Главная / Другое / Конспект непосредственно образовательной деятельности "Любите и берегите природу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Любите и берегите природу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Любите и берегите природу»

(подготовительная группа)


Задачи:

1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём).

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

3. Закрепить с детьми правила поведения на природе.

4. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов; чтение книг познавательного цикла по экологии; отгадывание загадок экологического направления.

Оборудование: надувной шарик, с прикреплённым на нём листком бумаги – сообщением, музыкальный центр, ткань желтого цвета округлой формы (затоптанный луг), ткань зелёного цвета округлой формы с наклеенными на ней луговыми цветами, мяч, ткань серого цвета (озеро), макеты деревьев (одно без листьев, другие: дуб, клён, берёза), небольшие объёмные силуэты огня из картона, макеты маленьких деревьев и кустарников, зелёная ткань, картинки – схемы для выкладывания экологических цепочек, помятые куски бумаги, пластмассовые бутылки, «запрещающие знаки» по правилам поведения на природе, в быту, на воде, сделанные из тонкого картона, лист ватмана, «гнездо», клей – карандаши, тряпичные салфетки, клеёночки (на каждого ребёнка), картинки с изображением разных видов природы, кружки разного цвета, поднос, мусорный мешок.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель обращает внимание детей на надувной шарик, который находится за окном. (К шарику прикреплен лист бумаги, на котором написано   сообщение).

Воспитатель: - Что это за шарик? Давайте посмотрим.

Воспитатель открывает окно и берёт шарик. Звучит запись фонограммы:

«Много детских садов я облетел

А теперь и к вам я залетел!

Примите сообщения от Феи природы!»

Воспитатель отклеивает от шарика сообщение и читает:

«Здравствуйте ребята! Я недавно облетала свои владения – луга, леса, поля, водоёмы и увидела, что во многих природных зонах случилась беда. Я поняла, что некоторые люди не знают правила поведения на природе. А вы знаете?  Я обхожу все детские сады и беседую с детьми, о том, как надо правильно вести себя на природе. Я скоро буду и у вас. Ждите».

Воспитатель: - Ребята! Так, значит, к нам спешит Фея природы.

Воспитатель выпускает шарик обратно в окно. Стук в дверь. Заходит Фея Природы.

Фея природы:

- Здравствуйте, ребята! А вот и я – Фея природы.

Есть в космосе только одна планета,

На которой мы с вами все живём…

Только на ней леса шумят,

Птиц, скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нету!

Вы все конечно знаете, что наша земля очень богата плодородными землями, в лесах нашей страны обитает большое разнообразие диких животных, птиц, насекомых, растёт много разных деревьев, кустарников и цветов. И всё это надо беречь! А вы знаете, что этот год объявлен годом охраны окружающей среды! Ребята, а вы хотите со мной попутешествовать? Я хочу вас пригласить на экскурсию, по моим природным владениям. Вы согласны?

Дети: Да.

Фея природы:

- Сейчас пройдёмте все со мной

В тиши укроемся лесной

Природы жизнь вам покажу

О ней немного расскажу.

Дети проходят по «тропинке» и попадают в лес, где произошёл недавно пожар. (Стоит сухое дерево, на полу – чёрная ткань, небольшие макеты огня).

Фея природы: - Ужас! Что здесь могло произойти?

Дети: Пожар.

Фея природы: - А почему это могло случиться?

Дети: Кто – то разжигал костёр и ушёл из леса, не потушив его. Кто – то бросил горящую сигарету.

Фея природы: - Да, есть ещё такие люди, которые не любят и не ценят природу. Ребята, сгорели растения в лесу - зверям, птицам и насекомым нечем в лесу питаться и им из – за этого придётся покинуть лес. Конечно, ужасна картина погибшего леса! Но подумайте, что можно сделать, чтобы лес снова возродился?

Дети: Посадить новые деревья, кустарники.

Фея природы: - Давайте с вами посадим новые деревья и кустарники.

Дети выставляют небольшие макеты деревьев и кустарников, воспитатель убирает сухое дерево, силуэты огня, меняет чёрную ткань на зелёную.

Фея природы: - Для того, чтобы вырос новый лес, нужно очень много времени, поэтому надо не допускать возникновение пожара. Скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы не произошёл пожар?

Дети: Не разжигать в лесу костров. Не бросать непогашенные сигареты.

Затем Фея природы проводит с детьми дидактическую игру «Кто вернётся в лес?»: с помощью схематических картинок дети выкладывают на доске экологическую цепочку: трава – (появились) насекомые, насекомые – (появились) птицы; кустарники и деревья – (появились) звери.

Фея природы: - Представьте себе, что прошло много лет, и мы пришли в этот лес

Звучит фонограмма «Звуки леса», дети проходят дальше – подходят к месту, где находятся макеты деревьев (дуб, клён, осина, берёза).

Фея природы: - Посмотрите, как здесь красиво! Что же это за деревья?

Дети: Берёза, дуб, клён, ясень.

Фея природы: - А какую пользу приносят деревья?

Дети: Деревья выделяют кислород, и все живые существа им дышат. Листьями и корой деревьев питаются животные.

Фея природы: - А можно ли ломать деревья?

Дети: Нет, потому что деревья могут засохнуть.

Фея природы: - А что вы видите возле этой берёзки? (Подходят к берёзе)

Дети: Муравейник.

Фея природы: - А что вы знаете о муравейниках и их жителях?

Дети: В муравейниках живут муравьи. В муравейниках много лабиринтов и этажей. Муравьёв называют санитарами леса. Муравьи очень трудолюбивы. Они живут большой семьёй. У муравьёв есть охранники, они охраняют муравейник. Ещё есть муравьи, которые кормят маленьких муравьёв и т. д.

