Главная / Другое / Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию "Хлеб - всему голова"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию "Хлеб - всему голова"

Дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №51общеразвивающего вида











Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по духовно нравственному воспитанию

(старший дошкольный возраст)

«Хлеб – всему голова»















воспитатель

Лузина М.А.










г. Благовещенск, 2014г.

ТЕМА: «Хлеб – всему голова»


Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)


Области интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы.


Форма НОД - беседа


Цель: Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека.


Задачи:

  • дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разновидности (познание);

  • знакомить с трудом сельскохозяйственных профессий (тракторист, комбайнёр, хлебороб, водитель) (познание);

  • познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

  • учить самостоятельно работать с тестом, закрепить приёмы лепки (защипование, сплющивание) (художественное творчество «лепка»);

  • развивать умение с помощью схемы-модели составлять рассказ (коммуникация);

  • развивать внимание, память, мышление;

  • совершенствовать навыки связного высказывания (коммуникация);

  • актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;

  • воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании (социализация).


Материал: Посылка, изделия из муки (хлеб, печенье, бублики, сушки, пирожки, батон и т. д.); картинки с изображением сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор, сеялки, машины и т. д.); шапочки петушка, и мышат, солёное тесто.


Словарная работа: хлебороб, хлебобулочные изделия.


Предшествующая работа
:

Чтение детских произведений: Л. Кон «Пшеница», «Рожь»; Я. Дяргунова «Руки человека»; «Колос», «Слепая лошадь»;

Рассматривание иллюстраций о хлебе, сельскохозяйственной техники;

Просмотр презентации по рассказу Воронковой «Уборка урожая».


Методические приёмы:

1. Мотивация к деятельности:

а) В группу вносят посылку, в ней находятся хлебобулочные изделия.
б) Загадывание загадки.
2. Основная:
а) Рассказ по схеме «Откуда хлеб пришёл?»

б) Игры «Что нужно для работы хлебороба?», «Кто больше назовёт?»
в) Драматизация отрывка сказки «Колосок» (Петушок, и мышат Круть и Верть).
г) Изготовление пирожков из солёного теста.
3. Рефлексия:

Беседа по вопросам.


Ход занятия


Дети сидят на ковре.
Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель вносит посылку, с хлебобулочными изделиями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу пришла посылка. Как вы думаете, что в ней?

Ответы детей

Воспитатель: К посылке прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы узнать, что находится в

посылке, вам необходимо отгадать загадку»

Бьют меня палками, Режут меня ножами.

Жмут меня камнями, За, что меня губят?

Держат в огненной пещере, За то, что любят. (хлеб)


Воспитатель: Давайте откроем посылку и посмотрим, правильно ли мы отгадали загадку.

(открывают посылку и достают хлеб)


Воспитатель: Посмотрите действительно хлеб, какой румяный, мягкий, ароматный. А вы хотите узнать, как хлеб к нам пришёл? Может, он на дереве вырос или на грядке?

Дети: (варианты ответов детей)

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу. «Кода-то человек попробовал жевать зерна, они ему понравились, очень вкусно. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным как сегодня.

Раньше хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».


Воспитатель: Давайте подойдём к мольберту и рассмотрим схему «Откуда хлеб пришёл?»

Воспитатель: Что нужно, чтобы вырастить хлеб?

Дети: Вспахать землю, посеять зерно, ухаживать за всходами.

Воспитатель. А кода вырастет зерно, кто его убирает?

Дети: Комбайнёры убирают, водители увозят зерно на элеватор.

Воспитатель. Что делают с зерном на элеваторе?

Дети: Сушат зерно, сортируют.

Воспитатель. Куда дальше везут зерно?

Дети: Зерно везут на мельницу, где из зерна делают муку, (перемалывают).
Воспитатель. Куда дальше везут муку?

Дети: Муку везут на пекарни, где пекут хлеб.


По ходу рассказа детей воспитатель задает уточняющие и проблемные вопросы.
Воспитатель. Кто сеет хлеб?

- Труден ли труд хлебороба?

- Как получают муку?

-Кто такой хлебороб, почему его так называют?
- Какие природные условия необходимы, для выращивания хлеба?

