муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 372
Тракторозаводского района г. Волгограда
400121, Россия, г. Волгоград, наб. Волжской флотилии 9, тел. (8442)70-02-72
Конспект
непосредственно-образовательной
деятельности
для детей с задержкой психического
развития
в старшей группе
«Теремок»
(первый год
обучения).
Тема:
«Транспорт».
Вид:
Познание. Формирование
целостной картины мира.
Тип:
интегрированное.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Светличная
Валентина Евгеньевна
Волгоград
Задачи:
·
Закрепить знания детей по лексической теме « Транспорт»: уточнить
название основных частей машины;
·
Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта
(наземный, водный, воздушный), дифференцировать транспорт по видам; его
назначении (пассажирский, грузовой, специальный);
·
Раскрыть значение транспорта в жизни людей; закрепить знания о
названиях некоторых профессий в данной сфере;
·
Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя полным
предложением;
·
Упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с
существительными в единственном и множественном числе;
·
Уточнить понимание и практическое употребление приставочных
глаголов и предлогов в речи;
·
Развивать умение понимать обращенную речь;
·
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
·
Развивать мыслительные операции: сравнение, выделение характерных
признаков в процессе восприятия предметов.
·
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
·
Развивать общую и мелкую моторику;
·
Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях
предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности;
·
Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями
других, внимательно слушать ответ товарища;
·
Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним
отношение;
·
Воспитывать усидчивость; интерес к занятиям.
Словарь
новых слов:
(активный):
бампер, капот, кузов, кабина, фара. Водный, наземный, воздушный. Космонавт,
водитель, летчик, велосипедист, перевозит, движется.
(пассивный):
снегоуборочная машина, поливальная машина, пассажирский, грузовой.
Виды
детской деятельности: познавательная,
коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная
работа: беседы по теме: “Транспорт”, разучивание стихотворений,
рассматривание книг и иллюстраций по теме, отгадывание загадок, обыгрывание
сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме; д/игры «Один - много»,
«Назови ласково», «Собери и назови».
Оборудование.
Игрушки: вертолет, автобус, грузовик, мусорка, трактор,
полицейская машина, скорая помощь, легковая машина, самолет (2 шт.), лодка,
катер, мотоцикл;
мультимедийный
экран, презентация к занятию «Транспорт»; наборное полотно, рули; карточки
с изображением 3 –х видов транспорта, имеющим разную скорость передвижения,
маркеры; разрезные карточки транспорта по количеству детей.
Индивидуальная
работа: оказание индивидуальной помощи детям по мере необходимости
(показ, объяснение, уточнение).
Ход НОД:
I.
Организационный
момент.
(Воспитатель
с детьми входит в группу, здоровается с гостями).
Дети: Рады видеть
всех сейчас, ведь давно мы ждали вас,
Дружно
за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
ребята, давайте потрем ладошки, чувствуете, как становится тепло и приятно. И
хорошее настроение пошло по ладошкам, пусть такое настроение останется на
протяжении всего занятия. Давайте наше хорошее настроение передадим гостям
(дети дуют на ладошки: вдыхая носом, выдыхая через нос – 2 раза).
Ø Ребята, слушайте
меня внимательно: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Как их назвать,
одним словом? (Транспорт).
II.
Основная
часть
1.
Верно.
Я приглашаю вас на выставку транспорта. (С детьми подходим к столу, где
расположен
транспорт).
Ø Ребята,
посмотрите на выставке представлено много видов транспорта. Я буду
показывать, а вы будете называть транспорт, который знаете.
(Это самолет.
Это самосвал. Это полицейская машина. ... грузовая машина, легковая).
Ø Молодцы. Этот
транспорт (показываю рукой на игрушки) разного вида.
Ø Какие виды
транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный).
Ø Ребята, посмотрите
внимательно, что вы видите на карточке? (показываю детям карточку с
изображением неба) (На карточке я вижу небо. Я вижу голубое небо).
Ø Сережа, Алеша и
Аня найдите на выставке транспорт, который можно поставить к карточке
«Небо». (Дети выполняют задание).
Ø Почему самолет,
вертолет вы поставили к карточке «Небо»? (Потому что они летают).
Ø Транспорт, который
летает по виду какой? ( Транспорт, который летает – воздушный).