Фея природы: - Есть такая пословица «Трудится, как муравей». Кто может объяснить смысл этой пословицы? Когда её можно применять в своей речи?

Дети: Эту пословицу применяют в речи тогда, когда хотят сказать о человеке, который любит трудиться, который много работает

Фея природы: - А можно ли разорять муравейники? Почему?

Дети: Нет. Потому что можно раздавить муравьёв, а они очень нужны лесу. Они съедают вредных насекомых.

Фея природы: - Так какие же ещё правила надо соблюдать в лесу?

Дети: Нельзя ломать деревья. Нельзя разорять муравейники.

Физкультминутка «Муравей»

Муравей нашёл былинку,

Много было с ней хлопот,

Как бревно, взвалив на спинке

Он домой её несёт.

Он сгибается под ношей,

Он ползёт уже с трудом

Но зато такой хороший

Муравьи возводят дом!

(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

Фея природы: - Слышите, в нашем лесу запели птицы. Вы узнали голоса птиц?

Дети: Соловей, кукушка, иволга.

Фея природы: - А как вы думаете, может ли лес жить без птиц? Для чего в лесу нужны птицы?

Дети: Они уничтожают вредных насекомых.

Фея природы: - Скажите, где живут птицы?

Дети: В гнёздах.

Воспитатель подводит детей к дереву с гнездом.

Фея природы: - Правильно. А из чего они строят себе дом?

Дети: Из веточек, пуха.

Фея природы: - А для чего птицам нужны гнёзда?

Дети: Птицы в гнёздах высиживают свои яйца, выводят и выращивают птенцов.

Фея природы: - А можно ли разорять птичьи гнёзда, брать в руки их яйца?

Дети: Разорять птичьи гнёзда нельзя. Яйца птиц брать в руки тоже нельзя, так как оно может расколоться и тогда птенец не появится на свет.

Фея природы: - Молодцы, ребята! Очень хорошо, что вы все понимаете, что нельзя разорять гнёзда и надо с бережностью относиться к птицам.

Звучит фонограмма «Животные»

Между деревьями, на полу разложены следы животных.

Фея природы: - Пойдёмте дальше гулять по лесу. Посмотрите, кто это оставил следы? Я вам подскажу. Помогут вам мои загадки, но они не простые. Это загадки – обманки. Так что будьте внимательны!

Первая загадка «В малине понимает толк

                         Хозяин леса, это……… (медведь)

Вторая загадка «Кто любит по веточкам носиться,

                         Конечно, рыжая……… (белка)

Третья загадка «Клубком свернулся, ну – ка, тронь,

                        Со всех сторон, колючий…….. (ёж).

Фея природы: - Молодцы! Загадки отгадали, следы узнали. А скажите, чем питаются дикие животные в лесу?

Дети: Растениями, корой деревьев, другими животными, листьями.

Фея природы: - Как вы думаете, смогли бы жить животные, если бы вымерли все птицы и растения?

Фея природы: - А теперь я вам предлагаю отправиться на луг.

Дети проходят по заданной «тропинке». Доходят до места, где лежит на полу коврик желтого цвета, круглой формы.

Фея природы: - Я ничего не понимаю! Это какое – то футбольное поле! Что могло здесь произойти?

Дети: Какие – то дети играли в футбол и вытоптали всю траву.

Фея природы: - Да, и из – за этого луг пропал! Что же теперь делать? Чем мы можем помочь?

Дети: Посадить новую траву.

Фея природы: - Правильно! Но для этого надо вскопать почву, а потом только сеять траву. Пройдёт время и луг станет прежним.

Воспитатель меняет коврик желтого цвета на зелёный, на котором прикреплены луговые цветы, сделанные из ткани.

Звучит фонограмма записи «Музыка цветов»

Фея природы: - Ребята, а давайте сейчас с вами поиграем (с использованием мяча). Игра называется «Я знаю пять названий…». (названий луговых цветов: клевер, тимофеевка, пырей, мышиный горошек, луговая гвоздика и т. д.; названий насекомых луга: шмели, пчёлы, бабочки, муравьи, жуки и т. д.).

Дети стоят полукругом, Фея природы бросает по очереди каждому ребёнку мяч, дети называют пять названий луговых цветов или насекомых луга и бросают мяч обратно Фее природы.

Фея природы: - Луг – чудесное красивое место, где мы сможем отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, полюбоваться цветами.

Цветы красивы луговые

Прекрасные они, когда живые.

Но если их сорвать, то ясно

Завянут они, и краса их погаснет.

Дети, есть люди, которые приходят на луг и рвут цветы, а потом их выкидывают. Можно так делать?

Дети: Нет. К цветам надо относиться бережно, рвать их нельзя.

Фея природы: - Молодцы!

Фея природы: - Отправляемся дальше в путь! Что вы видите впереди?

Дети: Озеро

На полу разложена ткань серого цвета.

Фея природы: - Ребята, посмотрите, какая в ней грязная вода! Кто же может выжить в такой воде? Раньше в этом озере водилась разная рыба, но теперь она исчезла. Что случилось?

Дети:

Ребёнок 1: Иль недалеко завод большой,

               В воду грязь он льёт трубой

Ребёнок 2: Иль туристы отдыхали

               В воду мусор набросали

Ребёнок 3: Иль машины моют часто

               Как она не будет грязной?

Фея природы: - Вот видите, сколько могут быть причин, чтобы стала грязной вода. От этого в озере погибли все растения. Почему не видно на берегу водоплавающих птиц, лягушек, насекомых?

