Главная / Технология / Конспект мастер-класса по изучению вышивки "роспись"

Конспект мастер-класса по изучению вышивки "роспись"

17


ПЛАН-КОНСПЕКТ

МАСТЕР-КЛАССА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЫШИВКИ «РОСПИСЬ»

Автор: Филонович Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детства и юношества», г. Серпухов

Назначение мастер-класса: учителям технологии и учителям начальных классов для использования на уроках труда и во внеурочной деятельности учащихся.

Цель: ретрансляция педагогического опыта – в течение занятия познакомить учителей с техникой вышивки «роспись», научить приёмам её выполнения и раскрыть возможности применения в работе с детьми.

Задачи:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- познакомить педагогов с особенностями вышивки «роспись», показать возможности её применения при изготовлении сувениров;

- обучить технике выполнения вышивки «роспись» и приёмам самоконтроля;

- развивать воображение, фантазию, интерес к русской культуре и творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей практической работе.

Ход мастер-класса:

  1. Приветствие, сообщение темы, постановка цели.

2. Содержательный блок:

- беседа-диалог;

- описание общего алгоритма работы;

- практический разбор конкретных работ.

3. Обратная связь для участников, ответы на вопросы.


Материал к занятию

Демонстрационный: образцы работ, выполненных в технике шва «роспись»; иллюстрации работ с разнообразными сюжетами и орнаментом, рисунки в технике «роспись».

Раздаточный: рисунки в технике «роспись», ткань (лен полотняного переплетения или канва), пяльцы, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, бумага в клетку, простые карандаши.



3.1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК МАСТЕР-КЛАССА

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Технический прогресс, бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. Положение усложняется утратой значительной части культурных традиций.

Система образования должна предусматривать духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества. Такой подход закреплён Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Процесс формирования и развития творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учётом собственных склонностей и пожеланий. Поэтому эстетическое воспитание тесно взаимодействует с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, художественным.

В дополнительной образовательной программе «Маленький ремесленник» вышивке отводится несколько занятий как теоретических, так и практических.

В изучении этой темы ставлю следующие задачи:

Образовательные: познакомить детей с вышивкой Русского Севера; научить выполнять рисунки в технике «роспись».

Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность,

воображение; развивать творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость; воспитывать доброжелательность, приветливость, любовь к дому, к рукоделию.

Используемые на занятиях методы обучения:

словесный (беседа, объяснение), наглядный (работы, вышитые в технике счетного шва «роспись», рисунки в технике «роспись»), демонстрационный (показ приёмов вышивки), практический, творчески-репродуктивный (по характеру познавательной деятельности).

Все темы дополнительной образовательной программы «Маленький ремесленник» объединены обереговой системой, поэтому в начале изучения темы учащиеся вспоминают (провожу опрос), что любой декор – в одежде, в украшении предметов быта и жилища – прежде всего, имел значение оберега, защиты, рассказывают о значении некоторых символов. Таким образом, переходим к вышивке.

В глубокой древности преобладающим цветом одежды восточных славян был белый. Такая одежда по-своему красива, но выглядит уж слишком однообразно и к тому же быстро пачкается. Общение с народами Востока способствовало тому, что славяне научились ткани окрашивать и отделывать их вышивкой. Произошло это так давно, что и тот и другой способы обработки тканей и изделий из них стали неотъемлемой частью народной культуры. До появления химических красок, которыми мы пользуемся сейчас, нити и ткани красили естественными красителями – отварами и настоями разных трав и кореньев. (В качестве примера привожу пятна от одуванчиков и травы на одежде во время подвижных игр.)

Вышивка – украшение ткани узором, выполненным цветными нитями по гладкому фону. Она была, чуть ли не единственным, украшением одежды или предметов быта из белого домотканого холста.

Обращаю внимание учащихся на традиционные места расположения вышивки на одежде: подол, рукава, горловина рубахи – там, где тело соприкасается с окружающей средой, передник – защита чрева и т.д.

Вышивание в русской деревне считалось девичьим занятием. Женщины сами вышивали редко, так как в свободное от земледельческих работ время посвящали изготовлению тканей, которых семье требовалось очень много. Девушки вышивали предметы, составляющие их приданое – рубахи, передники, платки, полотенца, подзоры, а так же свадебные дары – полотенца, рубахи для будущего жениха и его родни.