Воспитатель: читает стихотворение
Не гром грохочет, не пальба- Шумят, гудят грузовики,

Гремит- грохочет молотьба. Стучат на мельницы валки

Гора зерна растет до неба… Гора муки растёт до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько хлеба?


Физкультминутка «Зачем спрятали зёрнышко?»
Под землёй лежит зерно- Дети присели
Не боится, что темно. Закрывают ладонями лицо.
А когда воды напьётся,
Шевельнётся зёрнышко, Дети открывают глаза и тихо
Сил могучих наберётся, поднимаются, всё выше и выше,
Выйдет тонким стебельком, поднимают руки вверх и
Станет сильным колоском. раскачивают вправо (влево)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру- дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба?»

Воспитатель. Для того, чтобы вырастить хлеб, как вы думаете кто и что помогает человеку выращивать хлеб?

(Высказывания детей)


Воспитатель: Предлагаю детям отобрать картинки с изображение разной техники, выбрать только технику сельскохозяйственную.
Воспитатель: Откуда сельские жители взяли технику?

Дети: В городах, есть заводы, где делают тракторы, машины, комбайны, косилки.

Воспитатель: Да, город и село не могут существовать друг без друга.
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовёт?»


Воспитатель объясняет правила игры: у меня есть волшебный «колобок» вы будете передавать его друг другу и называть хлебобулочные изделия.

Дети: Хлеб, калачи, печенья.
Воспитатель. А как вы думаете почему, калачи, пирожки, ватрушки, - называют хлебобулочные изделия?
Дети: Все эти изделия сделаны из муки. (хлеба)
Воспитатель. Ребята, послушайте одну историю.

Рассказ ситуации.

«Один мальчик взял кусок хлеба, несколько раз откусил и стал играть

хлебом (катал по столу как машину, мял его, щепал и т. д.), поиграл и бросил»
Обсуждение ситуации

- Как поступил мальчик? Как бы поступили вы на его месте?
- Почему надо бережно относиться к хлебу, как вы думаете?

Воспитатель. Ребята, было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из разной шелухи, лебеды. И хлебушек давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь.
Воспитатель. Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку мышата Круть и Верть из сказки «Колосок»


Дети инсценируют отрывок сказки


Вбегают мышата Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Приходит Петушок с колоском и говорит:

- Эй, Круть, Эй, Верть! Где вы, бездельники?

- Мы здесь.

- Опять вы веселитесь, без дела скачите. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Надо его обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?

- Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!

- Ну, это не беда! Пальчики мы сейчас потренируем.
Пальчиковая игра.

Правой – влево мы толкаем, Соединяем ладони и давим
Левой вправо нажимаем - вправо, влево.
Чтоб рукам сильнее стать, Соединяем в замок и делаем
Нужно их тренировать. круговые движения рук.

Петушок: Ну вот пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем пироги вместе печь. И ребята нам помогут сделать пироги.

Петушок: Мы с мышатами принесли тесто, давайте все вместе сделаем пирожки, согласны?

Дети: Да.
Воспитатель. А, что надо, чтобы замесить тесто?
Дети: Нужна мука, вода, яйцо, соль.
Воспитатель. Ребята, давайте пройдём к столам, и поможем нашим гостям, сделать пирожки.
Звучит спокойная мелодия.
Дети делают пирожки из солёного теста.

Петушок. Ну, что , Круть, ну, что Верть, и ребята хорошо мы с вами потрудились.
Воспитатель. Вот, молодцы, как славно все потрудились.
Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело, А теперь гуляй смело.

Вместе с детьми повторяем пословицы.

Воспитатель. Наши гости сейчас отнесут пирожки на кухню и повара нам их испекут, и Петушок и мышата ещё придут в гости. (Уходят)
Рефлексия: Беседа по вопросам

Кто выращивает хлеб, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба, труден ли труд хлебороба; а что вам больше всего понравилось на занятии?

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию "Хлеб - всему голова"
  • Другое
Описание:

ТЕМА: «Хлеб – всему голова»

Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)

Области интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы.

Форма НОД - беседа

Цель: Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека.

