Конспект непосредственной образовательной деятельности по
формированию целостной картины мира и развитию связной речи по теме: «Зимующие
птицы» в подготовительной к школе группе
Цель: способствовать развитию
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
Образовательные.
-
Уточнить
и расширить представление о зимующих птицах, их строении.
-
Учить
выделять характерные особенности птиц.
-
Уточнить
и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять
предложения
-
Закрепить
знания о перелётных птицах.
-
Совершенствовать
грамматический строй речи, учить образовывать качественные
прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового
анализа слов.
Развивающие.
-
Способствовать
развитию памяти, внимания, мышления.
-
Развитие
зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия,
памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации
речи с движением.
Воспитательные.
-
Формировать
желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.
-
Формирование
навыков сотрудничества.
Оборудование: письмо, иллюстрации птиц,
картина зимнего леса, макет дерева, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
Ход
образовательной деятельности
Сядет тот, кто угадает
кто лишний.
- Здравствуйте, ребята. Вы
догадались о ком сегодня мы будем говорить?
Дети: О птицах .
- Действительно,
сегодня мы будем говорить о птицах.
-А о каких именно
вы узнаете в ходе занятия.
- Я сегодня
получила необычное письмо . А написал его нам Незнайка?
Послушайте, что
он пишет.
Здравствуйте,
ребята!
Подскажите
мне понять, куда подевались птицы.
Все
лето и осень я наблюдал за разными птицами (за ласточками, журавлями,
скворцами, цаплей), а как наступила зима, ударили морозы, и не слыхать их, и не
видать.
Неужели
с ними случилась беда?
Скучно
мне без них.
Помогите
мне понять, куда они пропали.
- Ребята, как вы думаете, куда подевались
ласточки, журавли, скворцы?
Дети: Они улетели в тёплые страны.
- А зачем они туда полетели?
Дети: С наступлением холодов все
насекомые прячутся и впадают в спячку. Птицам их не найти. Что бы не умереть с
голоду они вынуждены улетать туда, где много еды – в теплые края.
- А как называются птицы, которые
улетают в тёплые края?
Дети: птицы, которые улетают в
тёплые края называются перелётные.
- Ребята, но разве все птицы улетели
от нас?
Дети: Нет
- Вы правы, с наступлением холодов многие птицы
улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый
год. (ворона, голубь, воробей)
- А есть и такие, которые прилетают к
нам только зимовать (свиристель, снегири).
- Ребята, назовите птиц, которых мы
можем увидеть зимой.
Дети: свиристель, воробей, сорока,
ворона, клёст, снегирь, синица, голубь, щегол и др.
- Как называются птицы, которые
остаются зимовать?
Дети: зимующие.
- О них мы и будем говорить сегодня.
- Ребята, предлагаю отправиться на
прогулку в зимний лес, что бы понаблюдать за зимующими птицами.
- Вы согласны?
Дети: Да
- Но что бы
попасть в зимний лес мы должны сказать волшебные слова: Послушайте их и
запоминайте.
Топ-топ,
Хлоп-хлоп
Отправляемся в поход
Мы идем, идем, идем
В
зимний лес сейчас придём.
Дети повторяют
слова за педагогом.
- Посмотрите, какой красивый
лес. Как здесь тихо. (Педагог вывешивает иллюстрацию зимнего леса).
- А кто это?
Дети: Дятел.
- Какой он?
Дети: Красивый, пестрый и т.д.
- Почему дятел не
улетел в теплые края?
Дети. У него сильный, крепкий
клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице
ловко доставать насекомых, личинок жуков-короедов из глубоких щелей в коре. Еще
дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.
Пальчиковое упражнение
«Дятел»
- Пришло время поиграть с
пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево,
указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
- А это кто? Что за птица?
(педагог вывешивает изображение сороки)
- Какая она?
Дети: Красивая, белогрудая,
длиннохвостая и т.д.
- Почему она
осталась зимовать?
