Главная / Логопедия / Конспект НОД для детей с ЗПР в старшей группе по ФЦКМ, тема "Транспорт"

Конспект НОД для детей с ЗПР в старшей группе по ФЦКМ, тема "Транспорт"

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 372

Тракторозаводского района г. Волгограда

400121, Россия, г. Волгоград, наб. Волжской флотилии 9, тел. (8442)70-02-72











Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

для детей с задержкой психического развития

в старшей группе «Теремок»

(первый год обучения).




Тема: «Транспорт».

Вид: Познание. Формирование

целостной картины мира.

Тип: интегрированное.








Воспитатель высшей

квалификационной категории

Светличная

Валентина Евгеньевна





Волгоград

Задачи:

  • Закрепить знания детей по лексической теме « Транспорт»: уточнить название основных частей машины;

  • Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), дифференцировать транспорт по видам; его назначении (пассажирский, грузовой, специальный);

  • Раскрыть значение транспорта в жизни людей; закрепить знания о названиях некоторых профессий в данной сфере;

  • Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

  • Упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с существительными в единственном и множественном числе;

  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;

  • Развивать умение понимать обращенную речь;

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

  • Развивать мыслительные операции: сравнение, выделение характерных признаков в процессе восприятия предметов.

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;

  • Развивать общую и мелкую моторику;

  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности;

  • Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других, внимательно слушать ответ товарища;

  • Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение;

  • Воспитывать усидчивость; интерес к занятиям.

Словарь новых слов:

(активный): бампер, капот, кузов, кабина, фара. Водный, наземный, воздушный. Космонавт, водитель, летчик, велосипедист, перевозит, движется.

(пассивный): снегоуборочная машина, поливальная машина, пассажирский, грузовой.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа: беседы по теме: “Транспорт”, разучивание стихотворений, рассматривание книг и иллюстраций по теме, отгадывание загадок, обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме; д/игры «Один - много», «Назови ласково», «Собери и назови».

Оборудование. Игрушки: вертолет, автобус, грузовик, мусорка, трактор, полицейская машина, скорая помощь, легковая машина, самолет (2 шт.), лодка, катер, мотоцикл;

мультимедийный экран, презентация к занятию «Транспорт»; наборное полотно, рули; карточки с изображением 3 –х видов транспорта, имеющим разную скорость передвижения, маркеры; разрезные карточки транспорта по количеству детей.

Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям по мере необходимости (показ, объяснение, уточнение).











Ход НОД:

  1. Организационный момент.

(Воспитатель с детьми входит в группу, здоровается с гостями).

Дети: Рады видеть всех сейчас, ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: ребята, давайте потрем ладошки, чувствуете, как становится тепло и приятно. И хорошее настроение пошло по ладошкам, пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия. Давайте наше хорошее настроение передадим гостям (дети дуют на ладошки: вдыхая носом, выдыхая через нос – 2 раза).

  • Ребята, слушайте меня внимательно: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Как их назвать, одним словом? (Транспорт).

  1. Основная часть

  1. Верно. Я приглашаю вас на выставку транспорта. (С детьми подходим к столу, где

расположен транспорт).

  • Ребята, посмотрите на выставке представлено много видов транспорта. Я буду показывать, а вы будете называть транспорт, который знаете.

(Это самолет. Это самосвал. Это полицейская машина. ... грузовая машина, легковая).

  • Молодцы. Этот транспорт (показываю рукой на игрушки) разного вида.

  • Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный).

  • Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите на карточке? (показываю детям карточку с изображением неба) (На карточке я вижу небо. Я вижу голубое небо).

  • Сережа, Алеша и Аня найдите на выставке транспорт, который можно поставить к карточке «Небо». (Дети выполняют задание).

  • Почему самолет, вертолет вы поставили к карточке «Небо»? (Потому что они летают).

  • Транспорт, который летает по виду какой? ( Транспорт, который летает – воздушный).

  • Что видите на этой карточке? (Показываю карточку) (Я вижу дорогу… )

  • Какой вид транспорта можно расположить у карточки «Дорога»?

(наземный транспорт можно расположить у карточки «Дорога»).

  • Сережа Д. и Диана возьмите только по два транспорта и поставьте его у карточки «Дорога». Андрюша и Алеша возьмите по одному транспорту и поставьте его к карточке «Дорога». (Дети выполняют задание).