Дети: Потому что им нечем стало питаться.

Фея природы: - Правильно. Вот видите, опять мы с вами убеждаемся в том, что в природе всё взаимосвязано. Не будет в воде растений – не будут там жить насекомые, рыбы и дикие птицы. Скажите, какие правила мы должны соблюдать, чтобы вода в водоёме была чистой?

Дети: Не бросать мусор в воду, не мыть машины в реке.

Около «озера» разложены пластмассовые бутылки, куски смятой бумаги.

Фея природы: - Посмотрите, а возле озера кто – то разбросал мусор, бумагу, пластмассовые бутылки. Кто это мог сделать?

Дети: - Люди, которые здесь отдыхали.

Фея природы: - А можно ли так себя вести на природе, как сделали они? Куда нужно девать мусор?

Дети: Забирать с собой. А если остались остатки пищи, то их можно закопать в землю.

Фея природы: - Давайте с вами наведём порядок возле озера, чтобы здесь было чисто и красиво. Согласитесь со мной, что всегда приятно отдыхать на природе, где чисто и нет мусора.

Дети: Да.

Фея природы: - Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети: В лесу, на лугу, возле озера.

Фея природы: - Я уверена, что вы все хорошо усвоили правила поведения на природе. Самое главное – вы должны запомнить, что в природе всё взаимосвязано: при исчезновении каких либо живых организмов могут измениться условия среды. А это может привести к гибели других организмов. Дети, мне уже пора идти к другим ребятам, в другой детский сад.

Воспитатель: - Фея природы, а нашим детям тоже пора возвращаться назад.

Дошкольники прощаются с Феей природы.

На столе разложены разные «запрещающие знаки», нарисованные на тонком картоне из серии: на воде, дома, на природе.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на стол, на котором разложены «запрещающие знаки» с изображением того, что нельзя делать на природе, воде, дома. Выберите себе любой один «запрещающий знак», который соответствует нашему путешествию, то – есть то, что нельзя делать на природе.

Каждый ребёнок выбирает себе соответствующий знак и объясняет его значение.

Дети: Нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя рвать цветы, нельзя разорять гнёзда, нельзя кидать мусор в воду, нельзя разжигать костры в лесу, нельзя разбрасывать мусор около водоёмов, нельзя бросать непогашенные сигареты в лесу и т. д.

На доске висит большой лист ватмана. На столах для каждого ребёнка разложены тряпичные салфетки, клей – карандаши, клеёночки.

Воспитатель: - Молодцы! Сейчас я вам предлагаю наклеить свой «запрещающий знак» на большой лист ватмана и у нас получится с вами плакат. Какое название мы можем ему придумать?

Дети: «Правила поведения на природе»

Дети проходят к столам, на которых лежит всё необходимое для работы, намазывают обратные стороны «запрещающих знаков» клеем, подходят к ватману и приклеивают их к нему.

Воспитатель: - Этот плакат мы повесим в нашем детском саду, пусть его посмотрят другие дети, а вы им расскажите о том, какие правила надо выполнять на природе.

Пусть исчезнет зло на свете

Пусть с природой дружат люди.

Ведь и зайцы, и лисицы, насекомые и птицы

И растения живые – людям братья все родные!

Старайтесь их не обижать,

Любить, беречь и уважать!

Релаксация. На подносе у воспитателя разложены картинки с изображениями разных видов природы, кружки разного цвета.

Воспитатель: - Ребята, если вам сегодня понравилось наше путешествие, возьмите любую картинку с изображением природы, а если не очень, то вы можете выбрать себе любой кружок.

Дети выбирают.

Воспитатель: - Я очень рада, что вам всем понравилось!












«Проектная деятельность — эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у старших дошкольников»

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Федеральные государственные требования призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, дает представления об окружающей среде.

Одной из основных задач по формированию у дошкольников представлений об окружающей среде является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Мы педагоги МБДОУ и дети идем этим путем вместе, от проекта к проекту, постепенно усложняя практические задания, планируемые и выполняемые детьми.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно так мы и строим свою работу в старшей группе и проводим все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно со взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях.

В прошедшем учебном году в старшей группе детского сада, был реализован проект «Мы - друзья природы». Целью данного проекта было формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе родного края.

Задачи проекта:

1. Формировать представления детей о природе родного края.

2. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, заботливое отношение к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

3. Научить конкретным способам исследования объектов природы родного края.

4. Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов

5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь природе родного края

6. Повысить уровень родительской компетентности по вопросам формирования экологической культуры

Участниками данного проекта были дети старшей группы, воспитатели, родители.

Реализация проекта проходила в 3 этапа проекта:

1- подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение литературы;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

В результате мы получили то, что:

1. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности.

2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Могут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы города Валуйки.

3. Ребята стали бережно относиться к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.

4. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки.

5. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

9. Пополнилась предметно - развивающая среда в группе по изучению природы родного края.

В ходе проведения собственно - исследовательского этапа реализованы кратковременные проекты «Пришла весна», «Мы друзья леса», проведены акции «Помоги детскому саду», «Наши друзья птицы»; проведены опыты и наблюдения, организовали и изготовили различные остановки экологической тропы, конкурсы кормушек, «Осенняя фантазия», игры «Следопыт», праздники и досуги совместно с родителями. Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к природе своего края, стали друзьями природы, а также повысился уровень активности родителей в вопросах охраны природы родного края.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Красная книга. Животные»

Программные задачи:

Образовательная:

- Познакомить детей с одним из способов охраны и защиты животных и растений- создание человеком Красной книги.

