу?

- У вас на столе у каждого есть листок, на котором напечатаны разные буквы, вы должны найти все буквы Л среди других букв. Сколько букв нашли? (5)

-Сегодня ребята вы все отлично потрудились, и я вам ставлю всем 5.

-А теперь скажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуком (Л).

Учитель-дефектолог: Какой звук (Л)?

Дети: Звук (Л)- согласный, твердый, звонкий.

 

 

 

 

 

Автор Савельева Наталия Валерьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1013
Номер материала 46167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