Главная / Начальные классы / Конспект непосредственно образовательной деятельности для открытого показа учителям начальной школы в рамках взаимодействия детского сада и школы «Путешествие к Снеговику»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для открытого показа учителям начальной школы в рамках взаимодействия детского сада и школы «Путешествие к Снеговику»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для открытого показа учителям начальной школы в рамках взаимодействия детского сада и школы «Путешествие к Снеговику»

Образовательная область Коммуникация раздел «Грамота», Социализация

(подготовительная группа)

Автор: воспитатель первой квалификационной категории

Шутина Елена Леонидовна

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 95 «Детский сад комбинированного вида «Снежинка», г. Норильск


Задачи:

обучающие:

  • Уточнить артикуляцию звуков [с-с'];

  • закрепить навыки деления слов на слоги;

  • совершенствовать звуко-слоговой анализ слова;

  • упражнять в определении позиции звука в словах;

  • формировать умение образовывать родственные слова;

  • знакомить с буквой С;

  • обогащать словарь;

развивающие:

  • развивать фонематический слух (различение согласных по твердости и мягкости);

  • развивать внимание, память, мышление;

  • продолжать формировать просодическую сторону речи;

воспитательные:

  • воспитывать инициативность и самостоятельность при выполнении заданий.


Материал:

схема согласных звуков «Веселый гном»;

схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине, в конце;

сигнальные карточки красного, синего, зеленого цвета; карточки-схемы для слогового анализа; вагончики для слов разного слогового состава; предметные картинки с изображением предметов в названии которых есть звук [с], [с']; плоскостное изображение дерева; письмо; снежинки со слогами; мольберт; магнитная доска «Наше настроение» корзиночка; снеговик (игрушка); рабочие тетради; магниты «Настроение».


Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

И скорей вставайте в круг,

Всем утра доброго желаю,

И в увлекательное путешествие вас приглашаю.

Я приглашаю вас в страну звуков и букв.

Пусть хорошее настроение поможет вам во всех делах.

А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).

Мы поедем сегодня на поезде.

Вам нужно приобрести билет и сесть в свой вагон, согласно билету. В первом вагоне поедут все, у кого карточки со словами из одного слога, во втором – из двух слогов и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Ребята, а чтобы скоротать время в пути, давайте повторим чистоговорки, чтобы наши губы и язычок хорошо работали.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Ос-ос-ос – на небе много звезд.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Наш поезд прибыл на полянку. А узнаете, как она называется, когда отгадаете загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег).

Значит и полянка наша называется «Снежная».

Игра «Придумай слова»

Налетел ветер, поднялась вьюга и засыпала снегом всю землю. Какие красивые резные снежинки. Они не простые на них написаны слоги.

Что такое слог? (Ответы детей.)

Слог - это часть слова. Придумайте слова с этими слогами (дети называют слова и складывают снежинки в корзинку)

Игра «Родственные слова»

Ребята, придумайте и назовите родственные слова к слову снег, помните, родственные слова звучат похоже и имеют одинаковую основу «снег». (Снеговик, снежинка, подснежник, снегирь, снегурочка.)

Как вы считаете слово «зима» родственное слову «снег»? Ведь зимой много снега? (Ответы детей.)

Упражнение «Что лишнее»

Выставляются картинки: снегурочка, снегирь, снежинка, снеговик, подснежник, мороженое. (Дети выполняют задание)

Можно ли слова снежинка, снежный ком, снегурочка, подснежник назвать родственными? Почему?

С какого звука начинаются эти родственные слова? (Ответы детей.)

Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться различать звуки [с-с'], познакомимся с буквой, которой их обозначают.

Давайте произнесем звуки [с-с'].

На что похожа песенка этих звуков? (Ответы детей.)

Правильно она похожа на ветер, на струю воды.

Что делают наши зубы и язык, когда мы произносим этот звук?

Артикуляция звука

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами.

Скажите он гласный или согласный? (Ответы детей.)

Воздушная струя во рту встретила преграду. Значит это согласный звук.

Звонкий или глухой?

Проверим, приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [c]. Дрожит горлышко или нет? Горло не дрожит. Это глухой звук.

Какой одинаковый звук слышится в словах: сани, сок, коса?

Расскажите, какой он? (Ответы детей)

Какой одинаковый звук слышится в словах: сети, синица, гуси, Сеня.

Чем похожи эти звуки?

Чем различаются? (Ответы детей)

Предлагает детям дать характеристику звука, используя схему «Веселый гном»

Звуки [с - с'] - согласные, глухой, бывает твердыми, бывает мягкими.

Садитесь в вагоны, наш поезд отправляется на станцию «Снеговиково».

Голосовое упражнение

Первые две строчки дети произносят с увеличением силы голоса, последние две с уменьшением силы голоса

Раз, два, три, четыре, пять

Быстро едем мы опять

Раз, два, три, четыре, пять

Даже ветру не догнать.