  • Почему этот транспорт мы называем наземным? (Потому что он ездит по земле).

  • Значит транспорт, который передвигается по дороге, по виду какой?

(Транспорт, который передвигается по дороге, наземный).

  • Ребята, посмотрите, что видите на этой карточке? (показываю детям карточку с изображением моря) (На карточке я вижу воду. Я вижу голубое море).

  • Какой вид транспорта можно поставить к карточке «Море»?

(водный транспорт можно поставить к карточке «Море»).

  • Назовите водный транспорт который вы знаете. (катер, лодка, корабль …)

  • Почему катер, лодку мы называем: водный транспорт?

(Потому что они ходят по воде).

  • Андрюша и Диана поставьте водный транспорт к карточке «Море».

(Дети выполняют задание).

  • Как называется этот вид транспорта? (показываю рукой на водный транспорт) (Это – водный транспорт)

  • Ребята, посмотрите, на выставке остался еще транспорт. Но я не знаю, куда его поставить. Помогите мне. Как называется этот транспорт? (ответ).

  • Какой этот транспорт по виду? (Это наземный транспорт). Сережа, поставь его к соответствующей карточке. (Ребенок выполняет задание).

Молодцы, сделал дело – гуляй смело.

  • Я предлагаю вам прокатиться на машинах.

(Раздаю детям рули и предлагаю проехать на свои места к столам)

Шуршат по дорогам веселые шины, дети идут друг за другом, управляя рулем,
Спешат по дорогам машины, машины... и произносят: «ш- -ш – ш»;

А в кузове - важные срочные грузы: 4 – поворота через правое плечо;

Кирпич и железо, дрова и арбузы. 4 – поворота через левое плечо;
Работа шоферов трудна и сложна,
дети идут друг за другом, управляя рулем.
Но как она людям повсюду нужна.

(дети идут на свои места, за столы).

  • Все сели правильно, рули убрали на край стола.

  1. Ребята, для чего нужен людям транспорт?

(Перевозить груз. Перевозить людей. Убирать улицы…)

  • Ребята, транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.

Слайд № 2

  • Для чего нужен пассажирский транспорт? (Пассажирский транспорт нужен для перевозки людей. Пассажирский транспорт перевозит людей).

  • Назовите транспорт, который видите на экране (дети называют)

Слайд №3

  • Для чего людям грузовой транспорт? (Грузовой транспорт перевозит груз).

(дети перечисляют транспорт, который видят на экране).

Слайд №4

  • Какие грузы перевозит грузовой транспорт? (Уголь бревна, мамины, мебель, письма…)

Слайд №5

  • А знаете ребята, есть еще специальный транспорт. Давайте назовем его.

(дети называют машины: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, снегоуборочная – снег убирает, поливальная машины).

  • Спецтранспорт нужен для очень ответственной работы. Он помогает людям в трудных ситуациях. На машинах скорой помощи врачи приезжают к больному человеку. На пожарных машинах пожарники спешат, чтобы погасить огонь. …

  1. Слайд №6

  • Ребята, посмотрите на экран. Что это? (Это машина)

………, покажи и назови, какие части есть у машины? (ребенок выполняет задание).

(У машины есть кабина, руль, сиденья, фары, бампер, дверца, кузов, колеса)

Гимнастика для глаз

Закрыть глаза. Отдых 10-15с. Открыть глаза. Движения глазными яблоками:

  • глаза вправо-вверх;

-глаза влево-вверх;

-глаза вправо-вниз;

-глаза влево-вниз.

  1. Ребята, мы с вами знаем, что любым транспортом управляет человек. Мы сейчас поиграем в игру: «Назови профессию».

(показываю слайды с изображением разных видов транспорта и, задаю по ним вопросы).

Итак, внимание:

Слайд №7

  • Кто управляет автобусом? (шофер управляет автобусом)

Слайд №8

  • Кто управляет автомобилем? (водитель управляет автомобилем).

Слайд №9

  • Кто управляет поездом. (машинист управляет поездом)

Слайд № 10

  • Кто управляет ракетой? (космонавт управляет ракетой)

Слайд № 11

  • Кто управляет кораблем? (капитан управляет кораблем)

Слайд № 12

  • Кто управляет велосипедом? (велосипедист управляет велосипедом).

Слайд № 13

  • Кто управляет самолётом? (летчик управляет самолётом).