Ø Что видите на
этой карточке? (Показываю карточку) (Я вижу дорогу… )
Ø Какой вид
транспорта можно расположить у карточки «Дорога»?
(наземный
транспорт можно расположить у карточки «Дорога»).
Ø Сережа Д. и Диана
возьмите только по два транспорта и поставьте его у карточки «Дорога». Андрюша
и Алеша возьмите по одному транспорту и поставьте его к карточке «Дорога».
(Дети выполняют задание).
Ø Почему этот
транспорт мы называем наземным? (Потому что он ездит по земле).
Ø Значит транспорт,
который передвигается по дороге, по виду какой?
(Транспорт,
который передвигается по дороге, наземный).
Ø Ребята,
посмотрите, что видите на этой карточке? (показываю детям карточку с
изображением моря) (На карточке я вижу воду. Я вижу голубое море).
Ø Какой вид
транспорта можно поставить к карточке «Море»?
(водный
транспорт можно поставить к карточке «Море»).
Ø Назовите водный
транспорт который вы знаете. (катер, лодка, корабль …)
Ø Почему катер,
лодку мы называем: водный транспорт?
(Потому что они ходят по воде).
Ø Андрюша и Диана
поставьте водный транспорт к карточке «Море».
(Дети
выполняют задание).
Ø Как называется
этот вид транспорта? (показываю рукой на водный транспорт) (Это –
водный транспорт)
Ø Ребята,
посмотрите, на выставке остался еще транспорт. Но я не знаю, куда его
поставить. Помогите мне. Как называется этот транспорт? (ответ).
Ø Какой этот
транспорт по виду? (Это наземный транспорт). Сережа, поставь его к
соответствующей карточке. (Ребенок выполняет задание).
Молодцы,
сделал дело – гуляй смело.
Ø Я предлагаю вам
прокатиться на машинах.
(Раздаю детям рули
и предлагаю проехать на свои места к столам)
Шуршат
по дорогам веселые шины, дети идут друг за
другом, управляя рулем,
Спешат по дорогам машины, машины... и
произносят: «ш- -ш – ш»;
А
в кузове - важные срочные грузы: 4 – поворота через
правое плечо;
Кирпич
и железо, дрова и арбузы. 4 – поворота через
левое плечо;
Работа шоферов трудна и сложна, дети идут друг за
другом, управляя рулем.
Но как она людям повсюду нужна.
(дети идут на
свои места, за столы).
Ø Все сели
правильно, рули убрали на край стола.
2.
Ребята,
для чего нужен людям транспорт?
(Перевозить груз.
Перевозить людей. Убирать улицы…)
Ø Ребята,
транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Слайд
№ 2
Ø Для чего нужен
пассажирский транспорт? (Пассажирский транспорт нужен для перевозки людей.
Пассажирский транспорт перевозит людей).
Ø Назовите транспорт,
который видите на экране (дети называют)
Слайд №3
Ø Для чего людям
грузовой транспорт? (Грузовой транспорт перевозит груз).
(дети
перечисляют транспорт, который видят на экране).
Слайд №4
Ø Какие грузы
перевозит грузовой транспорт? (Уголь бревна, мамины, мебель, письма…)
Слайд №5
Ø А знаете ребята,
есть еще специальный транспорт. Давайте назовем его.
(дети называют
машины: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, снегоуборочная –
снег убирает, поливальная машины).
Ø Спецтранспорт нужен
для очень ответственной работы. Он помогает людям в трудных ситуациях. На
машинах скорой помощи врачи приезжают к больному человеку. На пожарных машинах
пожарники спешат, чтобы погасить огонь. …
3.
Слайд №6
Ø Ребята, посмотрите
на экран. Что это? (Это машина)
………,
покажи и назови, какие части есть у машины? (ребенок выполняет задание).
(У машины
есть кабина, руль, сиденья, фары, бампер, дверца, кузов, колеса)
Гимнастика для
глаз
Закрыть глаза. Отдых 10-15с. Открыть глаза.
Движения глазными яблоками:
-
глаза вправо-вверх;
-глаза влево-вверх;
-глаза вправо-вниз;
-глаза
влево-вниз.
4.
Ребята,
мы с вами знаем, что любым транспортом управляет человек. Мы сейчас поиграем в
игру: «Назови профессию».