-Рассказать о животных, занесенных в Красную книгу. И пояснить причины почему они оказались на грани исчезновения.

Развивающая:

- Закрепить ранее полученные знания и продолжать применять их в практической деятельности.

- Развивать зрительную и слуховую память у детей, логическое мышление.

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к природе, к животным и бережному отношению к ним.

- Воспитывать усидчивость и внимательность.

Материалы и оборудование :

Презентация, картинка с изображением Красной книги, цветные карандаши, листки бумаги, подбор стихов и загадок про животных.

Методы и приемы:

Показ, беседа, рассматривание, индивидуальная работа, художественное слово, демонстрация слайдов.

Ход занятия :

Воспитатель: Здравствуйте ребята. (дети здороваются) Сегодня я пригласила к нам на занятие Знайку. Он обещал принести нам какую-то книгу, но позвонил мне и сказал, что немного опоздает к нам в гости. Пока мы будем ждать Знайку, давайте отгадаем несколько загадок. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель:

Не слыша волны океанской,

Морского простора не зная,

В далекой степи африканской

Резвится тельняшка морская.

(зебра)

Уж очень вид у них чудной:

У папы –локоны волной,

А мама ходит стриженой.

На что она обижена?

(львица)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тысячу рос.

(слон)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.

(леопард)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех (волк)

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно все загадки отгадали. Ой ребята слышите кто-то к нам стучит.

Тут в группу входит Знайка и у него в руках книга.

Знайка: Здравствуйте ребята, меня зовут Знайка. (дети здороваются со Знайкой) Извините что опоздал, я искал Красную книгу, но так и не нашел. Пришлось взять с собой книгу со стихотворениями о животных. И сейчас я вам их прочту.

Знайка:

Ягуар

-Ягуар, большая кошка,

Помурлыкай мне немножко.

- Ушко наклони пониже,

Подойди ко мне поближе.

Расскажу тебе на ушко,

Чем набью сегодня брюшко.

Тигры

Тигры- знают все ребята-

Ходят в шкурах полосатых.

От хвоста и до ушей

Цвет песка и камышей.

Пума

Кошек хищное семейство

Жить не может без злодейства

По траве. Скользя без шума,

На охоту вышла пума.

Носорог

Носорог без лишних слов

В драку броситься готов.

Он не даст себя в обиду,

Неуклюж он только с виду.

Знайка: Ребята, вам понравились стихи?

Дети: Да.

Воспитатель : Не переживай Знайка. У меня есть иллюстрации с изображением нужной нам книги и все материалы для рассказа о ее содержании.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о Красной книге «Животных». Узнаем историю и цели ее создания, какие животные занесены в эту книгу. Но для начала поиграем.

Физминутка:

- Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова- правою ногой,

Снова- левою ногой,

После- правою ногой,

После- левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Дети проговаривают слова, выполняя движения по тексту.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Красной книги.

Воспитатель: Каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны. Один из способов борьбы за сохранение биоразнообразия на нашей планете – охрана редких и исчезающих видов растений и животных. (слайд № 2)

Ребята, люди создали Красную книгу для сохранения биологического разнообразия на нашей планете. Человечество давно осознало эту опасность, и создание Красных книг разного ранга стало первым шагом в его борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте, из-за которой нет возврата. Красная книга состоит из двух томов: 1 том «Животные», 2 том «Растения».В эту книгу занесены животные и растения находящиеся на стадии

исчезновения и редкие виды животных и растений нашей планеты. В каждой стране есть своя Красная книга, а также есть международная Красная книга. 1963г. появилась первая Красная книга.

А сейчас Знайка нам расскажет о некоторых животных занесенных в Красную книгу.

Далее идет показ презентации (слайд с 3 по 18) с комментариями.

Знайка: Ребята, вы поняли как важно беречь и охранять животных. (ответы детей)

Далее Знайка изображает различных животных, а дети отгадывают что это за животное.

Дети : Спасибо тебе Знайка за интересный рассказ и игру.

Воспитатель: Дети давайте нарисуем любое животное, про которых нам рассказал Знайка.

Дети рисуют любое животное по своему выбору.

Показывают свои работы Знайке и воспитателю. Воспитатель предлагает положить рисунки детей в заранее приготовленную папку, для создания своей Красной книги в группе.

Дети прощаются со Знайкой.

Знайка уходит : Берегите природу ребята.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, так для чего нужна Красная книга?

Дети: Для сохранения отдельных видов животных и растений, которые нуждаются в охране.

Воспитатель: И как же нужно относиться к окружающей нас природе и ее обитателям?

Дети : Нужно относиться бережно. Иначе все погибнет на нашей планете.









Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по экологии. Тема: «Природа и мы»

Образовательные области:"Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Безопасность"

Цели:-объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-

вода) .

-закреплять у детей знания о правилах поведения на природе;

-учить бережному доброму отношению к природе и друг другу;

-дать понятие живая природа и неживая.

Оборудование: картина "Летом в Лесу", телеграмма.

Ход:

В. : Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами собрались. чтобы побеседовать о природе. Посмотрите, что я принесла, правильно это картина. На этой картине изображена природа. Знаете ли вы что такое природа? Природа - это то, что нас окружает:солнце, цветы, деревья, растения, животные. А как выдумаете, человек относится к природе? Является ли ее частью?

Д:Да.

В. :Правильно, человека создала природа. Она бывает живая и неживая. А как вы думаете, что относится к неживой природе?

Д. :Солнце, вода.

В. :А что к живой природе относится?

Д: Животные, растения, насекомые.

