МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАТЕЛЬ:
МАРТЫНЮК ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
СУРГУТ
2014
Образовательная
область: «Познание»
Непосредственно
образовательная деятельность: «Формирование
элементарных математических представлений»
Тема:
«Путешествие в огород».
Цель:
Формирование навыков уравнивания двух неравных групп предметов, умений определять
и различать формы предметов, сравнивать их с геометрическими фигурами.
Коррекционно-образовательные
задачи:
Обучать
умению сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравные группы двумя
способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или, убирая из
большей группы лишний предмет. Формировать навыки счёта в пределах
четырёх, закреплять правильное употребление в речи количественных числительных.
Упражнять в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и
их правильном назывании, умении сравнивать предметы с геометрическими фигурами.
Коррекционно-развивающие
задачи:
Развивать
логическое мышление, память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, общую
и мелкую моторику, тактильную чувствительность.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
Воспитывать
положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыки
сотрудничества, взаимодействия.
Коррекционно-речевые
задачи:
Закреплять
в пассивном словаре наречия, выражающие пространственные отношения (слева,
справа, посередине). Активизировать умение употреблять в речи количественные
числительные, согласовывать существительные с прилагательными и числительными в
роде, числе и падеже.
Дидактические
задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
Образовательная
область «Коммуникация»: Обогащать,
активизировать словарь существительными, прилагательными, числительными; формировать
навыки согласования; умение отвечать полным распространенным предложением.
Образовательная
область «Социализация»: закреплять навыки
поведения в игре, беседе.
Образовательная
область «Физическая культура»: формировать точные
координированные движения в сочетании с речью.
Словарь:
Существительные: Овощи,
огород, помидор, репа, редис, лук, морковка и редька, перец, треугольник,
квадрат, круг.
Прилагательные:
жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий, белый, серый, квадратный,
треугольный, круглый.
Наречия:
слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу.
Оборудование:
Демонстрационный материал: «Волшебный» мешочек,
муляжи овощей: лук, помидор, перец 2шт., морковка, редька, корзина, подносы
разных форм, мольберт, плоскостные изображения (белый и серый зайчики, 8
морковок).
Раздаточный
материал: карточки по количеству детей с
изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и
овощами (помидор, морковка, перец), набор цветных карандашей на каждого
ребёнка (красный, оранжевый, зелёный, синий), двухполосные карточки на
каждого ребёнка, 4 картинки с изображением баночек, 4 картинки с изображением
помидоров, карточки – лабиринты для каждого ребёнка.
Предварительная
работа.
Дидактические
игры и упражнения:
«Поиграем,
посчитаем», «Один, много», «Больше - меньше», «Угадай, какая фигура», «Найди
лишнюю», «Цветная лесенка», «Сколько всего?».
Моделирование
ситуации «В огороде» на ориентировку в пространстве, обогащение пассивного
словаря наречиями слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу.
Разучивание
упражнения для координации речи с движением «Весёлые овощи».
Ход
НОД
I
Часть. Водная (3 минуты) 1. Этап. Организационный момент «В гости к Чиполлино»
Дидактическая
задача: Активизация
слухоречевого внимания, восприятия. Создание положительного эмоционального фона
для включения в образовательную деятельность.
Появление сказочного
героя, куклы – игрушки Чиполлино.
Чиполлино:
Здравствуйте, ребята! А кто я, вы узнаете из моей загадки.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льем.
(Ответы детей)
Чиполино: Правильно
ребята, я лук репчатый и зовут меня Чипполино. Я приглашаю вас в гости к себе
в огород, в котором мы будем учиться считать овощи и сравнивать их с
геометрическими фигурами.
II Часть. Основная (15 минут). 2 Этап. Д/и
«Поиграем – посчитаем»
Дидактическая
задача: Формировать счётные умения детей (в
пределах четырёх), активизировать употребление в речи количественные числительные,
умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже.
Чиполино:
Посмотрите, в моём огороде выросло столько овощей, что
я не могу их сосчитать. Ребята, помогите мне.
Педагог:
Ну что, поможем Чиполино посчитать овощи? (Да!)
(Дети
берут из макета огорода овощи складывают в корзинку и считают)
-
Один перец, два перца, три перца, четыре перца.
-
Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора.
-
Один огурец, два огурца и т.д.
3.
Этап. Игровая ситуация: «Угостим зайчиков морковкой»
Дидактическая
задача: Обучать умению сравнивать две группы
предметов и уравнивать две неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей
группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закреплять
навыки счёта в пределах четырёх, закреплять правильное употребление в речи
количественные числительные.
Педагог:
Ребята, посмотрите какие замечательные зайчата живут у
Чиполлино в огороде.
( На мольберте изображения зайчат.
Изображение белого зайчика расположено точно под изображением серого зайчика с
левой стороны мольберта).
Зайчата – друзья
на опушке гуляют,
Зайчата - плутишки
добычу считают.
Нашли в огороде
зайчата морковку,
Зайчата морковку
считают так ловко!