Задачи:

-      дать представления о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разновидности (познание);

-     знакомить с трудом  сельскохозяйственных профессий  (тракторист, комбайнёр, хлебороб, водитель) (познание);

-      познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

-      учить самостоятельно работать с тестом, закрепить приёмы лепки (защипование, сплющивание) (художественное творчество «лепка»);                           

-      развивать умение с помощью схемы-модели составлять рассказ (коммуникация);

-      развивать внимание, память, мышление;

-      совершенствовать навыки связного высказывания (коммуникация);

-      актуализировать, обогащать лексикон по теме «Хлеб»;

-      воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании (социализация).

Материал: Посылка, изделия из муки (хлеб, печенье, бублики, сушки, пирожки, батон  и т. д.); картинки с изображением сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор, сеялки, машины и т. д.);  шапочки петушка, и мышат, солёное тесто.

Словарная работа: хлебороб, хлебобулочные изделия.

 Предшествующая работа:

Чтение детских произведений: Л. Кон «Пшеница», «Рожь»; Я. Дяргунова «Руки человека»;  «Колос», «Слепая лошадь»;

Рассматривание иллюстраций о хлебе, сельскохозяйственной техники;

Просмотр  презентации по рассказу Воронковой «Уборка урожая».

Методические приёмы:

1. Мотивация к деятельности:

     а) В группу вносят посылку, в ней находятся хлебобулочные  изделия.
             б) Загадывание загадки.
        2. Основная:
            а) Рассказ по схеме «Откуда хлеб пришёл?»

    б) Игры «Что нужно для работы хлебороба?», «Кто больше  назовёт?»
            в) Драматизация отрывка  сказки «Колосок» (Петушок, и мышат Круть и Верть).
            г) Изготовление пирожков из солёного теста.
        3. Рефлексия:

    Беседа по вопросам.

 

Ход занятия

 

Дети сидят на ковре.
        Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель вносит посылку, с хлебобулочными   изделиями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу пришла посылка. Как вы думаете, что в ней?

Ответы детей

Воспитатель: К посылке прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы узнать, что находится в посылке, вам необходимо отгадать загадку»

Бьют меня палками,                       

Режут меня ножами.

Жмут меня камнями,    

За, что меня губят?

Держат в огненной пещере,         

За то, что любят. (хлеб)

Воспитатель: Давайте откроем посылку и посмотрим, правильно ли мы отгадали загадку.

(открывают посылку и достают хлеб)              

Воспитатель:  Посмотрите  действительно хлеб, какой румяный, мягкий, ароматный. А вы хотите узнать, как хлеб к нам пришёл? Может, он на дереве вырос или на грядке?

Дети:  (варианты ответов детей)

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу. «Кода-то человек попробовал жевать зерна, они ему понравились, очень вкусно. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным как сегодня.

Раньше хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

Воспитатель: Давайте подойдём к мольберту и  рассмотрим схему «Откуда хлеб пришёл?»

Воспитатель: Что нужно, чтобы вырастить хлеб?

Дети:  Вспахать землю, посеять зерно,  ухаживать за всходами.

Воспитатель. А кода вырастет зерно, кто его убирает?

Дети:  Комбайнёры убирают, водители увозят зерно на элеватор.

Воспитатель. Что делают с зерном на элеваторе?

Дети:  Сушат зерно, сортируют.

Воспитатель. Куда дальше везут зерно?

Дети: Зерно везут на мельницу, где из зерна делают муку,   (перемалывают).
      Воспитатель. Куда дальше везут муку?

Дети: Муку везут на пекарни, где пекут хлеб. 

По ходу рассказа детей воспитатель  задает  уточняющие и проблемные вопросы.


       Воспитатель. Кто сеет хлеб?

- Труден ли труд хлебороба?

- Как получают муку?

-Кто такой хлебороб, почему его так называют?
        - Какие природные условия необходимы, для выращивания  хлеба?

Воспитатель: читает стихотворение
      Не гром грохочет, не пальба-                  

Шумят, гудят грузовики,

Гремит- грохочет молотьба.                 

Стучат на мельницы валки

Гора зерна растет до неба…                  

Гора муки растёт до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба?         