В: Какие условия необходимы для жизни живой природы? Нам нужен воздух и вода. Для чего нам нужен воздух?

Д: Чтобы дышать.

В: А для того, чтобы все люди были здоровыми. какой воздух нужен?

д:Чистый.

В:Например, в нашей комнате много пыли, поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он был чистым, нужно проветрить комнату, делать влажную уборку. А как вы думаете, что загрязняет воздух? Воздух загрязняют заводы, т. к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают из выхлопных труб отработанные газы.

В:А зачем растениям и животным нужен чистый воздух?

Д:Чтобы дышать.

В:Когда воздух загрязнен, людям и животным трудно дышать. А где же самый чистый воздух?

Д:В лесу, на море.

В:Ребята, как вы думаете, без чего еще человек не может прожить?

Д:Без воды.

В:Да, без воды. А для чего человеку нужна вода? А зачем ее пьют?

Д:Чтобы жить.

В:А какую воду считают чистой? Чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного запаха, неприятного вкуса. Иногда нам кажется, вода чистая, например в ручье, озере. Но пить ее нельзя, она может быть опасной для здоровья, а иногда для жизни.

Когда-то очень давно люди пили речную воду, а теперь ее пить нельзя. Она загрязнена. А кто ее загрязняет?

Д:Люди.

В:Многие бросают мусор в воду, целые заводы сливают грязную воду. В водопровод вода поступает из реки. Но и эту воду можно пить только кипяченую, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества и микробы. Врачи не рекомендуют пить воду из-под крана.

А кому еще нужна вода? Кто еще не может прожить без воды?

Д:Рыбам, животным, растениям и т. д.

В: Ребята, давайте представим, что мы рыбки и поплаваем в воде (звучит музыка, дети двигаются по группе)

В: Мы немного отдохнули (раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин)

П:Здравствуйте, это д/сад? Вам пришла телеграмма, распишитесь пожалуйста. До свидания.

В:(читает телеграмму) : "В окрестностях д/сада появились:возмутитель спокойствия рек и озер - Водомут, разоритель птичьих гнезд Птицегуб. нарушитель тишины - Крепкосвист. Помогите нам. Животные и птицы. "

В:Ребята надо что-то делать, а иначе случится беда в природе. (раздается шум, свист, да вот они и сами сюда пожаловали.

(входят под музыку) :

-Я- Водомут, захочу всю воду замучу, мусором забросаю.

-Я- Птицегуб люблю в птиц стрелять из рогатки. Не люблю я их шумят, чирикают, спать мешают.

-Я- Крепкосвист - моего свистка боятся все звери и птицы.

В:Почему вы шумели в лесу?

Вод. :Это разве шум? Ну-ка, Крепкосвист, свистни как следует (хочет свистнуть, но Восп. снимает с него свисток и предупреждает)

В: Веди себя прилично! У нас в группе не свистят, не шумят. Так что не хулиганьте! Иначе будете стоять в углу.

Все трое:Мы. не знали. не знали.

В:Придется вам объяснить. Ну-ка ребята, скажите как нужно вести себя в лесу?

Мальчик:Лес - это дом многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят. Скоро птицы сядут на гнезда будут высиживать птенцов. У зверей скоро появятся малыши, а вы подняли шум. Притащили музыку.

В:А ты Птицегуб, мог быть хорошим мальчиком, если бы учился меткости не на птицах. Нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель.

Девочка: Не стыдно тебе обижать маленьких птичек, которые приносят только пользу?

Мальчик: И дерево повредил, когда делал рогатку.

В:А ну-ка, выброси рогатку и обещай больше никогда не носить ее.

Птицегуб: Обещаю.

В:Ребята, а что мы будем делать с Водомутом? Посмотрите сколько всякого мусора у него! Это он и его друзья бросают в речку битые бутылки, консервные банки, разные пакеты и всячески портят красоту.

Девочка: Из-за таких как он, порезал ногу один мальчик, когда купался.

Мальчик: Да они вообще какие-то дикие: зашли не поздоровались.

В: Нет мы их так не отпустим. А Ну-ка, выбрасывайте всю эту гадость. (приносит ведро для мусора)

В: Посмотрите и послушайте чего нельзя делать в лесу. (показать картинки) .

(Дети читают стихи о природе) .

Все трое:(сбивчиво) :Ребята, простите нас мы больше не будем. Мы исправимся. сейчас же пойдем делать скворечники для птиц. До свидания. (Уходят)

В:Ребята, давайте мы тоже нарисуем как нужно охранять природу, рисунки развесим в лесу.

Литература:"Мы" программа экологического образования детей. авт. Н. Н. Кондратьева.

"Комплексные занятия в старшей группе" авт. Т. М. Бондаренко

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной подгруппе «Перелётные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной подгруппе.

Образовательные области «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация»

Цели занятия:

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт) ;

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой) ;

- учить согласовывать имена существительные с числительными;

- учить согласовывать имена существительные с глаголами;

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели… »

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу, - повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц) .

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

4. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей (поёт,

Ласточка… (щебечет,

Журавль… (курлычет,

Ворона … (каркает,

Кукушка… (кукует,

Утка (крякает,

Курица (квохчет,

Голубь (варкует,

Воробей (чирикает) .

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел? »

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей) .

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.







Конспект НОД в подготовительной группе «Встречи в осеннем лесу»

Цель: систематизировать имеющиеся знания детей об осенних изменениях в природе, о значении леса в жизни человека, о грибах.

Программные задачи

-Закрепить и обобщить знания детей о грибах, учить детей отгадывать загадки, формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

- Развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей.

- Воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать сверстников.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций и мультимедийной презентации о лесе, его обитателях и растениях различных природно-климатических зон.

Разучивание стихов о грибах, чтение произведений о природе.

Знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, считалками, со старинными народными играми.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

- фотовыставка по теме «Лес», «Грибы»;

- коллекция гербариев из листьев и цветов;

- мультимедийная презентация «Колобок – Грибничок», созданная на

основе личного фотоматериала;

- музыкальное оформление - аудиозапись «Звуки леса» и произведений

П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Раздаточный материал:

- картон;

- природный материал: кусочки берёзовой и сосновой коры;

- салфетки бумажные цветные;

- клей, кисточки.

Интегрируемые образовательные области:

«Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Ход деятельности

Ребята, сегодня я расскажу Вам интересную историю, которая произошла со мной. А вот где она произошла, вы поймёте, отгадав загадку:

«Встал стеною до небес

Перед нами чудо … (лес)

(Звучит аудиозапись звуков леса: пение птиц, журчание родника, кваканье лягушек, шум листвы от ветра)

Молодцы ребята, вы правильно отгадали - это лес! Ребята, послушайте стихи русского поэта И. А. Бунина, они посвящены красоте осеннего леса.

Мы отправились в гости к лесу.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

(Звучит аудиозапись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)

Наступила осень. Прошёл слух, что в лесу полным-полно грибов. Вот я и отправилась в лес. Прибыв на место, я, в нерешительности, остановилась - в какую же сторону пойти, где растут грибы? Вдруг меня кто-то окликнул.

Я оглянулась по сторонам и увидела самого настоящего Колобка! Подошла, поздоровалась. Он поинтересовался, кто я, откуда и зачем в лес пожаловала. Мы разговорились, и он предложил пойти вместе, а по дороге стал рассказывать мне о лесе. Лес знает много интересного про его обитателей. Но сначала Колобок рассказал мне о правилах поведения в лесу – «Лесных правилах»:

- ветки не ломать, деревья не калечить, ни травинку, ни цветок, ни листик зря не рвать;

- в лесу можно и поиграть, и поаукать, и посмеяться, но главное – никому не мешать;

- стараться не слишком шуметь, а то лес может испугаться, и не увидишь ничего интересного и не узнаешь ни одной интересной лесной истории.

И вот катится Колобок, катится по красивой лесной тропинке, я едва успеваю за ним. Выйдя на небольшую полянку, мы увидели яркую семейку грибов, маленьких и больших.

Колобок тут же с предостережением мне сказал:

Если шляпка красная,

Много белых точек,

Значит, дело ясное –

Ядовит грибочек!

Мы его не станем брать,

Чтоб не отравиться.

Эту красочную рать

Надо сторониться.

Мы полюбовались на эти красивые грибочки, я сфотографировала их на память, и мы отправились дальше. Вскоре Колобок показал мне что-то в траве, чего я поначалу и не заметила и, чуть было, не наступила. Приглядевшись, я увидели невзрачные на вид грибы.

Колобок со знанием дела пояснил мне:

Если неказист на вид,

Прячется умело,

Это самый вкусный гриб

Под названьем «Белый»!

Осторожно его срежь,

Положи в корзину,

Маринуй, соли и ешь

До весны, всю зиму!

Как много знает этот Колобок – Грибничок о лесе, о грибах! Как он любит лес и заботится о нём. Мне с Колобком было очень интересно беседовать. Мы присели отдохнуть на пенёчки. Разговорчивый и общительный Колобок предложил игру – кто больше пословиц о грибах знает.

В начале игры, как и полагается, мы посчитались:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Под горою вырос гриб,

Гриб увидел дед Архип.

День пилил, два – рубил,

Гриб на землю не свалил.

Крикнул старый бабку,

Бабка гриб – в охапку!

Насолила, наварила,

В гости звать ТЕБЯ просила!

Начинать игру выпало мне. Я сказала:

«Всякий грибок знает свой срок».

Колобок: «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Хочешь грибок - лезь под кусток».

Так мы сидели и по очереди вспоминали пословицы о грибах.

Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.

И много за морем грибов, да не по нашему кузову.

Любят грибы за нос водить.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Под большим деревом и гриб вольготней живёт.

Поиграли мы на славу! Столько пословиц вспомнили.

Немного отдохнув, мы отправились дальше. Идём, по сторонам смотрим, любуемся красивыми деревьями с жёлтой, красной, оранжевой листвой. А Колобок тут как тут: «Смотри, смотри, какая замечательная семейка!

А на стареньком пенёчке,

И особенно в тенёчке,

Всей семьёй растут грибочки –

Дружно, как солдаты,

Тянутся опята.

Колобок сказал мне, что знает много загадок о грибах, и так как я работаю в детском саду, то, может быть, они мне пригодятся?

«Конечно, пригодятся! » - воскликнула я.

Загадки о грибах

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

Незаметно прошёл день. Я собрала полное лукошко грибов. Колобок короткой тропинкой вывел меня из леса. Поблагодарив Колобка за прекрасную лесную прогулку, на прощание я сказала ему, что когда приду на работу, обязательно расскажу детям о нашей встрече и загадаю им загадки и задачи о грибах. А когда я приехала домой, то развесила грибы, чтобы они сохли.

Ребята, а сейчас я вам задам задачи Колобка-Грибничка, а вы слушайте внимательно, чтобы правильно ответить на вопросы.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты грибы? »

Цель

Развитие интереса к объектам природы, логического мышления и смекалки.