Девушки начинали заниматься вышиванием осенью, когда кончались полевые работы. Собирались небольшими группами в избах – на посиделках. Вышивка выполнялась обычно красными хлопчатобумажными или шелковыми нитями по белому полотну домашней выделки. Вышивали короткой стальной иглой в пяльцах, представлявших собой круглую или прямоугольную раму на которую натягивали ткань. Девушки из разных мест России применяли для вышивания разные технические приемы.

Русский Север (Архангельская, Вологодская области, Республика Карелия) – заповедная зона древнерусского искусства, сокровищница национального художественного опыта. На Русском Севере были распространены такие швы как «роспись», гладь, набор, тамбурный шов по предварительно нарисованному контуру. Орнамент вышивки был довольно сложным. Узоры таили в себе какую-то древнюю загадку, которую не могли разгадать вышивальщицы. Ткали и вышивали так, как учили их матери. На полотенцах, ширинках, рубахах, головных уборах изображались разнообразные ромбы, розетки, квадраты, кресты, а так же стилизованные растения и женские фигуры, птицы и животные, в том числе и фантастические (Приложение 1).

«Роспись» - один из старинных и наиболее распространенных швов. В некоторых источниках его называют досюльным или досельным, в смысле «с древнейших времён до сей поры». Это счетный шов, то есть, выполняется по счёту нитей (через одинаковое количество нитей ткани). Стежки выполняются горизонтально, вертикально и диагонально (показываю направление стежков на бумаге в клетку).

К счётным швам также относятся вышивка в набор и крестиком (Приложение 2). Для выполнения счетных швов лучше применять ткани полотняного переплетения, у которых хорошо прослеживается структура (лен, канва).

В счетной вышивке рисунок на ткань не переводится, а выполняется по схеме или по образцу по счету нитей (Приложение 3).

При вышивке «росписью» стежки на лицевой и изнаночной сторонах ткани составляют одинаковый рисунок. Узоры для выполнения этим швом представляют собой линейно-графические орнаменты, составленные из горизонтальных, вертикальных и диагональных стежков, как будто написанные тонкой кистью.

Неяркие краски северной природы, коротко лето, суровы зимы, поэтому протяжны негромкие песни, медлительны и плавны узоры девичьих хороводов. Такими же мягкими цветами отличаются вышивки крестьянок Русского Севера. Выполнены они в основном одним красным цветом разной интенсивности, от розового до темно-красного с небольшим вкраплением цветных нитей, окрашенных растительными красителями. Северная вышивка отличалась сдержанностью цветовой гаммы, которая, благодаря технике исполнения, смягчала красный цвет просветами белого холста.



3.2 ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК МАСТЕР-КЛАССА

Последовательность выполнения практических заданий (алгоритм):

- перенос небольшого мотива вышивки швом «роспись» на бумагу в клетку (для тех, кто быстро и успешно справляется, придумать свой небольшой рисунок);

- накалывание дырочек для вышивки (на мягкой подложке) по рисунку и дополнительно по прямой линии (7-8 см, 14-16 клеток);

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0053.JPG

- закрепление нити в начале вышивки, вышивка по прямой линии швом «вперёд иголкой» и заполнение пропущенных стежков в обратном направлении, закрепление нити в конце вышивки;

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0054.JPGC:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0055.JPGC:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0056.JPG

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0057.JPG

- заполнение мотива швом «вперед иглой»;

- прохождение по мотиву с заполнением пропущенных стежков;

- вышивка «росписью» по канве (согласно технологической карте).







3.3 Технологическая карта.


1.


Подготовка рисунка (мотива, схемы)


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0058.JPG


2.


Прохождение по мотиву швом «вперёд иголкой» (предварительно продумав направление стежков)


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0060.JPG


3.


При вышивании мелких украшающих элементов проверять «контрольные точки»: при возвращении на основную линию элемент должен быть полностью завершён, выглядеть одинаково с лицевой и изнаночной сторон вышивки


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0061.JPG

лицевая сторона

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0063.JPG

изнаночная сторона вышивки



4.


При вышивании замкнутого контура удобно выполнять мелкие элементы, расположенные вне контура на «первом ходу», а расположенные внутри контура – на «обратном» (при заполнении пропущенных стежков)


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0065.JPG


5.


Пройти по мотиву швом «вперёд иголкой» в обратном направлении, заполняя пропущенные стежки. Контролировать: стежки нигде не должны перекрывать друг друга


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0066.JPG


6.


Закрепить нить в конце вышивки. Вышивка выглядит одинаково с лицевой и изнаночной сторон.