Дети. Это сорока. Сорока питается
ягодами и семенами растений. Они собираются в небольшие стаи, по садам и
паркам угощаются ягодами рябины, облепихи и боярышника. Сорока может питается
и мелкими животными, птенцами.
- Ой, посмотрите еще какая
птица. (педагог вывешивает изображение совы)
- Какая она?.
Дети. Серая, хищная и т.д.
- Это Сова. Сова
- хищная птица. Ночью она охотится на мышей.
- Ребята, посмотрите какая
удивительная птица. (педагог вывешивает изображение клёста)
Дети. Клест.
- Чем она
интересна?
Дети: У него небольшой клюв -
крестиком.
Какой он?
Дети: необычный,
красивый, с изогнутым клювом, красноватого цвета.
- Самая лакомая
еда - семена еловых и сосновых шишек. Своим клювом он ловко их потрошит.
- Ребята, вот
прилетела еще одна птица (Педагог вывешивает изображение синицы)
- Как она называется?
Дети: Синица
- Расскажите,
какая она.
Дети: желтогрудая, маленькая,
красивая, шустрая.
- Ребята, зимой
синица питается семенами, зернами, может перекусить хлебными крошками.
- К синице
прилетел… (кто?) воробей.
Расскажите о нем.
Дети: Он коричневого цвета, маленький
и т.д.
-Воробей питается семенами,
хлебными крошками.
А что за птица,
прогуливается по снегу? (ворона)
Расскажите какая
она.
Дети: большая, серая и т.д.
Чем можно
угостить ворону?
Дети: Ворона всеядна. Она питается
ягодами и семенами растений, мелкими животными.
А это что за
красивая птичка? (снегирь)
Расскажите какой
он?
Дети: красногрудый, красивый,
небольшой и .тд.
Что кушает
снегирь?(питается
семенами, ягодами рябины).
- Ребята, красивая картина у нас
получилась?
- А давайте немного поиграем?
Игра «Какой птички не стало?»
Я сейчас уберу 1 птицу, а вы должны
отгадать какой птицы не стало.
Усложняю задание. Сейчас я буду выставлять
новые картинки, а вы скажите кого я добавила и могут ли они находится в нашем
зимнем лесу.
- Лесные птицы зимой
перебираются поближе к человеку. Почему?
Дети. Люди заботятся о птицах -
вывешивают кормушки и подкармливают их.
Давайте и мы с
вами покормим птиц.
Педагог
достает игру «Накорми птиц». Педагог на доске крепит картинки с кормом для птиц. Каждый
ребенок по очереди выходит к доске, берёт снимет птичку с дерева подставляет к
корму, который ест именно эта птичка.
- Посмотрите на
доску. (Педагог вывешивает серию картин «Кормушка»)
Попробуйте
составить рассказ по серии картин. (1-2 ребенка). Педагог раздает каждой паре детей
серии картинок (Разные). Дети составляют рассказ.
Упражнение «Каких птиц много
на дереве?»
Посмотрите, вот на это дерево.
(Педагог вывешивает новое изображение дерева с птицами).
На него прилетело много птиц.
Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
Под деревом много… ворон.
На дереве много… снегирей.
На дереве много воробьёв и т.д.
Упражнение «Посчитай-ка»
- Давайте теперь сосчитаем птичек,
которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три
снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
- Ребята, вам нравится наблюдать за
птицами в лесу?
Дети: Да
И мне очень нравится
наблюдать за птицами. Но нам пора возвращаться в детский сад.
- Сейчас мы
должны сказать волшебные слова и тогда очутимся в детском саду.
Топ-топ,
Хлоп-хлоп
Отправляемся в поход
Мы идем, идем, идем
В
детский сад сейчас придём.
Итог занятия
- Где мы сегодня побывали?
- Кого мы встретили в лесу?
- Ребята, теперь мы должны написать
письмо Незнайке. Ответить на его вопрос «Куда подевались птицы (ласточки,
журавли, скворцы)?» Что мы ему напишем?
Педагог записывает слова детей на
листе бумаги. Запечатывает в конверт. И говорит детям, что сегодня непременно
отправит письмо для Незнайки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.