Слайд № 14

  1. Ребята, весь транспорт движется с разной скоростью. Посмотрите на экран (показываю)

и скажите: какой транспорт самый быстрый, движется быстрее всего?

(Быстрее всех движется ракета. Быстрее всех летает ракета).

  • Что летает медленнее ракеты? (Самолет летает медленнее ракеты).

Рисую стрелочку от ракеты к самолёту. Теперь находим транспорт, который движется медленнее самолета. Это – трамвай. Я рисую стрелочку от самолета к трамваю. Что же получилось: самая быстрая ракета. Медленнее ракеты движется самолёт. Я нарисовала стрелочку от ракеты к самолету. Медленнее самолета – трамвай. Я нарисовала стрелочку от самолета к трамваю.

А теперь вы выполните задание на своих карточках.

(Дети выполняют задание).

  • С……, расскажи, как ты выполнил задание.. (у меня самый быстрый самолет. Медленнее самолета движется поезд. Я нарисовал стрелочку от самолета к поезду. От поезда я нарисовал стрелочку к велосипеду).

  • Д…., назови самый быстрый транспорт на твоей карточке? (самый быстрый самолет) Назови транспорт, к которому ты провела стрелочку от самолета? (К поезду я провела стрелочку от самолета).

  • Ребята, а сейчас посмотрите карточки друг у друга и проверьте: все правильно выполнили задание? (дети проверяют карточки друг у друга, анализируют).

  • Молодцы, я предлагаю вам снова стать водителями и покататься на машине.

«Чтоб водителями нам стать,

В руки надо рули взять».

Физминутка.

«Ехали мы, ехали, до горки доехали, дети идут друг за другом, управляя рулем,

Въехали, съехали и дальше поехали. становятся на носочки, затем приседают.

Ехали мы, ехали, к дереву подъехали, едут, управляя рулем,

Дерево объехали и дальше поехали. объезжают дерево

Ехали мы, ехали, до дома доехали, едут, показывают крышу дома.

Во двор заехали, вот мы и приехали». дети идут друг за другом, управляя рулем.

(Дети садятся за столы)

  1. Дидактическая игра «Собери картинку»

  • Ребята, у вас на столе разрезные картинки. Соберите их и назовите, что у вас получилось. (Дети собирают картинки: самолет, грузовая машина, корабль, легковая машина…).

  • Аня, что ты собрала? (Я собрала самолет).

  • Какой это вид транспорта? (Самолет это воздушный вид транспорта).

И т. д.

Слайд №15

Рефлексия:

- Дети, о чем мы сегодня говорили? (Мы говорили о транспорте).

- Что вам понравилось делать? (Варианты ответов)

Какая игра вам больше всего понравилась? (Варианты ответов).

- Молодцы ребята, вы хорошо работали. Спасибо. Я приготовила для вас сюрприз, послушайте внимательно и тогда догадаетесь: где же он. «Сюрприз находится в грузовой машине. Кабина у машины по цвету синяя, бампер белый, кузов красный».

(дети находят, и воспитатель угощает детей и гостей).


Список использованной литературы:
1. Васильева М.А., Программа воспитания и обучения в детском саду.

М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.

М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.

3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.

М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
4. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада (Уч.-метод. пос.д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит) М, 2011






































Конспект НОД для детей с ЗПР в старшей группе по ФЦКМ, тема "Транспорт"
  • Логопедия
Описание:

Задачи:

  • Закрепить знания детей по лексической теме « Транспорт»: уточнить  название  основных  частей  машины;

  • Продолжать  закреплять  знания детей о различных видах транспорта (наземный,  водный,  воздушный), дифференцировать транспорт по видам;  его назначении  (пассажирский, грузовой, специальный); 

  • Раскрыть  значение транспорта в жизни людей;  закрепить знания о названиях некоторых профессий в данной сфере;

  • Развивать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

  • Упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с существительными в единственном и множественном числе;

  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;

  • Развивать умение понимать обращенную речь;

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

  • Развивать мыслительные операции: сравнение, выделение характерных признаков в процессе восприятия предметов.

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;

  • Развивать общую и мелкую моторику;

  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности;

  • Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других,  внимательно слушать ответ товарища;

  • Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение;

  • Воспитывать  усидчивость; интерес к занятиям.

Автор Светличная Валентина Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1249
Номер материала 30973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