Ты видишь, сколько хлеба?

       
        Физкультминутка  «Зачем спрятали зёрнышко?»               
        Под землёй лежит зерно-         Дети присели
        Не боится, что темно.               Закрывают ладонями лицо.
        А когда воды напьётся,
        Шевельнётся зёрнышко,           Дети открывают глаза и тихо
        Сил могучих наберётся,            поднимаются, всё выше и             выше,
        Выйдет тонким стебельком,     поднимают руки вверх и
        Станет сильным колоском.       раскачивают вправо (влево)
      
         Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру- дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба?»

Воспитатель.  Для того, чтобы вырастить хлеб, как вы думаете кто и что помогает человеку выращивать хлеб?

(Высказывания детей)

 

Воспитатель: Предлагаю детям отобрать картинки с изображение    разной техники, выбрать только технику   сельскохозяйственную.
         Воспитатель: Откуда сельские жители взяли технику?

Дети:  В городах, есть заводы, где  делают тракторы, машины,  комбайны, косилки.

Воспитатель:  Да, город и село не могут существовать друг без друга.
         Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовёт?» 

Воспитатель объясняет правила игры: у меня есть  волшебный «колобок» вы будете передавать его  друг другу и называть  хлебобулочные изделия.                    
     

  Дети: Хлеб, калачи, печенья.
        Воспитатель. А как вы думаете почему, калачи, пирожки, ватрушки, - называют хлебобулочные изделия?
        Дети: Все эти  изделия сделаны из муки. (хлеба)
        Воспитатель. Ребята, послушайте одну историю.

Рассказ ситуации.                                                   

«Один мальчик  взял кусок хлеба, несколько раз откусил и стал  играть

хлебом (катал по столу как машину, мял его, щепал и т. д.), поиграл и бросил»
        Обсуждение ситуации

- Как поступил мальчик? Как бы поступили вы на его месте?
        - Почему надо бережно относиться к хлебу, как вы думаете?

Воспитатель. Ребята, было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из разной шелухи, лебеды. И хлебушек давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь.
        Воспитатель. Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку  мышата Круть и Верть из сказки «Колосок» 

Дети инсценируют отрывок сказки

Вбегают мышата Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Приходит Петушок с колоском и говорит:

- Эй, Круть,  Эй, Верть! Где вы, бездельники?

- Мы здесь.

- Опять вы веселитесь, без дела скачите. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Надо его обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?

- Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!

- Ну, это не беда! Пальчики мы сейчас потренируем.
         Пальчиковая игра.

 Правой – влево мы толкаем,        Соединяем ладони и давим
         Левой вправо нажимаем -             вправо, влево.
         Чтоб рукам сильнее стать,            Соединяем в замок и делаем
         Нужно их тренировать.                  круговые движения рук.

Петушок: Ну вот пальчики потренировали, они стали крепкими,                умелыми. А теперь будем пироги вместе печь. И ребята нам помогут сделать пироги.

Петушок: Мы с мышатами принесли тесто, давайте все вместе сделаем пирожки, согласны?

Дети: Да.
        Воспитатель. А, что надо, чтобы замесить тесто?
        Дети: Нужна мука, вода, яйцо, соль.                                        
        Воспитатель. Ребята, давайте пройдём к столам, и поможем  нашим гостям, сделать пирожки.
                                            Звучит спокойная мелодия.
                                 Дети делают пирожки из солёного теста.

Петушок. Ну, что , Круть, ну, что Верть, и ребята хорошо мы  с вами потрудились.
        Воспитатель. Вот, молодцы, как славно все потрудились.
        Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело, А теперь гуляй смело.

Вместе с детьми повторяем пословицы.

Воспитатель. Наши гости сейчас отнесут пирожки на кухню и повара нам их испекут, и Петушок и мышата ещё придут  в гости. (Уходят)
         Рефлексия: Беседа по вопросам

 

Кто выращивает хлеб, люди каких профессий трудятся над   созданием хлеба, труден ли  труд хлебороба; а что вам больше всего понравилось на занятии?

Автор Лузина Марина Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 685
Номер материала 2256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы