Главная / Начальные классы / Конспект мероприятия по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Конспект мероприятия по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Районный семинар по русскому языку на базе МБОУ « СОШ с. Вольное».

Конспект отчётного мероприятия занятий « Занимательная грамматика» по внеурочной деятельности. Возрастная категория: 2-3 класс.

Провели учителя начальных классов:

Иващенко Светлана Анатольевна и Деникина Светлана Ивановна.

Цели:

  1. Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку.

  2. Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы.

  3. Воспитывать интерес к предмету.

Учитель: Слайд №2.С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.

-Если вы посмотрите на наш эпиграф, вам сразу станет ясно, что наш главный гость - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык.

Дети: Наш язык – язык труда и света,

славный прекраснейший язык
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.
2. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч. Ученица: Грамматика, грамматика, наука очень строгая, Учебник по грамматике, всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее плохое было бы житье.
Не отправить телеграмму, и открытку не отправить!
Даже собственную маму, с Днем рождения не поздравить.
Ученик: Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом. Ученик Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык. Ученик Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь. Ученик 3. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. Ученик Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.


Сегодня мы собрались вместе, ребята, чтобы поговорить о русском языке. Сегодня прекрасное утро- начало рабочего дня, / музыка - сказка/ но с нашим одноклассником случилась вот какая история. (Голос за кадром…) В некотором царстве в некотором государстве, а именно в Воленской СОШ жил да был Матвей, обыкновенный ученик третьего класса. И мечтал Матвей о том, чтобы хоть разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Матвей, а на нем – царская одежда. Матвей: Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И, правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в школу мне теперь можно не ходить. Одноклассница Лиза: Матвей, Матвей, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой, какой ты интересный, как будто царь! Матвей: Я и так царь! Одноклассница Лиза: Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –Матвей, мой одноклассник, а не царь. Матвей: Я сказал – царь! Одноклассница: Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Валентина Ивановна для нас что – то интересное приготовила(Голос за кадром.) Задумался Матвей. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все же первое лицо в Красногорском государстве. Матвей: Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я, конечно, буду! Да не хочется плохие отметки получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ! (Пишет) (Входят Глашатай и две девочки) Матвей:Эй, слушайте мой указ…(Подаёт глашатому. Глашатый зачитывает.) Глашатай: В некотором царстве, Красногорском государстве, Я, царь – самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих подданных: Лизу Островскую и Ксюшу Долгую, – чтобы они учили меня уму – разуму. Матвей: Слыхали? А теперь приступайте к моему учению. Лиза: Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как пишется ЧА – ЩА? Через А или через… Матвей (перебивая): Через Е. Лиза: Ой! Как это?! Матвей: А вот так: я не буду писать слово “чаща”, а напишу слово “лес”. Девочки (хором): Какой умный! Ксюша: А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы? Матвей: Я не буду писать это слово вообще! Ксюша: Почему? Матвей: Потому что слов на “жиши” в моей речи вообще нет! Девочки: Какой умный! Матвей: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу! (Матвея засыпает, девочки снимают с него царские одежды и уходят). Одноклассница: Матвей, Матвей, просыпайся! Уже первый урок закончился… Матвей (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал! (Голос за кадром) Проснулся Матвей обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу на первый урок сегодня опоздал. Матвей: Что же я Валентине Ивановне скажу? Правду сказать, что я царем был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает. Да и на мероприятие по русскому языку я наверное опоздал.

Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок. (Голос Матвея) - Здравствуйте! Можно мне войти и сесть? (Голос учителя) - Здравствуй, Матвей! Как ты вовремя. А мы мероприятие по русскому языку уже начинаем.

Учитель: А ты знаешь русский язык? Предлагаю с ребятами поучаствовать в конкурсах. (Команды занимают места. Представление команд, жюри.) Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку и находчивость.

1 Конкурс «Фонетические загадки»

  1. Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.) 2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.) 3) Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.) 4)Пуфф или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. (Пуфф.) 5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.) 6) Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”? В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)

Учитель: Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Карточка 2

Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободи-ли, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

Откуда взялись кости?

/Учащиеся указывают на допущенную ошибку в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой./

  1. Конкурс «Тарабарский язык»

Учитель:Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи:

На доске: 

Варкалось. Хливкие шорьки  /есть слайд/
Пырялись по наве: 
И хрюкотали зелюки, 
Как мюмзики в мове.

– Определите части речи во втором предложении.

/Учащиеся записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи./

2 Конкурс «Головоломки» 1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.)

2. Меня вы в сказке отыщите, Я в сказке Пушкина – герой. Но «Л» на «Н» лишь замените Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3 Конкурс «Один звук» В словах которые вам даны, замените один согласный звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж. (Ногти, лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)

4 конкурс «Угадай – ка!»

1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»? А – лето Б – осень В – зима Г – весна 2) Что обозначает имя существительное? А – предмет Б – признак В – действие Г – признак предмета 3) С помощью чего человек выражает свои мысли? А – жестов Б – криков В – шипения Г – слов 4) Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по … А – звукам Б – составу В – значению Г – членам предложения 5) Как пишется слово крокодил? А – КРАКАДИЛ Б – КРОКАДИЛ В – КРАКОДИЛ Г – КРОКОДИЛ 6) Сколько в русском языке гласных букв? А – 9 Б – 10 В – 11 Г -12 7) Что называют главными членами предложения?

А – грамматическую основу Б –смысл предложения В – всё, кроме второстепенных членов Г – самое нужное 8) Кто был создателем первого славянского алфавита? А- Кирилл и Мефодий Б- Борис и Глеб В-Афанасий Никитин Г – Минин и Пожарский 9)Как называют в русском языке слова – близнецы? А – синонимы Б – омонимы В – антонимы Г – паронимы 10) Подлежащее и сказуемое могут быть: А – предложением Б – сложным предложением В – словосочетанием Г – второстепенными членами Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом, чётко произносить слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.

5 Конкурс « Искусство общения.» Ведущий: Мы сейчас покажем вам , как общаются между собой некоторые ученики. (Двое учащихся разыгрывают сценку для команд.) 1 ученик: - Ты сегодня собирался в кино? 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - А билеты ещё не купил? 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - Будешь покупать, купи мне. 2 ученик: - Ага! 1 ученик: - Зайти за тобой? 2 ученик: - Ага! Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Предлагаю разыграть правильный диалог. В каждой команде выберите по 2 участника для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя вежливые слова. Выиграет команда, у которой диалог получится наиболее живой и интересный.

6 Конкурс «Восстанови стихотворение». /Вместо этого конкурса сценка про Тамару / умение общаться Ведущий: А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов, писателей – от 15000 до 18000 слов? Великий А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете? Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение.

Вот мы дим- ви му – ма, А у мы – ма ло – мы.

Ма –ма ет – мо му – ра, Бы – что то – чис ло – бы! ( Вот мы видим маму, А у мамы мыло. Мама моет раму, Чтобы чисто было.)

  1. Конкурс «Крылатые выражения»

Учитель: Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения, которые вы должны записать и объяснить:

Объясните, когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (
рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (
в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья, 
Не в своей ... (
тарелке) я!

Учащиеся заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.

9 конкурс «Домашнее задание». Ребята сейчас покажут, что может случиться если плохо знать родной язык. (Дети разыгрывают сценки)

Команда «Грамотеи» сценка «Ударение».

По комнате ходит мальчик, держится за голову.

- Ой, как болит голова, а так хочется в школу пойти, надоело болеть. Нужно принять лекарство. (Берет бутылочку и читает.) Принимать 3 раза в день по одной столовой ложке, после приема пищи. (Принимает и начинает пищать).

- Что случилось, Вадим? Почему ты пищишь?

- Я лекарство принял, а там написано … (читает)

- Вадим, но ты неверно прочитал. Принимать после приема пищи, а не пищи.

- Ой, и правда. Учительница в школе говорила про ударение, а я и не слушал.

/ поставить ударение в словах: торты, портфель, …/

7 Конкурс. Оборудование: конверт со словами скороговорки. Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку, прочитать её правильно. Желаю успеха! Скороговорка:

У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.

8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»

- Сколько звуков в слове ЯМА? (4) - Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная) - Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка) - Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры. (посуда) - Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько слогов в этом слове. (верблюд) - Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные или гласные? (Согласные.) - Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука) - Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)

9 Конкурс «Умницы!» В тексте вставить пропущенные буквы. Прочитать его выразительно. Русский языке. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык, на котором говорят во многих странах мира. Он помогает дружить и жить в мире и дружбе.

  1. Конкурс «Родственники»

Учитель: Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется – «Родственники».

– Вы кто такие? /есть слайд/
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.

Учитель: Слова гусьгусятагусынягусеница – родственные?

Учащиеся: Нет.


10 Конкурс «В две колонки становись!» Команды получают карточку со словами: водник, водитель, водица, водительские, водолаз, водопой, вводный, водоросль, водомер. Команды должны быстро выбрать из карточки слова, родственные слову вода..

11 Конкурс «Загадка в загадке». / вместо этого синонимы по интерактивной доске/

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.

По Полотняной стране, По реке Простыне, Плывёт парохо..., То наза…, то вперё… . А за ним такая гла … ь, Что и зыби не видать. (Утюг)

Через поле и л …есок Подаётся г ...л…сок, Он б…жит по пр…в…дам – Скажешь здесь, А слышно там. (Телефон)

12 «Конкурс капитанов» Отгадайте слово:

Его корень в слове писать, Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода. (Расписка)

Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба. (Завязка)

Учитель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка. Сейчас представим слово жюри. Подведём итоги нашего конкурса. (Поведение итогов. Награждение.)

Учите русский- годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!



– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.

Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. Ведущий предлагает команде – победительнице сфотографироваться на школьном

сайте- презентации).















Дополнительный материал.

Игра на прощанье:

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “наоборот”
Скажу я слово ВЫСОКО
А ты ответишь НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО
А ты ответишь БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК

А ты ответишь ПОЛ
Скажу я слово, ПОТЕРЯЛ
И скажешь ты, НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС
Ответишь ты ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу
Ну, отвечай, КОНЕЦ!

Вступление

Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Язык, на котором мы говорим. Красив и богат . На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку , живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью

Класс делится на 2 команды

За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

“Приставки”

Девиз:
Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!

“Существительные”

Девиз:
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Задание 1

Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.

 

 

л

ь

 

 

л

ь

 

 

л

ь

 

 

л

ь

(соль, моль, боль, роль)

Задание 2

Найти слова ,которые спрятались в слове ГРАДУСНИК

Конкурс для болельщиков

Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми

Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро)
Прикусить язык (замолчать)
Засучив рукава (хорошо работать)

Задание 3

Что такое пословицы? Для чего они нужны?

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

  1. Век живи – ... (век учись).

  2. Ты ему слово, а ... (он тебе два).

  3. Когда больше двух, ... (говорят вслух).

  4. Язык мой – ... (враг мой).

  5. Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).

  6. Слово – серебро, а молчание – ... (золото).

  7. Делу время – ... (потехе час).

  8. Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).

  9. Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).

  10. Одно дело делаешь – ... (другого не порть).

Конкурс для болельщиков

Вопрос-ответ

  • У кого глаза велики? (У страха.)

  • Чем горю не поможешь? (Слезами.)

  • Кого по осени считают? (Цыплят.)

  • Что красит человека? (Скромность.)

  • Чем не кормят соловья? (Баснями.)

  • В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

  • Что надо беречь смолоду? (Честь.)

Задание 4

Движение в танце называется “па”. Добавляя по 1 букве, составь цепочку слов со следующим значением

  • вода в виде газа (пар)

  • место отдыха (парк)

  • искусственная прическа (парик)

  • теплица (парник)

Задание 5. Учимся писать стихи

Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока, помогите – найдите

Четверостишие должно получиться примерно такое:

У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.

Заключение

– Пока жюри подсчитывает очки ,команды показывают инсценировку по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”

Учите русский- годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)

– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.

Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.






Конспект мероприятия по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
  • Начальные классы
Описание:

     Конспект отчётного мероприятия занятий « Занимательная грамматика»  по  внеурочной деятельности.  Возрастная категория: 2-3 класс.

      Провели учителя начальных классов:

Иващенко Светлана Анатольевна и Деникина Светлана Ивановна.

      Данное  мероприятие было проведено на  районном семинаре учителей русского языка на базе МБОУ " СОШ с.Вольное".

 Цели, поставленные на мероприятии , были следующие:

 

  1. Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку.
  2. Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы.
  3. Воспитывать интерес к предмету.
  4.      Данное мероприятие получилось интересным, очень насыщенным, полезным для учащихся.
Автор Иващенко Светлана Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1486
Номер материала 35142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