Вот и станция «Снеговиково». Но почему то Снеговик нас не встречает, а стоит, грустит, и держит какое-то письмо. Давайте прочитаем его.

Воспитатель читает: Я ребята снеговик

К снегу, к холоду привык

Но со мной стряслась беда

Налетела вдруг пурга

С головы моей ведро и морковку унесло.

Помогите мне ребята.

Чтоб ведро и морковку отыскать

Нужно знанья показать и заданья выполнять.

Ребята, поможем снеговику.

Тут дорога впереди

Чудо-дерево стоит

Может нам туда пойти

Игра «Найди место звука в слове»

Как выглядят деревья зимой? (Ответы детей.)

Посмотрите, а на чудо-дереве зимой выросли картинки. Здесь много разных картинок, но нужно взять только те, в названии которых есть звук [с-с'] и найти место звука в слове. В этом вам помогут карточки-схемы, которые расположены на доске.

Подходите к чудо-дереву, берите картинку и размещайте под нужной схемой (первая схема звук в начале слова, вторая – в середине, третья – в конце слова).

Чтобы Снеговик больше не грустил, подарим ему эти картинки.

Мы к сугробу подойдем, ведро и морковку мы там найдем.

Ребята, нам пора отправляться дальше на станцию «Зимняя»

На этой станции очень холодно. Давайте немножко погреемся

Динамическая пауза: На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети

Ручки-руки потирают,

Ручки-руки согревают.

Мороз щиплет нос.

Ребята, посмотрите на картинку. Что делает мороз?

Как вы понимаете выражение «Мороз щиплет нос». (Ответы детей.)

Это выражение мы употребляем только зимой, когда на улице сильные морозы. Мы надеваем теплые шубы, шапки, варежки и только лицо нам трудно защитить.

Наши носики очень мерзнут, и нам кажется, что их кто-то как будто «щиплет».

Так родилось выражение: мороз щиплет нос.

Давайте запишем схему этого предложения (ребенок работает у доски, другие в тетрадях).

Скажи сколько слов у тебя в предложении? (Три).

Какое первое слово в этом предложении? (второе, третье).

Чтение предложения с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Все лето стояли

Зимы ожидали

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки)

Звуко-слоговой анализ:

Какие звуки живут в слове «Санки»?

Что бы удобно было выполнять задание, давайте сядем за столы.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове (один ребенок у доски, другие за столами)

Какой первый звук?

Звук -[с]

Какой это звук?

Согласный, твердый, обозначается синей фишкой.

Какой второй звук?

Звук - [а]

Какой это звук?

Гласный, обозначается фишкой красного цвета.

Какой третий звук?

Звук -[н]

Какой это звук?

Согласный, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

Какой следующий звук?

Звук -[к']

Какой это звук?

Согласный, мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.

Какой последний звук?

Звук - [и]

Гласный, обозначается фишкой красного цвета.

Сколько в этом слове звуков? (Ответы детей.)

Сколько согласных? (Ответы детей.)

Сколько гласных? (Ответы детей.)

Какое правило вы знаете про слоги и звуки и сколько слогов в этом звуке? (Ответы детей.)

Правильно, в слове «санки» два слога.

Ребята, звук [с] на письме обозначается буквой.

На что же похожа буква С?

1.Полумесяц в небе темном

Буква С повис над домом.

2.Шел конь подковами звеня,

Как буква С следы коня.

Найдите букву С среди других букв.

Рефлексия. Итог.

Ребята садитесь в вагоны, наш поезд отправляется в обратный путь в детский сад.

А пока мы едем на поезде, поговорим о том, где сегодня побывали, кому помогли, какие задания выполняли?

Какие задания вам показались трудными?

А теперь повернитесь вокруг себя, 1,2,3,4,5 в нашей группе мы опять.

Понравилось вам путешествие? Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? Я предлагаю вам, выбрать личики-магниты соответствующее вашему настроению и разместить их на доске «Наше настроение».


Литература

1. Р. М. Хамидулина «Обучение грамоте»,

2.Т.И.Гризик., Л.Е. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет. – М.: Просвещение 2007

3. Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для открытого показа учителям начальной школы в рамках взаимодействия детского сада и школы «Путешествие к Снеговику»
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД, который пригодится в работе учителям начальной школы или воспитателям подготовительных групп дошкольных учреждений в обучении детей грамоте. 

Задачи:

обучающие:

  •  Уточнить артикуляцию звуков [с-с']; 
  • закрепить навыки деления слов на слоги;
  • совершенствовать звуко-слоговой анализ слова;
  • упражнять в определении позиции звука в словах;
  • формировать умение образовывать родственные слова;
  • знакомить с буквой С;
  • обогащать словарь;

развивающие:

  • развивать фонематический слух (различение согласных по твердости и мягкости);
  • развивать внимание, память, мышление;
  • продолжать формировать просодическую сторону речи;

ü   воспитательные:

  • воспитывать инициативность и самостоятельность при выполнении заданий.
Автор Шутина Елена Леонидовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 337
Номер материала 52120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