Конспект НОД по
опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей
подготовительной группы.
Цель: дать
представления о свойствах ветра.
Задачи:
- развивать речь
детей, активизировать их словарь;
- формировать представления
о ветре и его свойстве,
- расширять
представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать
желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Предварительная
работа:
• Наблюдение за
ветром на прогулке;
• Игры с султанчиками,
вертушками, мыльными пузырями;
• Разучивание
стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
• П. /и
«Раздувайся пузырь»
Виды детской
деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы.
Планируемые
результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со
стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом
и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные
причинно-следственные выводы.
Материалы и
оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер,
вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из
бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.
Содержание НОД
Организационный
момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу
Круг мы сделаем
большой,
Встанем в круг мы
всей гурьбой.
Мы покружимся
немножко
И подумаем на
ладошки
Воспитатель:
Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).
Дети: Шумит ветер.
Воспитатель: Видел
я, как ветерок
К нам летел на
огонек!
Скрипнул он
оконной рамой,
Тихо форточку
толкнул,
Поиграл моей
панамой,
Повозился и уснул.
(Г. Лагздынь).
Дети присаживаются
на стульчики.
Основная часть.
Беседа.
Воспитатель:
Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок
играет с вами.
Воспитатель: Я
хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у
него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое,
необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии
ветра-невидимки. Посмотрите на экран.
(Дети
рассматривают слайды).
Воспитатель: У
фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку
«Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам
бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.
Воспитатель: И так
сказка начинается.
Ранним утром
выглянуло солнышко, запели птицы.
(Дети дуют в
свистульки).
Между листвой
деревьев дул тихий, спокойный ветерок.
(Дети шуршат мятой
бумагой).
Затем ветер стал
усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.
(Дети дуют в
маленькие бутылочки).
Весь день ветер
гонял тучи по небу, выл в трубы.
(Дети дуют в
большие бутылки).
Ветрище поднял
старую лодку, покружил её и бросил на землю.
(Дети ударяют по
барабану).
Он так резвился
весь день, шумел и выл.
(Дети дуют в
бутылки, бьют в барабан).
Только под утро
ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок
шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.
(Дети свистят в
свистульки и шуршат бумагой).
Воспитатель: Как
замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А вы
знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы
дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные –
насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки,
подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?
Дети: Как дует
ветерок.
Воспитатель:
Молодцы, вы научились двигать воздух.
Воспитатель: С
помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы
использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя.
Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и
сгибайте её гармошкой.
Дети делают веера.
Воспитатель:
Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.
Дети раздают
гостям веера.
Воспитатель: А где
можно встретить ветер?
Дети: Ветер
можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль
летом, зимой кружит снег.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы
можем сделать ветер дома?
Дети: С помощью
вентилятора и фена.
Воспитатель вносит
вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым
приборам.
Воспитатель:
Вы что-то чувствуете?
Дети: Мы
почувствовали ветерок.
Воспитатель:
Расскажите, какой он?
Дети: Когда мы
стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул
тёплый ветер.
Игра с вертушкой.
Воспитатель: С
помощью какого прибора можно определить направление ветра?
Дети: С помощью
вертушки и флюгера. (СЛАЙД)
Воспитатель: Я вам
предлагаю сделать вертушку из бумаги.
Дети делают
вертушки.
Воспитатель: Можно
ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?
Дети: Можно подуть
на неё или включить фен, или вентилятор.
Воспитатель:
Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!
Воспитатель: А как
вы думаете, ветер можно увидеть?
Дети: Ветер
невидим.
Воспитатель: А
сейчас мы его увидим.
Я вам на ладошки
положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.
Дети дуют на
пёрышки, они улетают.
Опыт «Тёплый -
прохладный»
Воспитатель: Что
вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?
Дети: Мы подносим
руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.
Дети выполняют.
Воспитатель: Какой
ветерок вы почувствовали на ладошке?
Дети: Мы
почувствовали тёплый ветерок.
Воспитатель: А
сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.
Дети дуют на
ладошки.
Воспитатель:
А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?
Дети: Мы
почувствовали прохладный ветерок.
Воспитатель:
Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой,
когда на улице холодно, дует холодный ветер.
Воспитатель:
Предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка:
Мы снежинки белые,
На крышах мы
сидим.
Дунет ветер –
полетим.
Мы летели, мы
летели
И на землю тихо
сели.
Ветер снова
набежал
И снежинки все
поднял.
Закружились,
полетели
И на землю снова
сели.
Воспитатель: А как
вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого
полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.
(Воспитатель
включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).
Воспитатель:
Берите по пакетику и ловите ветер.
(Дети ловят ветер
в пакеты с рисунками).
Опыт «Угадай какой
запах? »
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у
вентилятора.
Дети вдыхают ветер
ртом.
Воспитатель: Вы
почувствовали вкус ветра?
Дети: Мы не
почувствовали никакого вкуса.
Воспитатель: У
ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет
ветер?
Дети: Ветер ничем
не пахнет.
Воспитатель: У
ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит
апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?
Дети: Запах
апельсина.
Воспитатель: Ветер
ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.
А сейчас сделаем
дыхательную гимнастику.
Дыхательная
гимнастика:
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
смотрит вправо.
Чем же пахнет – не
понять,
Нужно носиком
вдыхать.
Выдох-вдох,
выдох-вдох.
Чудо-ветер –
ох-ох-ох!
Очень весело
играем –
Нюхать ветер
начинаем.
Воспитатель: А
можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками
резиновую грушу. Вы что-то услышали?
Воспитатель: На
столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?
Дети: На ощупь они
твёрдые.
Воспитатель:
Давайте попробуем взять в руки ветер.
Дети пытаются
взять ветер.
Дети: Мы не можем
взять ветер и потрогать его.
Воспитатель:
Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.
Воспитатель:
Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и
вкуса.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: На экране
пустыня.
Воспитатель: На
что похож песок в пустыне?
Дети: На волны в
море.
Воспитатель: А как
вы думаете, как образовались такие барханы?
Дети: Это сделал
ветер.
Воспитатель: Мы
сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные
банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая
соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.
(Дети выполняют
опыт).
Воспитатель: Вот
так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.
Воспитатель: А как
вы думаете, умеет ли ветер работать?
Презентация работа
ветра.
Воспитатель: Ветер
надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные
электростанции). Ветры переносят семена многих растений.
А еще ветер
приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в
воздух фабриками, заводами и машинами.
Воспитатель: Ветер
приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря,
ураган, смерч.
Воспитатель: Бури
могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу,
машину, вырвать с корнем деревья?
Дети: Ветер бывает
очень сильным.
Воспитатель: Такой
ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).
Пыль с дороги
захватил,
А потом,
набравшись сил,
Завертелся,
закружился
И столбом до неба
взвился.
Воспитатель: Все
эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на
пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без
предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за
передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о
надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления
ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр.
Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена
шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в
середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).
Воспитатель:
Хотите изобразить ветер?
Физкультминутка
«Ветерок, ветер, ветрище».
- ветерок
колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;
- ветер гнёт
веточки - покачивание корпуса и рук;
- ураган
гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.
( движения
выполняются под музыку)
Рефлексия. Итог
занятия.
Воспитатель: Ветер
можно чувствовать?
Дети: Ветер можно
почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.
Воспитатель: Что
такое ветер?
Дети: Это движение
воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.
Дети: На улице.
Воспитатель: Когда
пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте
с ветром. ______________________________________________________
Литература.
Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир
вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.
И. Николаева
экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.