1. Наступил долгожданный январь, и в лесу выросло много грибов – опята, мухоморы, сыроежки. Кто скажет, какие грибы ещё появились в лесу?

(Никакие, потому что в январе грибы не растут)

2. У животных две пары ног, две ноги сзади, две ноги спереди. Сколько пар ног у грибов?

(У грибов только одна ножка, а пара – это значит два)

3. Кто скажет, где в лесу растут грибы?

(На земле, на пеньках, на деревьях)

Молодцы ребята, вы правильно все задачи Колобка - Грибничка решили!

Ребята, кто знает ещё пословицы о лесе, грибах?

Ответы детей:

Где один гриб, там и другой.

В лесу шуметь - только грибы распугивать.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

Молодцы, ребята. А может, кто-то из вас ещё загадки о грибах знает?

Ответы детей:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

Молодцы, ребята, и задачи Колобка – Грибничка решили, и пословицы вспомнили и загадки правильно разгадали.

Познавательная игра «Береги природу»

Цель

Систематизировать представление детей о лесе, как сообществе растений, животных, насекомых, птиц и их тесной взаимосвязи друг с другом.

Описание игры

Детям предложены картинки, изображающие лесных обитателей – растений, животных, птиц, насекомых. Педагог убирает одну из картинок, например, грибы, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися обитателями леса, если не будет грибов.

Итог занятия

Вопросы детям.

- Что нового вы узнали о лесе, о грибах?

- Расскажите, что вам понравилось, что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?

Обобщая ответы на вопросы и рассуждения детей, мы совместно приходим к выводу:

- окружающая нас природа очень красивая;

- в лесу нельзя просто так рвать цветы, топтать грибы, траву, ломать ветки

деревьев, обижать животных, жечь костры, оставлять мусор;

- надо бережно относиться к лесу и его обитателям.

Художественно-творческая деятельность

Поделка из природного материала и бумажных салфеток «Грибы на лесной полянке»

Экологический КВН «Берегите Матушку-природу»

Основная задача данного мероприятия - помочь родителям осуществлять экологическое воспитание своих детей. Родители не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринять, чтобы наши дети могли избежать многих ошибок, приводящим к экологическим бедствиям. Поскольку игра- наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер ребёнка, я и провела экологический КВН. Экологический КВН "Любите матушку-природу"

Участники : Родители, дети, педагоги.

Цель. Вспомнить простые истины и правила поведения в природе.

Задачи:В непринуждённой обстановке систематизировать знания правил поведения в природе.

Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе, развитие творческих способностей родителей и детей.

Ход.

Команды под музыку входят в зал. В зале на стенах развешены картины о природе, плакаты с призывами "Берегите природу", "Подкормите птиц зимой", "Не разводи костры в лесу" и другие.

Ведущий. Две команды вышли дружно

Чтобы КВН нам начать

А поэтому всем нужно

В нём участие принять

Каждый должен свою силу

И смекалку показать

Быть находчивым, весёлым

И, конечно, не скучать.

Все мы- дети Природы. И малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Ведущий представляет жюри. Оно должно быть из трёх человек.

Команды показывают свою визитную карточку. Нужно представить свою команду, девиз команды, приветствие соперникам, болельщикам и жюри.

Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитаны задают друг другу вопросы о природе.

Ведущий: Мы видим, что капитаны знают всё. На любой вопрос у них есть ответ.

Конкурс " Ответь правильно. "

Участники должны за минуту, как можно больше ответить на вопросы .

Далее командам раздаются карточки со стихами о природе. Они должны вспомнить название и автора стихотворений.

Ведущий. Пока команды делают это задание, дети читают стихи про воробья и про жука.

Конкурс "Художников"

Команды должны отгадать загадку, а отгадку нарисовать.

Пока идёт работа над загадками, ребята исполняют хоровод "Мы на луг ходили"

Затем проводится музыкальный конкурс.

Ведущий: Я знаю, что вы много знаете песен о природе. Но сейчас вы споёте песни о зиме, снеге, зимних забавах.

Команды по очереди поют песни.

Жюри оценивает.

Конкурс "Разгадай кроссворды"

А пока участники трудятся над кроссвордами, дети поют песню "На лесной полянке".

После каждого конкурса жюри подводит итог.

Ведущий: Пока команды пойдут готовиться, чтобы показать домашнее задание, ребята расскажут стихи.

Команды показывают сказки "Теремок", " Репка".

Жюри оценивает.

Ведущий: Здесь в зарослях лесных,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Конкурс "Узнай на вкус".

Команды по вкусу определяют какие компоненты в чае.

Ведущий: Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно заботиться об её охране.

Берегите Матушку-природу.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей и награждает.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Лес — наш дом родной»

.ЗАДАЧИ: 1. Уточнить и расширить знания детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, лесных ягод, грибов и других растений

2. Закрепить названия хищных животных : (волк, лиса, медведь. рысь, куница) и животные, которые питаются растениями или насекомыми (заяц, белка. лось, еж, барсук) лесные птицы (сорока, синица, дятел, сова, клест) насекомые (муравьи. жуки, комары, гусеницы) .

3. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту леса, бережно относиться к нему, закрепить правила поведения в лесу .

Ход занятия :

Вос-ль : Ребята. сегодня я хочу пригласить вас в одно увлекательное путешествие :

Я люблю побродить по Зеленой стране

Здесь друзей заводить очень нравиться мне .

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет .

В этой стране- благодать,

Удивительный свет .

Вот бы нам разгадать :

В чем тут секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с Зеленой страной навсегда подружись!

Вос-ль: Ну, как, догадались, куда мы отправляемся?