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0067.JPG

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0070.JPG



3.4 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  • В северной вышивке существует несколько швов, выполняемых по счету нитей. Какие швы по счету нитей вам знакомы?

(К счетным швам относятся: крест, набор, «роспись».)

  • Переводится ли рисунок на ткань при выполнении счётных швов?

(В счетной вышивке рисунок на ткань не переводится, а выполняется по схеме или по образцу по счету нитей.)

  • Какими цветами чаще всего вышивали на Русском Севере?

(Разными оттенками красного, от розового до тёмно-красного.)

  • Чем красили нити и ткани?

(Растительными красителями)

  • Чем характерен шов «роспись», чем он отличается от других счетных швов?

(Лицевая и изнаночная стороны одинаковы)

  • Какие работы, представленные на выставке, выполнены в технике шва «роспись»?

  • Какую ткань лучше брать для выполнения счетных швов?

(Для выполнения счетных швов можно применять ткани полотняного переплетения, у которых хорошо прослеживается структура (лен, канва).


















4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ, не располагает таким богатством традиций в области национально народного искусства, как Россия: необычность композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, и, особенно, вышивки, это большой и увлекательный мир, своеобразная школа знаний и творческих идей.

Знание исторических корней, проникновенное понимание художественного прошлого своего народа помогает творить современное искусство.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В процессе изучения вышивки Русского Севера учащиеся выполняют работу с интересом, развивают пространственное мышление, внимание, память, что позволят раскрывать творческий потенциал при изучении следующих тем,

находят своим вышивкам новое интересное применение – это могут быть открытки, закладки, можно вставлять вышитые мотивы в лоскутное шитьё (Приложение 4).











5. ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. – М., 1978.

  4. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиции и современность: Учебное пособие. – М.: Северный паломник, 2008.

  5. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции. − 2003.

  6. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990.

  7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М.: Наука. – 1978.

  8. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

C:\Users\мама\Desktop\Новая папка\Table_1-400x319.jpg

http://rusuzor.ru/photo/bars_krasn_panno.jpghttp://www.all-karelia.ru/resources/38021-original.jpeg

http://s1.uploads.ru/t/FpsuH.jpghttp://batfx.com/index.php?s=c858d5d98cae0c6c1d132bd7ec8f5c7b&act=attach&type=post&id=1026

Приложение 2

http://silaev-ag.ru/UserFiles/Image/first_page/vernisage-9.gif

Вышивка «росписью»

http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik38.jpg

Вышивка «в набор» и крестом с элементами «росписи»

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRXfHhWnS9Do7kH_LuYZT6eU35H-9T7H0wWuB2feiPzMBjuX_DR

Вышивка «в набор»

http://vilushka.ru/pic_V/kr.jpg

Вышивка крестом

Приложение 3

C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0045.JPGC:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0046.JPG


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0048.JPGC:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\DSCN0051.JPG


C:\Users\мама\dwhelper\КУРСЫ 2013\роспись\222.jpg



Приложение 4



C:\Users\мама\Pictures\лакомники.jpg

Конспект мастер-класса по изучению вышивки "роспись"
  • Технология
Описание:

Обучение в творческом объединении "Рукодельница" ведётся по трём программам, рассчитанным на различный возраст обучающихся. Программы составлены на основе опыта народных и профессиональных мастеров прикладного творчества с учетом народных традиций и народной педагогики, большое внимание уделяется изготовлению традиционных  и авторских кукол с соблюдением традиций. Изучение и изготовление куклы невозможно без изучения традиционного костюма. Параллельно учащиеся осваивают такие виды рукоделий, как вышивку «роспись» и «набор», плетение поясов и ручное ткачество, учатся составлять лоскутные узоры, подбирать цветовую гамму в изделии. Изготавливая традиционные и авторские куклы, они шьют им одежду соответственно региону и предполагаемому образу куклы. Сшивая  вручную кукольные рубахи и сарафаны, ребята учатся делать мелкие стежки и сборочки, украшать отделкой из мелких лоскутов.

Цель данного мастер-класса: ретрансляция  опыта работы творческого объединения «Рукодельница» по приобщению учащихся к истокам культуры и традициям народов России посредством изучения традиционных рукоделий.

Задачи: поделиться опытом и методикой преподавания по теме «Вышивка», познакомить с вышивкой Русского Севера; познакомить с особенностями вышивки «роспись», научить выполнять рисунки в технике «роспись», обучить технике выполнения вышивки «роспись» и приёмам самоконтроля.

Автор Филонович Ольга Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1431
Номер материала 50015
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