(показываю слайды с
изображением разных видов транспорта и, задаю по ним вопросы).
Итак, внимание:
Слайд
№7
ü Кто управляет
автобусом? (шофер управляет автобусом)
Слайд
№8
ü Кто управляет
автомобилем? (водитель управляет автомобилем).
Слайд
№9
ü Кто управляет
поездом. (машинист управляет поездом)
Слайд
№ 10
ü Кто управляет
ракетой? (космонавт управляет ракетой)
Слайд
№ 11
ü Кто управляет
кораблем? (капитан управляет кораблем)
Слайд
№ 12
ü Кто управляет
велосипедом? (велосипедист управляет велосипедом).
Слайд
№ 13
ü Кто управляет
самолётом? (летчик управляет самолётом).
Слайд
№ 14
5.
Ребята,
весь транспорт движется с разной скоростью. Посмотрите на экран (показываю)
и
скажите: какой
транспорт самый быстрый, движется быстрее всего?
(Быстрее
всех движется ракета. Быстрее всех летает ракета).
Ø Что летает
медленнее ракеты? (Самолет летает медленнее ракеты).
Рисую
стрелочку от ракеты к самолёту. Теперь находим транспорт, который движется
медленнее самолета. Это – трамвай. Я рисую стрелочку от самолета к трамваю.
Что же получилось: самая быстрая ракета. Медленнее ракеты движется самолёт. Я
нарисовала стрелочку от ракеты к самолету. Медленнее самолета – трамвай. Я
нарисовала стрелочку от самолета к трамваю.
А теперь
вы выполните задание на своих карточках.
(Дети выполняют задание).
Ø С……, расскажи,
как ты выполнил задание.. (у меня самый быстрый самолет. Медленнее
самолета движется поезд. Я нарисовал стрелочку от самолета к поезду. От поезда
я нарисовал стрелочку к велосипеду).
Ø Д…., назови самый
быстрый транспорт на твоей карточке? (самый быстрый самолет) Назови
транспорт, к которому ты провела стрелочку от самолета? (К поезду я провела
стрелочку от самолета).
Ø Ребята, а сейчас
посмотрите карточки друг у друга и проверьте: все правильно выполнили
задание? (дети проверяют карточки друг у друга, анализируют).
Ø Молодцы, я
предлагаю вам снова стать водителями и покататься на машине.
«Чтоб водителями нам стать,
В
руки надо рули взять».
Физминутка.
«Ехали мы, ехали,
до горки доехали, дети идут друг за другом, управляя рулем,
Въехали, съехали и
дальше поехали. становятся на носочки, затем приседают.
Ехали мы, ехали,
к дереву подъехали, едут, управляя рулем,
Дерево объехали и
дальше поехали. объезжают дерево
Ехали мы, ехали,
до дома доехали, едут, показывают крышу дома.
Во двор заехали,
вот мы и приехали». дети идут друг за другом, управляя рулем.
(Дети садятся за
столы)
6. Дидактическая
игра «Собери картинку»
Ø Ребята, у вас на
столе разрезные картинки. Соберите их и назовите, что у вас получилось.
(Дети собирают картинки: самолет, грузовая машина, корабль, легковая машина…).
Ø Аня, что ты
собрала? (Я собрала самолет).
Ø Какой это вид
транспорта? (Самолет это воздушный вид транспорта).
И т. д.
Слайд
№15
Рефлексия:
- Дети, о чем мы
сегодня говорили? (Мы говорили о транспорте).
- Что вам
понравилось делать? (Варианты ответов)
Какая игра вам
больше всего понравилась? (Варианты ответов).
- Молодцы ребята,
вы хорошо работали. Спасибо. Я приготовила для вас сюрприз, послушайте
внимательно и тогда догадаетесь: где же он. «Сюрприз находится в грузовой
машине. Кабина у машины по цвету синяя, бампер белый, кузов красный».
(дети находят, и воспитатель угощает детей и гостей).
Список использованной литературы:
1.
Васильева М.А., Программа воспитания и обучения в детском саду.
–М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
2.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
–М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
3.
Кузнецова
Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
– М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
4. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
детского сада (Уч.-метод. пос.д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит) М, 2011
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.