Угостим
зайчиков морковкой, посчитаем и определим, по сколько им достанется морковок.
(Педагог располагает
на мольберте четыре морковки в ряд возле серого зайчика).
Педагог: Как
узнать, сколько морковок у серого зайчика? (Надо посчитать).
Посчитаем морковки
у серого зайчика.
Дети: Один, два,
три, четыре.
Педагог:
Сколько
всего морковок у серого зайчонка?
Дети:
У
серого зайчонка всего четыре морковки.
Педагог:
Теперь
угостим белого зайчика морковкой.
(Вызванный
ребёнок располагает морковки в нижний ряд точно одну под другой рядом с белым
зайчиком, одной морковки не хватает).
Педагог: Посчитаем
морковки у белого зайчика.
Дети:
Один,
два, три. Всего три морковки у белого зайчика.
Педагог:
У
серого зайчика 4 морковки, а у белого 3.
-
У какого зайчика больше морковок, у серого или у белого? (У серого зайчика
больше морковок, чем у белого).
-
У какого зайчика меньше морковок, у серого или у белого? (У белого зайчика
меньше морковок, чем у серого).
-
Сравните, какое число больше четыре или три, какое меньше три или четыре? (ответы
детей).
-
Что больше (меньше), четыре морковки или три морковки. (Четыре морковки
больше трёх морковок, три морковки меньше четырёх морковок).
-
Как сделать так, чтобы у зайчиков морковок стало поровну. (Добавить белому
зайчику одну морковку).
-
Добавьте белому зайчику одну морковку. (Один из детей выполняет задание).
-
Сосчитайте морковки у белого зайчика, сколько стало морковок?
Дети:
Один,
два, три, четыре. Всего четыре морковки у белого зайчика.
Педагог:
Как
получилось четыре морковки у белого зайчика? (К трём морковкам
добавили одну морковку, и стало четыре морковки).
А
сколько морковок у серого зайчика? (У серого зайчика тоже четыре морковки).
Педагог:
У
серого зайчика 4 морковки, у белого зайчика 4 морковки, что можно сказать о
количестве морковок у зайчиков. (У зайчиков стало морковок поровну, по четыре).
(Педагог убирает
одну морковку из верхнего ряда у серого зайчика)
Педагог:
А
если серый зайчик потерял одну морковку, сколько морковок осталось?
Дети: У него осталось
три морковки.
Педагог:
Как
получилось три морковки у серого зайчика? (От четырёх морковок убрали
одну морковку, и стало три морковки у серого зайчика).
-
Что нужно сделать, чтобы у зайчат морковок стало поровну?
Дети:
Надо
убрать одну морковку у белого зайчика.
Педагог:
Уберите
одну морковку у белого зайчика. (Один из детей выполняет задание).
Педагог:
Сосчитайте
морковки у белого зайчика, сколько всего морковок?
Дети:
Один,
два, три, у белого зайчика всего три морковки.
Педагог:
У
серого зайчика три морковки, у белого зайчика три морковки, что можно сказать о
количестве морковок у двух зайчиков?
Дети:
У
зайчиков морковок стало поровну, по три.
4.
Часть. Работа с раздаточным материалом. Игровая ситуация «Разложи помидорки в
баночки»
Дидактическая
задача: Закреплять умения сравнивать две группы
предметов и уравнивать две неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей
группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закреплять
счётные умения (в пределах четырёх), активизировать умения употреблять в речи
количественные числительные.
Педагог:
Ребята, Чиполино ещё просит нас помочь правильно
разложить помидоры в баночки, чтобы заготовить их на зиму, давайте ему поможем.
Дети
сравнивают и уравнивают неравные группы предметов, количество помидоров и
баночек, используя двухполосную карточку, 4 плоскостных изображения помидоров и
4 изображения баночек. Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам 3 части.
5.
Часть. Речь с движениями «Весёлые овощи»
Дидактическая
задача.
Развитие
общей моторики, координации речи с движением. Развитие интонационной
выразительности речи. Закрепление умения ходить по кругу, в общем, для всех
темпе.
Педагог:
Ребята, а сейчас поиграем в игру «Весёлые овощи».
(Выбирается
водящий).
Как-то
вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Репка,
свёкла, редька, лук в центре сидит на корточках водящий
Поиграть
решили в прятки, с закрытыми глазами.
Но
сначала встали в круг.
Рассчитались
чётко тут же: Останавливаются, водящий поднимается
Раз,
два, три, четыре, пять… на ноги, дети крутят водящего
Прячься
лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
Ну
а я иду искать.
6 Часть. «Вот, какие
овощи»
Дидактическая
задача.
Формировать умение
различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и упражнять
детей в их правильном назывании, закреплять умения сравнивать предметы с
геометрическими фигурами. Учить определять пространственные отношения.
Закреплять в пассивном словаре наречия, выражающие пространственные отношения
(слева, справа, посередине).
Педагог: Ребята, Чиполлино
нам принёс интересные весёлые картинки. Что на них изображено мы узнаем, если
отгадаем загадки.
(На столах
карточки по количеству детей с изображением нераскрашенных геометрических фигур
и цветными овощами, цветные карандаши).
Три
стороны с тремя углами.
Считайте,
проверяйте сами.
По
ним меня все узнают
Скажите,
как меня зовут.
(треугольник)
Педагог:
Найдите треугольник на карточке, покажите пальчиком. Треугольник
расположен слева. Ребята, посчитаем стороны и углы у треугольника. Раскрасьте
треугольник оранжевым карандашом, аккуратно не выходя за контуры фигуры.
(Дети
выполняют задание)
Педагог:
Молодцы! Послушайте следующую загадку.
Все
четыре стороны
У
меня всегда равны.
И
четыре есть угла,
Как
у крышки для стола.
Так
в народе говорят.
Называюсь
я …. (квадрат)
Педагог:
Найдите квадрат на карточке, покажите пальчиком.
Квадрат находится посередине. Ребята, посчитаем стороны и углы у квадрата. (Дети
выполняют задание)
Раскрасьте
квадрат зелёным карандашом, чтобы фигура была закрашена ровно, штрих нужно
накладывать в одном направлении. (Показывает).
Педагог:
Вы очень аккуратно работаете, я вами горжусь. А теперь
послушайте следующую загадку.
Нет
углов и нет сторон,
Блин
напоминает он.
Как
колесо катается
И
как он называется?
Педагог:
Найдите круг на карточке, покажите пальчиком. Круг
находится справа. Раскрасьте круг красным карандашом.
Педагог:
А теперь соедините линиями фигуры с овощами
соответствующей формы.
Педагог:
С какой фигурой вы соединили помидор и почему?
(Я
соединил(а) помидор с кругом, потому что, он круглой формы).
С
какой фигурой вы соединили перец?
(Я
соединил(а) перец с квадратом, потому что, он квадратной формы).
С какой фигурой вы соединили морковку?
Я
соединил(а) морковку с треугольником, потому что, она треугольной формы.
Педагог:
Замечательно! Вы отлично справились с заданиями.
7. Часть.
Игра: «Чудесный мешочек».
Дидактическая
задача:
Закреплять умения определять предметы на ощупь, различать формы предметов (круглый,
треугольный, квадратный) и их правильном назывании. Развивать тактильную
чувствительность.
(На столе
расположены круглый, треугольный и квадратный подносы)
Педагог:
С большим я
мешочком иду в огород.
На грядках растёт
разноцветный народ.
Тут красный,
пузатый сеньор-помидор,
А там кабачок, оседлавший
забор.
Румяный редис
принакрылся листочком,
Зелёный лучок
дружно всходит рядочком.
Как солнышко,
жёлтая репка горит
И с чёрною
редькой, смеясь, говорит.
Вот рыжей лисицей
крадётся морковка,
А тут чеснока две
седые головки
И сочный кудрявый
хрустящий салат…
Теперь все в мешочке горою лежат.
Педагог: Ребята, в
этом мешочке друзья Чиполлино - овощи, мы сейчас с ними поиграем. Посмотрите, на
столе вот такие подносы для овощей, скажите какие они по форме? (Круглый,
треугольный, квадратный). Вы будете по очереди выбирать один овощ в мешке,
ощупывать его, не вынимая, определять его форму, правильно называть, класть на
поднос такой же формы, какую имеет выбранный вами овощ.
(Дети по
очереди выполняют задание. Используются муляжи овощей: перец, помидор, лук,
морковь, редька).
Педагог: Посмотрите,
никто не допустил ошибок?
Назовите овощи,
которые лежат на круглом подносе. (На круглом подносе лежат помидор, репа,
редис, лук.)
Какой они формы? (
Они круглой формы.)
Назовите овощи,
которые лежат на треугольном подносе. (На треугольном подносе лежат морковка
и редька).
Педагог: Правильно,
морковка и редька похожи на треугольник. Какой они формы? (Морковка и
редька, треугольной формы).
Педагог: А какие
овощи лежат на квадратном подносе? (На квадратном подносе
лежат зелёный перец и красный перец).
Педагог: Они похожи
по форме на квадрат, значит какой формы овощи?
(Овощи квадратной
формы).
Педагог: Правильно!
Молодцы! Вы определили овощи на ощупь, правильно назвали их и верно определили
форму.
8 Часть.
Организация окончания НОД.
Чиполино:
Ребята,
вам понравилось путешествие в огород? Что больше всего запомнилось?
Дети:
Понравилось
определять овощи на ощупь в чудесном мешочке, раскрашивать геометрические
фигуры, играть в игру - «Весёлые овощи».
Чиполино:
А
чему вы сегодня научились?
Дети:
Научились
различать фигуры, определять форму овощей, считать морковки, сравнивать числа.
(Чиполино
оценивает работу каждого ребёнка).
Чиполино:
Вы
были сегодня внимательными, собранными, сообразительными. Молодцы! За это я вам
подарю книжки раскраски «Витамины с огорода». До свидания! До новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.