- Правильно. Я приглашаю вас в лес .

Неожиданно раздается стук в дверь, появляется Лесовичок.

- Здравствуйте ребята. Иду я мимо и слышу. что говорят здесь о лесе. Никак в гости ко мне собрались? Рад бы показать вам свои заповедные тропинки, да дел много .

- Лес он у меня большой, жителей в нем много. Вот и пошел проведать - все ли в порядке. А чтобы вы не заблудились в моем Зеленом царстве. оставлю вам лесную карту, а еще волшебный сундучок. В него вы будите складывать шишки. И когда вы пройдете по всем лесным тропам, загляните в каждый уголок. выполните все мои задания. сундучок наполнится, тогда я появлюсь. А чтобы вы меня долго не ждали, подуйте в эту дудочку и я появлюсь .

- Спасибо Лесовичок.

- До встречи в лесу .

-Начинаем наше путешествие.

-Посмотрим на карту .

Первая тропинка : " Знатоки леса "

Вос-ль задает вопросы детям :

- Кто главные знатоки леса?

- Какие деревья растут в лесу?

- Какие растения еще растут в лесу? (кустарники. травы. цветы. грибы)

- Что необходимо деревьям для жизни? (почва. солнце. снег. дождь. ветер и т. д)

- Почему в лесу живут разные животные, птицы, насекомые?

- Назовите хищных животных леса (волк. лиса, медведь, рысь, куница)

- Какие животные леса питаются растениями и насекомыми? (белка. заяц. еж. барсук. лось)

- Какие птицы живут в лесу? (сорока. синица. кукушка, дятел, сова. клест)

- Какие птицы выводят зимой птенцов? Где устраивает гнездо и почему?

- Кого мы называем " Лесным доктором? "

- Кто такие " Лесные санитары? "(муравьи птицы, некоторые животные, питающиеся вредными насекомыми)

- Молодцы, ребята. я вижу, что вы много знаете о лесе и о его жителях.

- Я кладу первую шишку в сундук .

2. Тропинка : Кто. где живет?

_ Скажите, ребята, с чем можно сравнить лес?

- Правильно. С большим домом, в котором множество квартир .

В каждой квартире живут свои жильцы. И меняться квартирами они не любят.В одних лесных квартирах светло, в других темно. в одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо .

(В дупле - белка. сова, в берлоге - медведь. в почве - черви и т. д) Но в лесном доме есть не только квартиры, но и этажи. подвалы и даже крыша.)

(Работа с комплектом карточек " Лесной дом " Н. А.Рыжовой)

- Что такое подвал? (земля, почва, где находятся корни деревьев)

- Кто живет в подвале? (черви, жуки. гусеницы)

- Что такое 1 этаж? (травы, цветы, грибы. ягоды .)

_ Что составляет 2 этаж? (кустарники. калина. шиповник, птицы и насекомые)

- Что относится к 3 этажу? (Деревья)

- Однажды в лесу случился переполох. Животные заблудились, перепутали этажи и не могут найти свои квартиры.

- Давайте поможем им .(Дети раскладывают карточки с изображением животных на нужные этажи)

Молодцы, ребята, вы помогли Лесовичку навести порядок в Лесном доме, поэтому я кладу еще 1 шишку в волшебный сундук.

Тропинка : " Угадайка "

(стихи, загадки. ребусы)

1. В чаще леса, вдоль тропинок

Он стоит среди осинок

Шляпка есть, но нет пальто

Отгадайте это кто? (Гриб)

2. Никого не пугает, а вся дрожит? (Осина)

3. Из семейки сосен. елок,

А зимует без иголок. (Листвинница)

4. Ребусы.

Фиэкультминутка.

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы долгоносые - тук, тук, тук

Всюду, всюду слышится - стук, стук, стук.

Мотылек на веточку сел. сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал эту песенку толстый жук,

Зажужжал он весело жу, жу, жу.

Кладем в сундук шишки за отгаданные загадки и идем дальше по тропинке .

- Посмотрите, ребята, Судя по карте мы скоро увидим избушку Лесовичка.

- Вот и она. Подойдите поближе. Около избушки много следов. Как вы думаете, кто приходил или прилетал к избушке. (На картинках изображены приметы лесных зверей - рога, хвост, клюв, следы.и т. д.) дети отгадывают.

- Молодцы, ребята, вы быстро справились с " загадками"

- Кладем шишку в сундук .

- Давайте заглянем в избушку может Лесовичок уже там. Не зря звери приходили в гости к Лесовичку .

- Нет он еще не вернулся, но оставил нам записку .

-

" Дорогие ребята! От зверей я получил телеграмму. Жалуются звери на людей. Помогите людям запомнить правила поведения в лесу.

(Дети показывают правильные картинки поведения в лесу.)

обобщение воспитателя :

Лес - зто замечательное природное богатство. Его нужно ценить и беречь, он красив во все времена года. Кто чувствует красоту леса,

тот наполняется хорошими добрыми чувствами .

- Посмотрите, ребята, какие великолепные картины приготовил вам Лесовичок. (выставка иллюстраций о лесе .)



Конспект непосредственно образовательной деятельности "Любите и берегите природу"
  • Другое
Описание:

Описание материала :" Данный конспект НОД будет интересен воспитателям , работающим в подготовительной группе по программе "Юный эколог " С.Н.Николаевой.Данный конспект НОД разработан в соответствии с требованиями ФГОС."



                                           

                                   

 

 

Задачи:

1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём).

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

3. Закрепить с детьми правила поведения на природе.

4. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Автор Пономарева Елена Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1217
Номер материала 38765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